Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена проблеме коммуникативной компетентности. Раскрыты содержание данного понятия, краткая история его возникновения и развития. Понятие соотнесено с близкими по смыслу: коммуникативные способности, успешность в общении. Обозначены методы формирования коммуникативной компетентности.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность,  коммуникативные способности, успешность в общении, коммуникативные трудности, барьеры в общении.

Успешность межличностного взаимодействия связана с такими понятиями, как общение и  коммуникативная компетентность. Внимание к общению  было обращено тогда, когда в сфере научных интересов психологов оказались личность и человеческие взаимоотношения. Необходимо было выявить факторы, критерии, механизмы успешности межличностного общения людей.

В теории деятельности традиционно считалось, что успешность деятельности человека зависит от уровня развития его способностей. В связи с этим было естественно ожидать, что точно также будет поставлена и в принципе решена проблема относи­тельно общения: его успешность в свою очередь зависит от наличия у чело­века особого рода способностей – коммуникативных. Так в научный оборот вошло понятие «коммуникативная компетентность».

Внимание к коммуникативной компетентности возросло тогда, когда в практику общения людей стали внедряться различные, заимст­вованные за рубежом, методы, рассчитанные на развитие коммуникативных способностей у человека и на повышение его коммуникативной компетен­тности. Рассмотрим в этой связи, каким образом разные авторы определяют коммуникативную компетентность человека, коммуникативные умения и на­выки, коммуникативные способности и другие личностные качества, от ко­торых зависит успешность общения людей друг с другом.

В начальный период разработки данной проблематики в нашей стране ученые обращали внимание на те специфические трудности, которые возникают у человека в его общении с людьми, и пытались связать эти трудности с дефицитом у человека определенных знаний и умений. А.А. Бодалев [1], рассматривая проблему активности человека в общении, указы­вает на то, что нормальное общение человека с людьми предполагает точное согласование его собственных вербальных и невербальных коммуникатив­ных действий с соответствующими действиями общающихся с ним людей. А.А. Бодалев использует термин «коммуникативное ядро лич­ности». Под ним автор понимает все, что относится  к  личности человека и как-то влияет на его общение с людьми, включая по­знание и поведение по отно­шению к людям, а также черты характера человека, проявляемые в общении.

А.А. Бодалев также вводит понятие «трудности в общении» [1], причиной возникновения которых он считает несоответствие мотивационной и инструментальной коммуникативных составляющих общения, большую разницу в возрасте и жизненном опыте общающихся, проблемы, связанные с расхождением мотивации общения, инструментальных, коммуникативных действий и эмоций. Такие трудности в той или иной степени испытывает большинство людей, причем независимо от того, осознают или не осознают они эти трудности. Разница в этом плане между людьми состоит лишь в том, насколько они понимают эти трудности и признают факт их существования у самих себя.

Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская и П.В. Растянников  считают коммуникативную компетентность синонимом понятию «компетентность в общении» и определяют ее как «способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми» [2]. В состав так понимаемой коммуникативной компетентности включает­ся система знаний и умений, обеспечивающих успешное протекание коммуникативных процессов у человека. Под последними, в свою очередь, пони­маются те процессы, которые имеют место в общении людей между собой.

Рассмотренная работа представляется наиболее основательной в интересующей нас области знаний. Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская и П.В. Растянников критичны в оценках возможности полноценной психодиагностики  и практического развития коммуникативной компетентности человека. Они открыто признают, что это пока сделать невозможно, и ограничивают свои притязания лишь диагностикой и развитием коммуникативной компетентности человека в сравнительно небольшом диапазоне социальных ситуаций, для которых могут оказаться релевантными метод групповой дискуссии, овладение техникой публичных выступлений и социально-психологический тренинг, овладение методикой делового общения, освоение и использование разных форм речевого этикета. При этом метод группо­вой дискуссии авторами рассматривается как основное средство развития коммуникативной компетентности человека.

Четкость в постановке проблемы Ю.М. Жуковым, Л.А. Петровской и П.В. Растянниковым позволяет констатировать следующее. Во-первых, то, что проблему определения, диагностики и развития коммуникативной компетентности в современной науке нельзя считать удовлетворительно решен­ной. Во-вторых, имеющиеся подходы к ее решению касаются лишь некото­рых аспектов коммуникативной компетентности. В-третьих, освоению и использованию разных форм речевого этикета, подходящих для множества ситуаций повседневного общения, до сих пор не уделяется должного внимания ни в науке, ни в практике. Следовательно, сама коммуникативная компетентность в полном объеме не изучается. Это особенно касается вербальных составляющих коммуникативной компетентности.

Существует и иное понимание коммуникативной компе­тентности. Ю.Н. Емельянов, например, соотносит ее со способностью человека брать на себя и исполнять различные социальные роли, а также с умением человека адаптироваться в различных социальных ситуациях, сво­бодно владеть вербальными и невербальными средствами общения. К проявлениям коммуникативной компетентности автор также относит умение человека организовывать так называемое «межличностное пространство» в процессе инициативного и ак­тивного общения с людьми [3].

Наряду с межличностным пространством для характеристики коммуникативной компетентности Ю.Н. Емельянов использует понятие «деятельностной среды», считая, что коммуникативная компетентность человека проявляется также в том, насколько умело он воздействует на эту среду для достижения своих целей, в какой степени он делает собственные коммуникативные действия понятными для окружающих людей.

В содержание так понимаемой коммуникативной компетентности Ю.Н.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Емельянов также включает осознание человеком своих потреб­ностей, ценностных ориентаций, «техники личной работы», перцептивных умений, возможностей в освоении норм и ценностей других социальных групп и людей, своих чувств, психологических состояний и многое другое. В конечном счете, пишет Ю.Н. Емельянов, коммуникативная компетентность должна рассматриваться как категория, регулирующая всю сис­тему отношений человека к природному и социальному миру, а также к са­мому себе [3].

Такая трактовка понятия «коммуникативная ком­петентность» вызывает немало споров в научной среде [А.Ш. Гусейнов, И.Р. Алтунина, 1999], поскольку Ю.Н. Емельянов включает в коммуникативную компетентность факторы, регулирующие по существу все возможные отношения человека с окружающим миром, причем значительная часть этих отношений не связана с человеческим общением. Вместе с тем, отметим, что ценным в определении коммуникативной компетентности по Ю.Н. Емельянову является то, что в это определение включается владение человеком всеми без исключения средствами общения с людьми, а также умелое исполнение им социальных ролей в об­щении, правильность восприятия людей как личностей.

В другой своей работе Ю.Н. Емельянов определяет коммуникативную компетентность как способность человека к эффективному общению с людьми, как «такой уровень сформированности межличностного опыта, ... который требуется индивиду, чтобы ... успешно функционировать в данном обществе» [3, С. 4].

В этом толковании коммуникативной компетентности автор соотносит ее с воспитанностью человека. Для развития коммуника­тивной компетентности  Ю.Н. Емельянов предлагает использовать дискусионные, игровые методы и сенситивный тренинг (тренинг межличностной чувствительности).

К числу исследований, затрагивающих проблему коммуникативной компетентности человека, следует также отнести работу В.Н. Куницыной [4]. Автор этой работы обозначает разные уровни успешности общения людей – такие, от которых могут зависеть результаты общения. Применительно к каждому уровню В.Н. Куницына дает развернутую характеристику тех черт личности, которыми обладает человек, общающий­ся с другими людьми на данном уровне коммуникативной компетентности. Перечень персональных качеств, приписываемых субъекту общения, можно рассматривать как оценку личностной составляющей его коммуникативной компетентности.

В.Н. Куницына вместо понятия «ком­муникативная компетентность» вводит понятие «успешность общения» [4]. Приме­нительно к неформальному общению это понятие определяется следующим образом: «Успешность общения проявляется в достижении и сохранении психологического контакта с партнером в целях стабилизации межличностных отношений на их оптимальной стадии развития через достижение со­вместимости, согласия, взаимной приспособленности и удовлетворенности путем гибкой корректировки умений, состояний, целей, способов воздейст­вия в соответствии с меняющимися обстоятельствами». В этом определении имеются термины, значение которых точно не известно: «психологический контакт», «совместимость», «взаимная приспо­собленность». Без строгого определения дополнительных терминов невозмож­но практически использовать предложенное определение успешности обще­ния, так как не известно, что и как в данном случае необходимо оценивать в содержании указанных частных понятий.

Вопроса о коммуникативной компетентности, не называя ее этим термином, касаются и исследования, связанные с изучением трудностей, возни­кающих у человека в его общении с людьми. На такие трудности в своих ра­ботах обращает внимание В.А. Лабунская [5]. Она объединяет соответствующие трудности в следующие основные группы: социально-перцептивные и экспрессивно-речевые. Одной из основных таких трудно­стей является своеобразный эгоцентризм, который в его различных проявле­ниях демонстрируют люди в их непосредственном общении друг с другом.

В исследовании Е.А. Лещинской [6] была затронута проблема диагностики и коррекции коммуникативных трудностей у младших подростков. В качестве возможных причин таких трудностей Е.А. Лещинская называет наличие в структуре личности подростка отрицательных черт характера, затрудняющих его общение с людьми. Автор рассматриваемой ра­боты не обходит стороной и понятие коммуникативной компетентности и определяет его как качества, способствующие успешности протекания процесса общения, причем отождествляет эти качества с комму­никативными способностями человека.

В исследовании Е.А. Лещинской средствами психологической коррекции недостатков в общении являлись метод групповой дискуссии и ролевая игра. «Коррекционный эффект, – пишет автор, – достигался за счет получения и осмысления личностью новых знаний о себе и о других членах группы» [6, С. 14].

Одной из работ, посвя­щенных проблематике коммуникативных барьеров, явилось исследование Е.В. Залюбовской (1984). В нем дается определение коммуникатив­ных барьеров, раскрывается их структура, выясняются причины возникнове­ния, ищутся способы предупреждения и устранения. Автор определяет коммуникативный барьер как некоторое психологическое препятствие на пути нормального общения людей. В качестве причин возникновения коммуникативных барьеров называется неадекватность мотивации общения (психологическая несовместимость мотивов общения, исходя из которых люди вступают в межличностные контакты друг с другом); дефицит операциональных возможностей субъектов общения (слабое развитие у них или неглубокое освоение ими средств общения); особенности индивидуальных свойств партнеров по общению (психологическая несовместимость людей по характерам); особенности ситуации общения (ее неопределенность или провоцирующая конфликты обстановка).

В ходе проведенного эксперимента Е.В. Залюбовской было доказано, что участие людей в совместном обучении иностранном языку по методу активизации резервных возможностей личности (Г.А. Китайгородская) способствует снижению их коммуникативных барьеров.

Все сказанное выше говорит о том, что компетентность в общении людей является сложным, многокомпонентным психологическим образованием. Одной из главных составляющих коммуникативной компетентности являются коммуникативные способности. Их изучали Дружинин В.Н. (1995), Магун B.C. (1983) и другие. В структуру способностей человека, раскрываемую этими авторами, коммуникативные способности  не вошли.

Проблема коммуникативных способностей стала привлекать к себе внимание в нашей стране около тридцати лет тому назад. Вначале она разрабатывалась в основном в теоретическом аспекте, а экспериментальные и практические ее исследования начались позднее – тогда, когда получили широкое распространение деловые игры и соци­ально-психологический тренинг [Л.А. Петровская, 1982; Ю.Н. Емельянов, 1985].

Первоначально коммуникативные способности определялись по аналогии с другими способностями человека. Так, например, в работе Г.С. Васильева имеется следующее определение таких способностей: «Коммуникативными способностями является та часть структуры  личности, которая отвечает требованиям коммуникативной деятельности и обеспечивает ее успешное осуществление» [7, С. 10]. В структуре так понимаемых коммуникативных способностей автор обозначает гностиче­скую (познавательную) способность, экспрессивную способность, интерактивную способность. Первая связана с познанием людей, вторая – с самовыражением человека как личности, третья – с умением оказывать влияние на людей. В определении Г.С. Васильева коммуникативные способности соотносят­ся со специфическим видом деятельности – коммуникативной, и через нее – с общением человека с людьми. Кроме названных четырех способностей в подструктуру личности, от которой зависит успешность общения человека с окружающими людьми, Г.С. Васильев включает еще тридцать различных личностных свойств. Их корреляция с успешностью коммуникативной деятельности человека позво­ляет сделать вывод о том, что они также могут рассматриваться как частные психологические проявления коммуникативных способностей.

Е.В. Руденский (1995) вслед за Ю.М. Жуковым и др. определяет коммуникативную компетентность как систему внутренних ресурсов личности, необходимых для осуществления человеком эффективных коммуникативных действий в широком диапазоне ситуаций межличностного взаимодействия. Эти ресурсы включают в себя следующее: когнитивные возможности человека по восприятию, оценке и интерпретации ситуаций, планирование человеком его коммуникативных действий в общении с людьми, правила регуля­ции коммуникативного поведения и средства его коррекции.

В свою очередь коммуникативная коррекция, опирающаяся на так понимаемую коммуникативную компетентность, практически ориентирована на изменение системы ценностных ориентаций и установок личности. Она включает в себя воздействие на мотивационную сферу человека, его идентификацию со значимыми другими людьми, вводит субъекта в состояние психологического гомеостаза или, напротив, выводит из него [там же, С. 15].

Итак, проведенный анализ определений коммуникативной компетентности и наши собственные выводы [8, 9, 10, 11] позволяют сделать следующие выводы. Во-первых, эти определения существенно отличаются друг от друга по содер­жанию, хотя фактически отражают одну и ту же реальность. Во-вторых, проблема коммуникативной компетентности человека изучена недостаточно: не полностью раскрыто ее содержание; понятие коммуникативной компетентности не со­отнесено с близкими к нему понятиями из области общей, педагогической и
дифференциальной психологии, в частности с понятием «способности», не выявлены условия развития  коммуникативной  компетентности  у людей различных возрастных групп.

Ссылки на  источники 

  1. Бодалев А.А. Психология общения. Избр. психолог. труды / А.А. Бодалев. – М. - Воронеж, 1996. – 255 с.
  2. Жуков Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении: спецпрактикум по социальной психологии / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 104 с.
  3. Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: дис. … докт. псих. наук / Ю.Н. Емельянов. – Л., 1990. – 403 с.
  4. Куницына В.Н. Трудности межличностного общения: автореф. дис. … д-ра псих. наук / В.Н. Куницына. - Спб, 1991. - 38 с.
  5. Лабунская В.А. Психология затрудненного общения / В.А. Лабунская. - М., 2001. - 158 с.
  6. Лещинская Е.А. Диагностика и коррекция коммуникативных трудностей у младших подростков: автореф. дис. … канд. псих. наук / Е.А. Лещинская. - Киев, 1992. - 19 с.
  7. Васильев Г.С. Проблема коммуникативных способностей членов первичных учебно-воспитательных коллективов: автореф. дис. … канд. псих. наук / Г.С. Васильев. - М., 1997. - 21 с.
  8. Долгова В.И., Ткаченко В.А. Управление инновационными процессами в образовании: сущность, закономерности  и тенденции // Наука и бизнес: пути развития. - 2012. - №7. - С.17-22.
  9. Долгова В.И. Принципы организации обратных связей с выпускниками вуза // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2015. - №5 (май). - С. 51-55.
  10. Долгова В.И., Ниязбаева Н.Н. Развитие магистранта: личность, ценности, компетентность: монография. - М.: Издательство "Перо", 2015. - 124с.
  11. Долгова В.И. Развитие инновационной культуры студентов в процессе реализации дисциплины «Психология инновационной деятельности» // Функции воспитания и просвещения в условиях ускоренной социализации личности в современном обществе (2015-06-18 14:00:00 - 2015-06-24 18:00:00). - МАНВО, Лондон, Великобритания, 2015. – http://gisap.eu/ru/node/75511