Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье рассматривается инновационная форма организации профессиональной ориентации, как создание школьного бизнес-инкубатора. Данная форма также является эффективным механизмом формирования личностного и социального самоопределения старшеклассников.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, школьный бизнес-инкубатор, школьное предпринимательство

За последние годы в Республике Саха (Якутия)  наблюдается повышенный интерес со стороны органов власти к организации профессиональной ориентации молодежи. В связи с функционированием  Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики до 2020 года Правительство Республики Саха (Якутия) предпринимает меры по кадровому обеспечению реализации данного программного документа, созданию системы профессиональной ориентации, способствующей оптимальному распределению трудовых ресурсов на Севере, прогнозированию развития регионального рынка труда [1].

Введение новых Федеральных государственных образовательных стандартов, основанных на компетентностном подходе, формировании метарпедметных и личностных результатов, реализация положений нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», ориентированного на новое качество образования – с одной стороны и вступление России во Всемирную торговую организацию, подготовка профессиональных стандартов во всех отраслях экономики России – с другой стороны, говорят о необходимости формирования качественного иного выпускника школы, способного к успешной социализации, адаптации ко взрослой жизни через самоопределение на основе компетенций организации деятельности любого типа (учебной, трудовой, общественной и др).

В целях расширения путей социализации, самоопределения школьников, для обеспечения возможности школьникам заняться реальным делом,  необходимо создать условия, позволяющие выявить у него предпринимательские способности, сформировать умение генерировать идеи, овладеть подходом к решению различных проблем, создать возможность получения всесторонней  ресурсной поддержки (образовательной, информационной, производственно-технической, консультационной и др.).

Наиболее подходящей формой организации подготовки школьников с выходом на создание реального нового продукта или услуги является создание  Школьного бизнес-инкубатора, который осуществляет деятельность при взаимодействии образовательных структур (общего среднего, дополнительного образования), структур предпринимательства (Министерства предпринимательства, Бизнес – инкубатора РС(Я), компании, предприятия, бизнес-организации и сообщества), управляющих структур   (министерства, Правительство, градообразующие фирмы и предприятия) и ведущие вузы, колледжи (в нашем случае ФГАОУ ВПО СВФУ и др.).

Бизнес инкубатор для школьников должен стать стартовой площадкой для формирования нового поколения выпускников, эффективным фактором личностного и социального самоопределения школьников.

Современный интерес к предпринимательству школьников как сфере деятельности, позволяющей максимально реализовать свои индивидуальные способности, достичь высокого уровня профессионализма, раскрыть творческий потенциал и  др. В социально-экономических условиях при государственной поддержкой малому бизнесу предприниматель становится наиболее востребованной фигурой в экономике.

Бизнес инкубатор в школе поможет сориентировать активных, инициативных, целеустремленных учащихся на предпринимательскую деятельность как значимую  жизненную установку.

Цель создания школьного бизнес-инкубатора является поддержка школьных  инновационных, учебных, социальных и предпринимательских проектов на каждом этапе их реализации.

Школьный бизнес-инкубатор МОБУ СОШ №21 г. Якутска был открыт 1 сентября 2013 года, совместно с Министерством по делам предпринимательства и развития туризма РС(Я), АУДПО «Бизнес-школа» на основе договора о совместном сотрудничестве №933 от 28 августа 2013 года.

В щколе проводидятся уроки по основам предпринимательства, экскурсии по объектам малого предпринимательства. Педагоги школы прошли обучение по предмету «Основы предпринимательства» в республиканском Бизнес-инкубаторе. Ученица 10 класса Ксения Терещук стала призером республиканской олимпиады по предпринимательству среди учащихся. Летом 2014 года двое учащихся 21-й школы зарегистрировались в качестве индивидуальных предпринимателей.

 Так, Насыров Вадим Николаевич, ученик 9 класса,  создал  ИП «Насыров В.Н.». Он занимается изготовлением  бетонных, керамических изделий и Тытыгынаев  Сюргэн Гаврильевич, ученик 11 класса, создал ИП «Тытыгынаев С.Г.» и занимается деятельностью, которая  связанна с использованием вычислительной техники и информационных технологий: обработка данных; деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов.

Бизнес-инкубатор создает комфортные условия для индивидуальной и коллективной творческой работы.

Предпринимательская подготовка школьников позволяет по-новому решать такие актуальные для развития системы образования и общеобразовательных организаций проблемы, как: развитие личности школьника и педагога;  реализация деятельностно-компетентностного подхода в обучении;  воспитание школьников (духовно-нравственное, трудовое, экономическое, экологическое и др. аспекты);  профессиональная ориентация учащихся; партнерство  с вузами и  с бизнесом, привлечение предпринимателей к образовательному процессу;  социализация и социальная адаптация учащихся; повышение конкурентоспособности образовательной организации. Тем самым создание школьного бизнес инкубатора повысит конкурентоспособность и привлекательность общеобразовательной организации для школьников и  их родителей.

Школьный Инновационный бизнес-инкубатор при МОБУ СОШ 21– это открытая инфраструктурно-консультационная площадка для развития школьного предпринимательства в г. Якутске. Это уникальное место, где можно, обладая желанием, идеями и упорством, начать свой бизнес с нуля, получить консультации специалистов и просто пообщаться с интересными предприимчивыми людьми.

Бизнес-инкубатор действует как структурное подразделение  МОБУ СОШ №21, что дает следующие преимущества: специалисты бизнес-инкубатора помогут школьникам подготовить инновационные, учебные, социальные или предпринимательские проекты, сформировать межшкольные бизнес-команды; · бизнес-инкубатор – это сетевая модель взаимодействия различных структур, имеющее современное техническое оснащение и необходимый состав помещений для организации компьютеризированных рабочих мест, проведения переговоров, семинаров, выставок. Имеется офис  консультантов, объединенная бухгалтерия для резидентов, производственная лаборатория и офис для оказания почтово-секретарских услуг.

МОБУ  поддерживает кооперацию с различными бизнес-партнерами, предприятиями города, высшими учебными заведениями, организациями дополнительного образования и т.д., что будет содействовать успеху инновационных проектов.

Школьный Бизнес-инкубатор, создаёт благоприятные условия для реализации школьных инновационных проектов, возникновения  эффективной деятельности для реализации оригинальных научно-технических идей.

На площадке бизнес-инкубатора проводятся конкурсы и семинары, тренинги, деловые игры, мастер-классы, выставки, презентации.

 На наш взгляд, необходимо заключение договоров о сотрудничестве школы и вузов в области предпринимательской подготовки школьников, а также договора вузов с  Министерством образования Республики Саха (Якутия) о поддержке развития Школьных бизнес-инкубаторов. Аналогичные документы нужны при организации Межшкольных  бизнес – инкубаторов  на базе учреждений дополнительного образования. Со стороны вузов необходимо предусмотреть создание системы льгот и преференций для школьников - участников Школьных бизнес-инкубаторов, особенно участников совместных с вузами предпринимательских проектов, достигших практических результатов, успешно выступающих на конкурсах, выставках, презентациях и имеющих первые продажи.

Бизнес-инкубатор создает комфортные условия для индивидуальной и коллективной творческой работы, учитывая потребности резидентов, персонала и приглашаемых специалистов, поскольку слаженная работа команды инновационного проекта – это одно из трех ключевых условий успешности проекта. Два других условия – творческий потенциал и способность обучаться.


Литература

1.Панина С.В.Социальное партнерство в региональной профориентационной работе с учащейся молодежью //Теоретические и прикладные аспекты современной науки. Серия: социально-гуманитарная: коллективная монография /колл.авт. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество».2014.-272 с. С.160-186.