Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена проблеме поиска и изучения новых форм организации помощи обучающимся школы в выборе профессии.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профильное обучение, общеобразовательные учреждения. 

В современных условиях существует потребность в новых формах организации профильного обучения, позволяющие совмещать подготовку по дисциплинам учебного плана с их прикладной и практической направленностью, параллельно обеспечивая развитие и самоопределение обучающихся.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования определены основные требования подготовки обучающихся:

- формирование мотивации к труду; потребности к приобретению профессии; овладение способами и приемами поиска информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью, поиском вакансий на рынке труда и работой служб занятости населения;

- развитие собственных представлений о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности; приобретение практического опыта, соответствующего интересам и способностям обучающихся;

- создание условий для профессиональной ориентации обучающихся через систему работы педагогов, психологов, социальных педагогов и т.д. [1, C. 28-29].

В исследованиях, посвященных изучению профессионального самоопределения учащейся молодежи, выделены компоненты мотивационно-потребностный (наличие мотивов выбора профессии, активная позиция ученика в осуществлении процесса принятия решения о выборе профессии, наличие запасных вариантов профессионального выбора); когнитивный (представление об индивидуальных особенностях, полнота и дифференцированность знаний о мире профессий, знания о своих профессионально важных качествах (ПВК) и склонностях, умение работать с источниками информации, информированность о требованиях профессии к индивидуальным характеристикам человека); деятельностно-практический (умение ставить цель выбора профессии и составлять программу действий для ее достижения, самоанализ имеющихся вариантов выбора профессии, самоконтроль и коррекция профессиональных планов, самоактуализация потенциальных возможностей), которые необходимо учитывать при организации работы, направленной на профессиональное самоопределение учащихся [2, С. 14].

В современных условиях городского округа «Город Якутск» организационная деятельность по профессиональному самоопределению учащихся осуществляется в рамках профильного обучения старшеклассников. Сегодня профильным обучением охвачены практически все школы города. Так 13 муниципальных общеобразовательных учреждений с профильным обучением: 7 школ с углубленным изучением отдельных предметов (МОБУ СОШ №№ 5, 21, 26, 29, 31, 33, Саха гимназия); 4 – с техническим уклоном (МОБУ Национальная политехническая общеобразовательная школа N2, МАОУ Саха политехнический лицей, МОБУ Физико-технический лицей, МОБУ Технический лицей Н.А. Алексеевой); 2 – с углубленным изучением иностранного языка (МОБУ Саха-канадский центр, МОБУ Саха-корейская школа) [3].

Таким образом, для организации помощи обучающимся школы в выборе профессии, обусловленным социальным заказом общества и государства, также потребностью личности в профессиональном самоопределении, необходимо:

  1. организация профессиональной ориентация обучающихся с учетом  природно-климатических, экономических, социокультурных условий и должна стать неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений;
  2. комплекс совместных мероприятий (образовательных учреждений, родителей, внешкольных хозяйствующих субъектов) по оказанию помощи обучающимся в выборе профессии;
  3. реализация в учебном процессе через такие формы, как специальный курс по выбору профессии, научное общество учащихся; тематические вечера, работа консультантов по предметам, выездные мероприятия по предприятиям и профильным организациям и т.д.

Литература:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» // [Электронный текст] минобрнауки.рф.
  2. Солдатова, С.Д. Организация профессиональной ориентации старшеклассников сельских школ на технические специальности [Текст] / С.Д. Солдатова. – Якутск: Сфера, 2011. – 14 с.
  3. Сайт управления образования Окружной администрации города Якутска // [Электронный текст] http://www.yaguo.ru