Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В Статье раскрыта исследование кратковременной и долговременной памяти первоклассников. Дается определение понятию память. Рассмотрена классификация видов памяти и выявлены особенности памяти детей младшего школьного возраста. Проведено исследование объема кратковременной и долговременной памяти.
Ключевые слова: виды памяти, кратковременная память, долговременная память, первоклассник, исследование памяти, память.
 

Память лежит в основе способностей человека и является условием учения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря памяти человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человека без постоянного улучшения этой функции немыслим.

Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигла у человека. Более точно память человека можно определить, как психофизиологические и культурные процессы, выполняющим свою функцию, запоминания, сохранения и воспроизведения информации, являющиеся для неё основными. Эти функции различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково. Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненную информацию. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые напротив, быстро запоминают, но зато так же быстро забывают, то, что когда - то запомнили. У них более сильно развита кратковременная и оперативная виды памяти. «Без памяти, - писал Рубинштейн - мы бы существовали мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлом». [1]

Поэтому в психологии память рассматривается как компонент общих и специальных способностей. При факторном анализе многочисленных познавательных функций она выделена, как первичная умственная способность.

Рассмотрим несколько определений понятия память.

Память – психический механизм ориентации человека как во внешнем, так и во внутреннем, субъективном мире, механизм локализации событий во времени и пространстве, механизм структурного самосохранения личности и ее сознания [2].

Маклаков А.Г. под памятью понимает запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта [3].

Память – это сложный познавательный процесс, благодаря которому человек может запоминать, сохранять и воспроизводить свой прошлый опыт [4].

Способность хранить информацию и избирательно ее актуализировать, использовать для регулирования поведения – основные свойства мозга, обеспечивающее взаимодействие индивида со средой. Память интегрирует жизненный опыт, обеспечивает непрерывное развитие человеческой культуры и индивидуальной жизнедеятельности. На основе памяти человек ориентируется в настоящем и предвидит будущее [5].

Функции памяти [6]:

1. Узнавание – воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом.

2. Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация (оживление) в психике закрепленной ранее информации.

3. Запоминание – процесс памяти, направленный на закрепление в психике новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее знанием.

4. Сохранение – процесс памяти, характеризующийся удержанием в памяти полученной информации в течение относительно длительного периода времени.

Свойства памяти:  запоминать (новую информацию), вспоминать (информацию),  припоминать, воспроизводить, узнавать (ранее сохраненную информацию), сохранять (информацию).

В настоящее время в качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению.

Выделяют следующие виды памяти:

По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на [7]: двигательную; эмоциональную; образную;словесно-логическую.

Двигательная (моторная) память проявляется в способности запоминать, сохранять и воспроизводить различные двигательные операции (плавание, езда на велосипеде).

Эмоциональная память – память на чувства [8].

Образная память – это память на образы, сформированные с помощью процессов восприятия через различные сенсорные системы и воспроизводимые в форме представлений [9]. В этой связи в образной памяти выделяют следующие виды памяти [10]: зрительная; слуховая; осязательная, обонятельная; вкусовая. Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли. По степени участия мышления в словесно-логической памяти выделяют:  механическую память;  логическую память.

Механической называют память, в которой процессы запоминания, сохранения, припоминания и узнавания информации основываются исключительно на многократном, механическом, бездумном повторении соответствующего материала.

Логической называют память, в которой все указанные выше процессы основаны на осмыслении и глубоком понимании запоминаемого материала [11].

По характеру связи с целями деятельности различают: непроизвольную память; произвольную память.

Непроизвольная память – след образа в сознании возникающий без специально поставленной на это цели.

Произвольная память – намеренное (волевое) запоминание образа, связанное с какой-то целью и осуществляемое с помощью специальных приемов, которые разработаны и широко апробированы [12, 13, 14, 15, 16].

По критерию времени сохранения информации в голове человека выделяют следующие виды памяти:

- кратковременная;

- оперативная;

- долговременная.

Кратковременная (рабочая) память – это память на образы после однократного, непродолжительного восприятия и с немедленным (в первые секунды после восприятия) воспроизведением.

Оперативная память – избирательное сохранение и актуализация информации, необходимой только для достижения цели данной деятельности.

Долговременная память – запоминание на длительный срок содержания, имеющего большую значимость.

Некоторые исследователи к этому же критерию относят мгновенную и генетическую память.

Мгновенной или сенсорной называют самую короткую по времени хранения информации память, которая работает лишь тогда, когда человек с помощью органов чувств воспринимает соответствующую информацию.

Генетическая (биологическая) память – самый специфический вид памяти.

Дополнительно можно выделить еще два критерия: по степени осознанности и по цели исследования.

По степени осознанности запоминаемой информации различают: имплицитную память; эксплицитную память.

Имплицитная память – это память на материал, который человек не осознает.

Эксплицитная память базируется на сознательном использовании полученных ранее знаний.

В зависимости от целей исследования вводят понятия: эпизодическая память; реконструктивная память; репродуктивная память;  ассоциативная память;  автобиографическая память.

Эпизодическая память касается хранения отдельных фрагментов информации с фиксацией ситуации, в которой она была воспринята (время, место, способ).

Репродуктивная память состоит в повторном воспроизводстве путем припоминания оригинального сохраненного объекта.

Реконструктивная память состоит не столько в воспроизводстве объекта, сколько в процедуре восстановления нарушенной последовательности стимулов в ее первоначальной форме.

Ассоциативная память опирается на любые установленные функциональные связи (ассоциации) между запоминаемыми объектами.

Автобиографическая память – это память на события собственной жизни.

Память младших школьников по сравнению с памятью дошкольников более сознательна и организованна, однако в ней имеются недостатки.

У младших школьников более развита память наглядно-образная, чем смысловая. Лучше они запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события. Это связано с преобладанием первой сигнальной системы. Во время обучения в начальных классах дается очень много конкретного, фактического материала, что развивает наглядную, образную память. Но в начальной школе необходимо готовить детей к обучению в среднем звене, необходимо развивать логическую память. Учащимся приходится запоминать определения, доказательства, объяснения. Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, учитель способствует – развитию их мышления.

К недостаткам памяти младших школьников относится неумение правильно организовать процесс запоминания, неумение разбить материал для запоминания на разделы или подгруппы, выделять опорные пункты для усвоения, пользоваться логическими схемами. У младших школьников имеется потребность в дословном запоминании, что связано с недостаточным развитием речи. Учителя, родители должны поощрять смысловое запоминание и бороться с неосмысленным запоминанием [17].

Следует также отметить некритичность детской памяти, с которой сочетается неуверенность в заучивании материала. Именно неуверенностью часто объясняются случаи, когда младшие школьники предпочитают дословное запоминание пересказу  [18].

Под влиянием обучения в младшем школьном возрасте память развивается в двух направлениях:

— усиливается роль и увеличивается удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным);

— ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью, регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание)..

И все же в начальной школе у детей лучше развита механическая память. Это объясняется тем что младший школьник не умеет дифференцировать задачи запоминания (что надо запомнить дословно, а что в общих чертах). Этому надо учить.

Среди школьников нередко встречаются дети, которым для запоминания материала достаточно один раз прочитать раздел учебника или внимательно прослушать объяснение учителя. Эти дети не только быстро запоминают, но и длительно сохраняют заученное, легко его воспроизводят.

Есть и такие дети, которые быстро запоминают учебный материал, но и так же быстро забывают выученное. Обычно на второй-третий день они уже плохо воспроизводят выученный материал. У таких детей прежде всего нужно формировать установку на длительное запоминание, приучать контролировать себя.

Наиболее трудный случай — медленное запоминание и быстрое забывание учебного материала. Этих детей надо терпеливо учить приемам рационального запоминания. Иногда плохое запоминание связано с переутомлением, поэтому необходим специальный режим, разумная дозировка учебных занятий. Всё сказанное входит в основные направления изучения потенциальных возможностей психики младшего школьника [19].

Очень часто плохие результаты запоминания зависят не от низкого уровня памяти, а от плохого внимания.

Исследование объема кратковременной и долговременной памяти проводилось среди 24 первоклассников.

В современной психологии все отдельные опыты с памятью человека сводятся, в основном, к тому, что испытуемый тем или иным способом усваивает материал, а затем, спустя некоторое количество времени, его воспроизводит, узнаёт усвоенное.

Первоклассникам предлагается внимательно выслушать и запомнить предлагаемый набор цифр, слов или фраз. Содержание запоминаемого материала варьируется от серии к серии. В целом методика состоит из трех серий. В первой серии первоклассникам предлагается выслушать и непосредственно после предъявления воспроизвести (письменно — при групповом обследовании, устно — при индивидуальном) двузначные числа в любом порядке. Во второй серии школьники воспроизводят предложенный набор одно- и двухсложных слов, в третьей серии — несложных фраз (предложений).

Уровень объема кратковременной памяти в количественном и процентном соотношении по каждой из 3 серий приведен в таблице 1.

Таблица 1

Объем кратковременной памяти 

Уровень

1 серия

2 серия

3 серия

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Высокий

10

42%

15

63%

12

50%

Средний

12

50%

9

37%

11

46%

Низкий

2

8%

-

 

1

4%

В процессе исследования объема кратковременной памяти наилучшие результаты показали 5 первоклассников, получившие самые высокие баллы.

Наименьшее количество баллов набрали 3 ученика

В целом по классу можно вывести следующее процентное соотношение по уровню объема кратковременной памяти:

После исследования объема кратковременной памяти было проведено исследование объема долговременной памяти

Уровень объема долговременной памяти в количественном и процентном соотношении по каждой из 3 серий приведен в таблице 2.

Таблица 2

Объем долговременной памяти 

 

1 серия

2 серия

3 серия

 

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Высокий

10

42%

15

63%

10

42%

Средний

10

42%

8

33%

8

33%

Низкий

4

16%

1

4%

6

25%

Вывод:

В статье раскрыто  понятие память, данное Еникеевым В.Г., Маклаковым А.Г., психологическим словарем, Богачкиной Н., Павловым М.А. Кроме того мы определили функции (узнавание, воспроизведение, запоминание, сохранение), свойства и значение памяти.

Также проведено исследование объема долговременной и кратковременной памяти, где наилучшие результаты показали 9 первоклассников, самые низкие результаты показали 4 человека.

Так же  выявлены особенности памяти младших школьников. У них более развита механическая память, память наглядно-образная, чем смысловая. Лучше они запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события. Но в начальной школе необходимо готовить детей к обучению в среднем звене, необходимо развивать логическую память.

Недостатки памяти первоклассников: неумение правильно организовать процесс запоминания, неумение разбить материал для запоминания на разделы или подгруппы,  неумение выделять опорные пункты для усвоения, неумение пользоваться  логическими схемами. Среди первоклассников можно выделить детей, которые: быстро запоминают, длительно сохраняют заученное, легко его воспроизводят; быстро запоминают учебный материал, но и так же быстро забывают выученное. У таких детей, прежде всего, нужно формировать установку на длительное запоминание, приучать контролировать себя;  медленно запоминают и быстро забывают учебный материал. Этих детей надо терпеливо учить приемам рационального запоминания. 

Ссылки на источники

  1. Рубинштейн С. Л.  Основы общей психологии –  СПб.: Питер, 2010. – 712 с.
  2. Еникеев, М. И. Общая и социальная психология: учебник для вузов. – М.: Норма, 2014. – 624 с.
  3. Маклаков, А. Г. Общая психология: учебное пособие для вузов. – СПб.: Питер, 2012. – 583 с.
  4. Богачкина Н. Психология. – М.: Эксмо, 2014. – 207 с.
  5. Бороздина, Г. В. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие для вузов по непедагогич. специальностям / Г. В. Бороздина. – Мн.: БГЭУ, 2014. – 384 с.
  6. Крысько, В. Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним: учебно-методическое пособие / В. Г. Крысько. – М.: Флинта, 2011. – 192 с.
  7. Рогов, Е. И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Е. И. Рогов. – М.: Владос, 2012. – 448 с.
  8. Столяренко, Л. Д. Психология: учебник для вузов  – СПб.: Питер, 2011. – 592 с.
  9. Климов, Е. А. Основы психологии: учебник / 2-е изд., перераб., доп. – М.: ЮНИТИ, 2013. – 462 с.
  10. Дубровина, И. В., Данилова, Е. Е., Прихожан А. М.  Психология: учебник для учрежд. среднего педагогического образования /  3-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2014. – 464 с.
  11. Козубовский, В. М. Общая психология: учебное пособие для вузов. – 2-е изд. – Мн.: Амалфея, 2012. – 448 с.
  12. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: учеб. пособие для вузов.  – М.: ЧеРо, 2012. – 336 с.
  13. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учебник для вузов  /  Екатеринбург: Деловая книга, 2010. – 624 с.
  14. Котова, И. Б. Психология / И. Б. Котова, О. С. Канаркевич, В. Н. Петриевский. – Ростов- на-Дону: Феникс, 2013. – С. 202.
  15. Долгова В.И., Аркаева Н.И., Капитанец Е.Г. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе/монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 200 с.
  16. Долгова В.И., Капитанец Е.Г. Коррекция и развитие внимания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью – Челябинск: АТОКСО, 2010 – 117с.
  17. Долгова В.И., Рокицкая Ю.А., Меркулова Н.А. Готовность родителей к воспитанию детей в замещающей семье. – М.: Издательство Перо, 2015. – 180 с.
  18. Долгова В.И., Рокицкая Ю.А., Меркулова Н.А. Готовность родителей к воспитанию детей в замещающей семье. – М.: Издательство Перо, 2015. – 180 с.
  19. Долгова В.И. Проблемы технологизации профессиональной деятельности психолога // Функции воспитания и просвещения в условиях ускоренной социализации личности в современном обществе (2015-06-18 14:00:00 - 2015-06-24 18:00:00). - МАНВО, Лондон, Великобритания, 2015. – http://gisap.eu/ru/node/75767