Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена изучению одного из аспектов проблемы психологического сопровождения старшеклассников в период итоговой государственной аттестации, поскольку применение психологической защиты обуславливает конструктивные или деструктивные стратегии поведения по разрешению трудностей. Выполнен анализ результатов эмпирического исследования психологической защиты старшеклассников в период подготовки к итоговой государственной аттестации.
Ключевые слова: психологическая защита, механизмы психологической защиты, стратегии копинг-поведения, вытеснение, регрессия, отрицание, проекция, компенсация, гиперкомпенсация, замещение, рационализация, избегание, поиск социальной поддержки, разрешение проблем.

Современные требования к итоговой государственной аттестации оценивают не только уровень знаний, умений и навыков, но и личностную зрелость старшеклассников. В краткий период времени школьник должен мобилизовать когнитивные, волевые, эмоциональные, рефлексивные ресурсы личности. Сочетание социальной значимости результатов итоговой государственной аттестации и высоких требований к ее успешному выполнению приводят к состояниям тревоги, дискомфорта, стресса и т.д. Анализ доступной научной литературы и наши собственные выводы позволяют предположить, что справиться с трудностями периода итоговой государственной аттестации старшеклассникам позволяет функционирование психологической защиты [1,2,3,4].

Психологическая защита представляет собой систему механизмов личности, направленных на сохранение сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопровождающихся состояниями внутреннего и внешнего конфликта, тревоги, дискомфорта. Система психологической защиты личности включает различные способы переработки поступающей извне информации, которую обеспечивают внутриличностные механизмы психологической защиты и стратегии копинг-поведения, направленные не внешнее разрешение трудностей. Психологическая защита проявляется в ситуациях, когда старшеклассник чувствуют неуверенность, не способен определить свои дальнейшие действия, чувствует слишком большое давление со стороны взрослых и т.д. Применение психологической защиты приводит к различным последствиям в развитии личности, поэтому следует различать деструктивные и конструктивные способы защиты. Формирование конструктивной психологической защиты, на наш взгляд, является одним из аспектов психолого-педагогического сопровождения старшеклассников в период итоговой государственной аттестации.

В исследовании принимали участие выпускники 9 и 11 классов в количестве  28 человек, из них 18 девушек и 10 юношей. Средний возраст испытуемых 16-18 лет.

Во взаимоотношениях внутри классных коллективов отмечалось напряжение, однако видимые разногласия отсутствовали. Классные руководители отмечают изменение эмоционального фона и поведения учащихся с начала учебного года и до момента проведения эксперимента.  Межгрупповых конфликтов не наблюдалось. 

Между собой учащиеся находятся в дружественных отношениях. Хотя учителя отмечают наступившую с некоторых пор сухость и отстраненность в  общении учащихся. Коллективы сплоченные, способны к самостоятельной организации, проявляют высокую дисциплинированность, организованность. Отмечается разная степень активности старшеклассников. 

Рисунок - 1. Результаты исследования напряженности механизмов психологической защиты  у старшеклассников в период подготовки к итоговой государственной аттестации  по опроснику Плутчика-Келлермана-Конте, % 

У испытуемых хорошо развито чувство ответственности, солидарность. Коллектив проявил высокое развитие социальных и культурных компетенций. Каждый участник группы характеризуется определенным типом темперамента, разной направленностью на учебный процесс, а так же, мотивацией. Проявляется избирательное отношение к предметам, переменчивое отношение к учителям.

Каждый выпускник обладает склонностями к определенным творческим или спортивным занятиям.

Режим дня испытуемых характеризуется разной загруженностью и напряженностью, 9 человек совмещают учебный процесс, подготовку к итоговой государственной аттестации и внеклассные спортивные, музыкальные и клубные занятия.

Исследование механизмов психологической защиты у старшеклассников в период подготовки к итоговой государственной аттестации проводилось с помощью опросника Плутчика-Келлермана-Конте [5]. Особенностью данной методики является то, что напряженность каждого механизма психологической защиты у испытуемого возможна до 100%.

Результаты исследования механизмов психологической защиты старшеклассников представлены на рисунке 1.

Напряженность примитивного механизма психологической защиты «регрессия» составляет 66%. Регрессия  может проявляться как демонстративная беспомощность («я не знаю, как это решить, помогите»), истерические реакции наподобие рвоты, сосания пальцев; излишняя сентиментальность и пр.

Напряженность механизма психологической защиты «проекция» составляет 66%.  В результате этого процесса внутреннее ошибочно воспринимается как происходящее извне. Учащийся приписывает человеку или явлению свои собственные мысли, чувства, мотивы, черты характера и т.п., полагая, что все это он воспринял извне. Данная позиция может стать причиной изменений в поведении и межличностном общении: повышенный негативизм в адрес учителей, проявление агрессии и прочее.

Наряду с примитивными механизмами защиты интенсивно применяется механизм «рационализация» - 60%. Это указывает  на стремление старшеклассников к логическому обоснованию системы требований итоговой государственной аттестации, и своей стратегии поведения в создавшихся условиях.

Механизм психологической защиты «вытеснение» напряжен на 58%. Чрезмерная напряженность данного механизма может способствовать возникновению фобических реакций и расстройств, а так же истерических проявлений. Обычно механизм вытеснения проявляется в мотивированном забывании или игнорировании («Мне нужно сменить обстановку, чтобы снять напряжение», «я постоянно нервничаю, вот и приходится отвлекаться телевизором и интернетом» и т.д.).

Напряженность механизма «отрицание» составляет 54%, проявляющегося как отказ признавать существование чего-то нежелательного. Например, отказ признавать свои неуспехи на контрольных срезах, несерьезное отношение к экзаменам и т.д.

Средний уровень напряженности применения соответствует механизмам «компенсация» (40%) и гиперкомпенсация (30%), что создает резерв для их дальнейшего использования.

Наименьшую напряженность применения демонстрирует механизм «замещение» - 10%, это возможно указывает на то, что старшеклассники действуют в пределах конкретной ситуации и конкретного объекта, не переносят реакций на заместители.

Результаты исследования копинг-стратегий у старшеклассников в период подготовки к итоговой государственной аттестации по методике «Индикатор копинг-стратегий» (Д. Амирхан) [6] представлены на рисунке 2.

Рисунок – 2. Результаты исследования копинг-стратегий у старшеклассников в период подготовки к итоговой государственной аттестации по методике «Индикатор копинг-стратегий» (Д.Амирхан), % 

При анализе результатов, было выявлено, что у выпускников преобладает копинг-стратегия «Поиск социальной поддержки» (90%) - активная поведенческая стратегия, при которой учащийся для эффективного разрешения проблемы обращается за помощью и поддержкой к окружающей его среде: семье, друзьям, педагогам, значимым другим.

Напряженность стратегии копинг-поведения «Разрешение проблем» составляет 70%. Данная стратегия позволяет конструктивно приспособиться к предъявляемым требованиям среды на основе личностных ресурсов.

Интенсивность применения стратегии копинг-поведения «Избегание» составляет 50%, это демонстрирует, что не всегда выпускники способны справляться со стрессовыми ситуациями. В некоторых случаях учащиеся стараются избегать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения проблем. Внешне это может проявляться как уход в болезнь, перенос ответственности на других, обвинение в своих неудачах в учебе преподавателей, скучные предметы, неорганизованность занятий и т.д.

В процессе обобщения результатов исследования показатели опросника Плутчика-Келлермана-Конте, опросника «Индикатор копинг-стратегий» (Д.Амирхан) были разделены на три уровня функционирования психологической защиты: стихийный, эмпирический, теоретический.

К стихийному уровню были отнесены 8 испытуемых (30%), для которых характерны: высокая напряженность функционирования психологической защиты; применение примитивных механизмов психологической защиты «отрицание», «вытеснение», «замещение», «регрессия»; стратегия копинг-поведения «избегание».

Эмпирический уровень отмечен у 17 старшеклассников (60%), проявляется средняя напряженность функционирования психологической защиты; применение как примитивных, так и зрелых механизмов психологической защиты: «проекция», «рационализация»; стратегия копинг-поведения «разрешение проблем».

Теоретический уровень характеризует 3 учащихся (10%), им свойственны низкая напряженность функционирования психологической защиты; применение зрелых механизмов психологической защиты: «компенсация», «гиперкомпенсация»; стратегия копинг-поведения «поиск социальной поддержки».

Старшеклассники, характеризующиеся стихийным и эмпирическим уровнями, были приглашены для участия в программе формирования конструктивных стратегий психологической защиты в период подготовки к итоговой государственной аттестации.

Выводы: в процессе исследования определены характеристики функционирования психологической защиты личности старшеклассников в период итоговой государственной аттестации. Структурный анализ позволяет заключить, что в системе психологической защиты старшеклассников в период подготовки к итоговой государственной аттестации наблюдается преобладание примитивных механизмов: «вытеснение» (58%), «регрессия» (66%), «отрицание» (54%). Напряженность зрелых механизмов защиты: компенсация (40%), гиперкомпенсация (30%) находится на среднем уровне. Одновременное применение зрелых и примитивных защит свидетельствует о том, что стиль защитного поведения старшеклассников находится в стадии формирования, а стратегия поведения зависит от внешних и внутренних факторов.

Ссылки на источники

  1. Долгова В.И., Кондратьева О.А. Психологическая защита. – М.: Издательство Перо, 2014. -160 с.
  2. Долгова В.И., Соболева О.А. Формирование конструктивной психологической защиты. – Челябинск: Издательство «Атоксо», 2006. -183 с.
  3. Долгова В.И., Соболева О.А. Феномен конструктивной психологической защиты // Акмеология 2007. Методологические и методические проблемы/ под.ред. Н.В.Кузьминой, Л.И.Дубровиной. – СПб.: изд-во ЦСИ, 200. – 210с.
  4. Кондратьева О.А. Модель формирования конструктивной психологической защиты студентов педагогического вуза // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2011. № 3 (17). С. 103-105.
  5. Каменская, В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта: Уч. пособие для студ. пед. и психол. специальностей. - Спб.: Детство-пресс, 2002. – 144 с.
  6. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий. - СПб.: Питер, 2004. – 701 с.