Полный текст статьи
Печать

Введение профессионального стандарта педагога влечет за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки. Важно, чтобы учитель мог не только учить, но и постоянно учиться, искать новое содержание, новые методы и практики. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений, творческий подход – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу.

Особую актуальность приобретает психологическое обеспечение подготовки студентов непедагогического профиля к педагогической деятельности.

Знания о психолого-педагогических особенностях детей и молодежи, становлении их личности и индивидуальности должны быть основополагающими в деятельности педагога. Имея целостное представление о закономерностях, направлениях развития в каждом возрасте, можно осуществлять достаточно грамотное взаимодействие с детьми и молодежью, их родителями, коллегами. Будущий педагог должен овладеть умениями выявления, анализа проблем детей и молодежи, выработки путей их решения.

Содержание, формы и методы психологической подготовки будущего педагога должны быть ориентированы на их будущую профессию. Психологическое содержание должно отражать существенные моменты профессиональной деятельности педагога: формирование детской общности, работу с различными категориями детей (дети с особыми потребностями в развитии и т.д.), организация различных форм партнерства, психологическое сопровождение процесса воспитания детей и др.

Важным условием подготовки студентов к педагогической деятельности является учет их индивидуальных особенностей. Изучая психологию, будущий педагог должен найти знания и средства саморазвития, становления своей индивидуальности, в том числе в будущей профессии.

Одним из путей формирования саморазвивающейся личности современного педагога является введение его в такие формы познавательной активности, которые содержат элементы научного поиска, то есть ставят перед ним исследовательские задачи. В рамках научно-исследовательской деятельности происходит формирование профессиональной самостоятельности, способности к творческому решению практических задач в будущей профессиональной деятельности.

Высшее учебное заведение должно стать пространством интенсивной социализации, социокультурного погружения человека, пространством умственного, физического, духовного, гражданского, нравственного роста студентов. Представляется важным выявление воспитательных возможностей вуза в профессиональном становлении будущего педагога. В этой связи актуальным является привлечение студентов к деятельности проектных команд, молодежных общественных объединений, молодежных клубов и т.д.

В профессиональной подготовке будущего педагога большое значение имеют психологические дисциплины. Дисциплина «Психологические основы работы с детьми и молодежью» содержательно и организационно преподается с учетом возможности использования полученных знаний в учебно-воспитательном процессе школы. Дисциплина нацеливает студентов на освоение категорий и понятий, которые в последующем выступят основой описания закономерностей развития и образования человека. Знание закономерностей развития человека на разных этапах онтогенеза входит в целевые, содержательные и организационные аспекты будущей профессиональной деятельности педагога. Конкретизировать и представить более дифференцированную картину психологического развития по интересующей проблеме студент может в учебно-воспитательной и научно-исследовательской работе. Дисциплина призвана сформировать у студента систему обобщенных знаний о субъективной реальности, вооружить его средствами понимания себя и других, познакомить с многообразием явлений внутреннего мира. По дисциплине осуществляется подготовка портфолио, разработка социально значимого проекта, представление результатов индивидуальной научно-исследовательской работы на студенческой конференции «Проблемы молодежи глазами студентов». Дисциплина предполагает привлечение студентов к деятельности психологической службы вуза, в рамках которой осуществляется участие на паритетных началах с преподавателем или студентом старших курсов в научно-исследовательских, проектных видах деятельности по решению социально значимых проблем учащейся молодежи.

В результате повышается ответственность студента за выстраивание собственной образовательной траектории и освоение необходимыми компетенциями, развивается способность к профессиональному самообразованию, повышается уровень развития коммуникативных способностей, профессиональной культуры будущего педагога и т.д.