Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье раскрывается определение и сущность процесса управления взаимодействием образовательной организации и социума. Ссылаясь на основные принципы применения проектной деятельности, авторы приводят в качестве примера опыт организации взаимодействия МБОУ «Сыланская СОШ имени профессора Г.П.Башарина» и сельского социума.
Ключевые слова: организация, управление, взаимодействие, образовательная организация, проектный метод, проект.

      Взаимодействие - организация совместных действий индивидов, групп и организаций, позволяющих им реализовывать какую-то общую для них работу. Формирование системы, способной выполнить функции взаимосвязи между ее субъектами, осуществляется уже достаточно продолжительное время в различных вариантах с учетом социальных потребностей обществ, в которых эти системы функционируют.  Т.И. Шамова, Ю.А. Конаржевский, К.А. Нефедова, П.И. Третьяков в своей совместной работе, посвященной внутришкольному управлению, где рассматривают основные пути его совершенствования, реализации системного подхода во всех видах управленческой деятельности, уделяют внимание проблеме сотрудничества, взаимодействия школы и органов управления образованием [2]. Авторы, отмечая, что идет переориентация органов управления и учебных заведений с разовых мероприятий на длительный процесс, предполагающий постоянный поиск форм качественного обновления системы образования, считают, что важным вопросом обновления образования является изменение структуры управления. Процесс управления качеством образования, возможно, осуществлять наиболее результативно при взаимодействии районного органа управления образованием и учебных заведений. Философская категория «взаимодействие» отражает процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. Взаимодействие – это объективная и универсальная форма движения и развития, определяет существование и структурную организацию материальной среды [2].

         Взаимодействие в сфере управления между субъектами педагогической системы позволяет решать в рамках демократизации и общественных отношений многие вопросы, в том числе и повышение качества образования с несколько иных позиций. Поэтому, понятие «взаимодействие территориального управления образования и учебных заведений» мы рассматриваем как универсальный способ в образовательном  процессе решения системообразующей проблемы повышения качества образования на основе использования проектного метода. В условиях решения стратегических задач, связанных с развитием школьного образования, важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить, находить нестандартные решения и проявлять готовность к обучению в течение всей жизни. В контексте этих предпосылок, метод проектной деятельности, как средство реализации индивидуального развития личности, не может не обратить на себя внимание [1]. Данный принцип применения проектного метода эффективен и в управлении взаимодействием образовательной организации и сельского социума.

        В качестве примерадля изучения и обобщения опыта по управлению взаимодействием образовательной организации с окружающим социумом может быть признана организация деятельности МБОУ «Сыланская СОШ имени профессора Г.П. Башарина», где создана система взаимодействия школы и социума для обеспечения эффективной работы в воспитании детей на основе разработки проекта «Бигэ туруктаах, чел куттаах о5о – инникигэ эрэлбит».  С целью взаимодействия образовательного учреждения и сельского социума разработаны и подписаны договора о сотрудничестве предприятий в участии в этом проекте. Взаимодействующие предприятия  и общественные организации проекта:

  1. Администрация МО «Сыланский наслег» (глава администрации Сивцев Е.А.)
  2. СУБ – Сыланская участковая больница (гл. врач Семенова Ю.И.) 
  3. МБДОУ –ЦРР «Сулусчаан  (зав. Сивцева Е.П.)
  4. Филиал ПО «Маарыкчаан» магазин «Чороон» (зав. Сивцева М.В.)
  5. Участковая ветеринария (зав. Новгородова М.И.)
  6. СДК имени А.А. Сивцев (директор Собакин А.Н.)
  7. Модульная библиотека (зав. Аммосова А.В.)
  8. Филиал МПС МПЧ №5 (начальник Семенов Н.С).
  9. Филиал ОАО «Туймаада – нефть» (зав. Баишев В.Б.)

Общественные организации:

  1. Совет ветеранов «Алаһа» (председатель Макарова К.В.)
  2. Совет стрелков «Ураанай» (председатель Аянитов А.А.)
  3. Женсовет «Саьарҕа»  (председатель Новгородова М.И.)
  4. Совет отцов «Эр бэрдэ» (председатель Яковлев Е.И.)

         Своевременное и качественное взаимодействие органов управления образования, учебных заведений и общественности позволяет совершенствовать структуру этого процесса.  Практически определить и научно обосновать не только степень значимости взаимодействия управления образования и учебных заведений как воспитательного фактора повышения уровня качества образования, но и уровень его влияния на основной вид деятельности – предоставление качественных образовательных услуг, постоянное повышение их уровня на основе проблемно – ориентированного и личностно – ориентированного подходов.

Литература

  1. Варламова С. Г. Субъект-субъектные отношения в проектной деятельности [Текст] / С. Г. Варламова, Ф. М. Сокольникова // Приоритетные направления развития науки и образования : материалы III междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 04 дек. 2014 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. – С. 56–57. – ISBN 978-5-906626-52-3.
  2. ШамоваТ.И. Внутришкольное управление / Т.И. Шамова, Ю.А. Конаржевский,  К.А. Нефедова, П.И. Третьяков; Под ред.Т.И. Шамовой. - 1991