Полный текст статьи
Печать

Успех деятельности общеобразовательных учреждений зависит во многом    от учителя. Его личностные качества, педагогические умения, нравственное и интеллектуальное богатство, устремленность к творческим поискам в решении педагогических проблем зачастую предопределяют социальную зрелость, нравственное здоровье и духовное богатство общества.

Подготовка педагогов предполагает усвоение обу­чаемыми системы профессиональных знаний и формирование профессиональной деятельности, уме­ний оперативно адаптироваться к быстро меняющимся условиям общества и переориентироваться с одного вида деятельности на другой, формирование творческих способностей. Усложнение задач профессионально-педагогического образования настоятельно требует изменения содержания и тех­нологии обучения, усиления акцента на формирование профессионально-педагогической деятель­ности.

Приказом министерства труда и социальной защиты РФ № 544н от 18 октября 2013 года утвержден профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», который вступил в силу с 1 января 2015 года. В качестве необходимых умений современного педагога рассматривается  умение  - строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей, общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их,  создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников, управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность, анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу, защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях, находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися, владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п., сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач.

Замена цели образования со знаний на «компетентность» помогает разрешить проблему российской школы, где студентам не хватает практических знаний, но при этом они обладают большим запасом теоретических.   Позиции требований к уровню подготовки выпускников образовательные компетентности «представляют собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся, связанные с их способностью целевого осмысленного применения комплекса знаний, умений и способов деятельности в отношении определенного междисциплинарного круга вопросов.

Качественная подготовка специалиста - это высокий уровень сформированности профессиональных компетентностей. Рассматривая профессиональные компетенции, большинство исследователей Э.Ф. Зеер, Г.М. Романцев, Л.Г. Семушин, В.И. Блинов, И.С. Сергеев) выделяют:

 1) простые (базовые) компетенции (формируемые на основе знаний, умений, способностей, легко фиксируемые, проявляющиеся в определенных видах деятельности);

2) ключевые компетенции – чрезвычайно сложные для учета и измерения, проявляющиеся во всех видах деятельности, во всех отношениях личности с миром, отражающие духовный мир личности и смыслы ее деятельности. 

Проанализировав и обобщив литературу, мы сочли возможным рассмотреть   компетентность, в первую очередь, как возможность установления связи между знанием и ситуацией или, в более широком смысле, как способность найти, обнаружить процедуру (знание, действие), подходящую для решения проблемы, это готовность к выполнению определённых функций. Компетенции включают в себя внутреннюю мотивацию личности, ценностно-смысловое и эмоциональное отношение к деятельности.

Дисциплины вариативной  укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика», (направление подготовки - Педагогические образование направлены  на формирование у  студентов   комплекса социально-психологических знаний в области  психологии  взаимодействия  в его межличностных и межгрупповых формах, формирование  социально-психологических свойств и качеств личности, исследования  механизмов образования и функционирования групп, а также развитее умений, навыков установления,  регулирования и укрепления  социально-психологических процессов  в социальной группе с учетом личностных особенностей индивидов и группы в целом.

В процессе изучения дисциплин  студенты должны узнать законы  развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития закономерности формирования и развития детско-взрослых сообществ, их социально-психологические особенности, научиться создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников,  формировать детско-взрослые сообщества,

Построение многих курсов стало   инновационным, поскольку, во-первых, в основе построения дисциплин     лежат реальные теоретические и прикладные результаты исследований преподавателей.  Во-вторых, при создании курсов использовались кейс-технологии, обеспечивающие самостоятельную работу каждого студента и возможность осуществления контроля собственных знаний, что позволяет   будущим  педагогом  убедиться в необходимости приобретенных знаний, их целесообразности и возможности использования в    профессиональной деятельности. В-третьих, разработке ряда курсов   предшествовало анкетирование студентов, позволившее выделить наиболее проблемные участки. В-четвертых, опыт работы как преподавателя вуза и практического психолога позволил обеспечить оптимальное сочетание теоретической и практической подготовки   педагогов с учетом  реальной ситуации, сложившейся в современном образовательном пространстве.

В процессе работы при проведении занятий и организации самостоятельной работы студентов нами использовались как  традиционные технологии, предполагающие передачу информации в готовом виде, формирование учебных умений по образцу (лекция-изложение, лекция-объяснение), обеспечивающие  формирование когнитивного компонента профессиональных компетенций будущего педагога, так и интерактивные формы обучения, предусматривающие  способности взаимодействия, нахождения в режиме диалога с чем-либо (например, компьютером), или кем-либо (преподаватель, студенты).

В процессе изучения теоретических разделов дисциплин использовались разнообразные    образовательные технологии обучения, при этом  наибольшей популярностью у слушателей пользовались проблемная лекция, лекция-диалог, лекция-визуализация. Студенты приводили примеры из собственной практики, школьной жизни, предлагали варианты решения, прогнозировали развитие событий и т. п. 

При проведении практических занятий нами использовались преимущественно интерактивные безкомпьютерные технологии: дебаты, панельная дискуссия, технология групповой учебной деятельности, групповая и индивидуальная рефлексия.

Для эффективной самостоятельной работы студентов   мы сочли целесообразным использовать интерактивные мультимедийные программы, которые приспособлены к различным стилям обучения и индивидуальному темпу усвоения материала. Использование новых технологий в сочетании с традиционными повышает мотивацию студентов, активизирует их потенциальные интеллектуальные возможности.

Достаточно хорошо в процессе апробации зарекомендовал себя метод

CASE STUDY.  Суть метода, получившего в последнее время достаточно широкое распространение в отечественной и зарубежной педагогической практике, довольно проста -  для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского «case» - случай).  Студентам (учащимся) предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы (при этом, сама проблема не имеет однозначных решений).

Родиной данного метода, принято считать Соединенные Штаты Америки - Школу бизнеса Гарвардского университета». Сначала метод базировался на опросе ведущих специалистов крупных компаний, которые делились опытом, взятым из практики, и лишь позднее стали разрабатывать самостоятельные кейс-задачи. В отечественной науке значительный вклад в разработку и внедрение этого метода внесли Г.А. Брянский, Ю.Ю. Екатеринославский, О.В. Козлова, Ю.Д.Красовский, В.Я. Платов, Д.А. Поспелов, О.А. Овсянников, В.С. Рапоппорт и др.

Кейс метод, по словам Смолянникова О. Г., позволяет демонстрировать академическую теорию с точки зрения реальных событий… Он «позволяет заинтересовать студентов в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации» [1].

Метод CASE STUDY развивает аналитические, практические, творческие, коммуникативные, социальные навыки, а также навык самоанализа и    предполагает подключение нескольких видов аналитической деятельности, возможных при осмыслении ситуации, что невозможно без высокого уровня методологической культуры преподавателя [1].

Современные исследователи выделяют три основных источника кейсов:

реальная практика (жизнь);

2) образование -   определяет цели и задачи обучения и воспитания, интегрированные в кейс-метод другие методы обучения и воспитания;

3) наука -  задает две ключевые методологии, которые определяются аналитической деятельностью и системным подходом, а также множеством других научных методов, которые интегрированы в кейс и процесс его анализа.

В зависимости от доминирования того или иного источника принято говорить о следующих видах кейсов:

 - практические кейсы -  отражают абсолютно реальные жизненные ситуации;

 - обучающие кейсы -  основная задача     - обучение;

 - научно-исследовательские кейсы -  ориентированы на осуществление исследовательской деятельности.

CASE могут быть представлены в различной форме -  от нескольких предложений на одной странице до множества страниц.  В качестве основных видов представления CASов в настоящее время рассматривают печатный, мультимедиа, и  видео вариант  [1].

Современный кейс включает в себя следующие составляющие:

ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни,

контекст ситуации -  хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации,

комментарий ситуации, представленный автором,

вопросы или задания для работы с кейсом,

приложения.

Ниже мы приводим примеры кейсов, используемых нами на практических занятиях.

Кейс 1.Идет урок математики, Лариса Петровна объясняет новую тему. Один из учеников все время отвлекается, вертится и мешает другим слушать урок. «Федя, прекрати болтать. Мы проходим очень сложную тему», – делает замечание учитель. Федя продолжает шуметь. Учитель снова делает замечание: «Федя, ты очень мешаешь. Как тебе не стыдно! Пока ты не успокоишься, я не буду продолжать урок. Или веди себя спокойно, или выйди из класса». «Вы просто ко мне придираетесь, я не болтаю, а обсуждаю новую тему с соседом», – отвечает ей ученик» «Я бы на твоем месте не грубила, твоих родителей и так вызывают каждую субботу к завучу. Я продолжу урок тогда, когда ты извинишься», – отвечает Лариса Петровна. Учительница прекращает вести урок, садится за стол и начинает делать записи в журнале. В классе стоит шум, все ученики ополчились против Феди, а виновник не извиняется и продолжает сидеть на своем месте. Проходит 10 минут, звенит звонок, Лариса Петровна объявляет, что весь класс остается после уроков на дополнительное занятие.

Кейс 2. Десятилетнего Костю воспитывает одна мама. Между сыном и матерью до недавнего времени было полное взаимопонимание. С первого класса учился только на «5». Учительница говорила, что он способный ребенок. Но примерно полгода назад начались из школы звонки и записки о плохом поведении. На вопросы о причинах происходящего ребенок не отвечает. Из отзывчивого и доброго мальчика он превратился в замкнутого и нервного. В школу идет с большой неохотой, просит маму: «Можно мне остаться дома, я не хочу в школу».

Запрос матери: «Пожалуйста, помогите разобраться, что происходит с мальчиком?».

Технология работы с кейсом в учебном процессе предполагает прохождение трех  основных этапов:

1) индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);

2) работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;

3) презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).

Анкетирование студентов позволяет говорит об эффективности и целесообразности построения работы подобным образом. Наряду со сформированностью необходимых компетенций студенты в  своих ответах  отмечают доступность представления материала, его практическую направленность,   высокую мотивированность в будущей профессиональной деятельности в немалой степени обусловленную использованием описанных выше технологий, а также отмечают ответственность, лежащую перед каждым педагогом, возможность «ее прочувствовать» при выполнении заданий, предусмотренных программами дисциплин.