Актуальностьпроведения данной работы по разработке и апробации дисциплины «Религиозная культура и межконфессиональный диалог в образовании» для студентов непедагогических направлений подготовки в рамках реализации образовательного проекта НИТУ «МИСиС» на базе ТГПУ им. Л.Н. Толстого обусловлена несколькими факторами нашего современного образования:
Системное изменение всех уровней и ступеней российского образования.
Решение проблемы подготовки квалифицированных, конкурентоспособных выпускников и прогнозирование сферы их профессиональной самореализации, трудоустройством, гарантий материального благосостояния. Данный фактор взаимообусловлен наличием: востребованности, популярности профессий, соотношением количества подготовленных специалистов и дефицита кадров на рынке труда, государственной поддержкой и заказом, наличием бюджетных мест, наличием и количеством вузов, предлагающих аналогичные образовательные услуги, качеством предоставляемых образовательных услуг.
За последние десятилетия в отечественном высшем образовании сложилась тенденция, что выпускники педагогических направлений не стремятся связывать свою дальнейшую судьбу с педагогической работой и выбирают более оплачиваемые и престижные виды работ вне образовательной сферы. Это обуславливает наличие большого процента вакантных рабочих мест в сфере образования и отсутствием высококвалифицированных кадров, желающих в нем работать. Одним из вариантов решения нехватки квалифицированных специалистов в области основного общего образования видится подготовка студентов непедагогических направлений подготовки по основной образовательной программе бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки – Педагогическое образование) и преподавание дисциплины «Религиозная культура и межконфессиональный диалог в образовании» в рамках данного направления.
Проведение эксперимента по введению в школах предмета «Основы религиозных культур и светской этики», в котором было задействовано около 10 тысяч российских школ из 20 субъектов Российской Федерации в 2009 году. После окончания его апробации и выявления его позитивных результатов, последующего внедрения в образовательные программы школ начиная с 2012-2013 учебного года. Апробация и внедрение в образование данного предмета выявило отсутствие необходимого количества квалифицированных кадров, которые способны реализовывать данную дисциплину в школах, понимать специфику преподавания основ религиозных культур на светских основаниях, на объективных позициях с учетом конфессиональной специфики, особенностей вероучения, религиозной идентификации и религиозной мобильности российского общества, религиозной принадлежности учеников и их родителей. А также в соответствии с законодательством Российской Федерации (Конституция РФ, Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О свободе совести и о религиозных объединениях»).
Социокультурными факторами, повлиявшими на разработку и апробацию дисциплины «Религиозная культура и межконфессиональный диалог в образовании», раскрывающими актуальность и необходимость данной дисциплины:
Наличие полинациональности, поликонфессиональности в российском обществе на всем протяжении истории.
В виду того, что наша страна прошла через многие десятилетия советского атеистического воспитания, запрета религиозного воспитания воскресных школ, в период перестройки, всеобщей гласности и свобод в поликонфессиональном и многонациональном обществе через отсутствие адекватных, объективных знаний о религии, основ религиозной культуры, религиозной и светской этики. Данный аспект исторического развития страны привел к наличию проблем в области национальной и религиозной самоидентификации человека, религиозной идентичности в современной культуре.
Наличием напряженности в обществе по отношению к людям иного вероисповедения, культуры, национальности, этноса в виду периодически происходящих военных конфликтов, террористических актов (представители террористических организаций нередко «оправдывают» свои действия религиозными, национальными идеями), как за рубежом, так и в недавнем историческом прошлом Российской Федерации.
Необходимость дисциплины «Религиозная культура и межконфессиональный диалог в образовании» для студентов непедагогических направлений подготовки обусловлена тем, что в современных условиях все возрастающей конкурентности одним из решающих факторов выбора направления подготовки абитуриентом становится широта применимости полученных профессиональных навыков в процессе образования, гарантированности трудоустройства и материального благосостояния. В современных условиях уже не один год в рейтингах самых востребованных профессий настоящего и прогнозов на будущее лидируют именно непедагогические, негуманитарные профессии. Спецификой подготовки квалифицированных кадров в данной области является то, что обучение идет на основе набора дисциплин узкопрофессиональной направленности. Это значительно сужает круг профессиональной самореализации выпускников учебных заведений и в условиях все возрастающей конкуренции удачное устройство на работу может зависеть уже от личных качеств молодого специалиста, его гибкости и желания адаптироваться к современным реалиям рынка. В долгосрочной перспективе это может служить затормаживающим фактором в развитии той или иной области, для которой готовят специалистов. Гуманитарные дисциплины, в том числе дисциплина «Религиозная культура и межконфессиональный диалог в образовании», призваны формировать мировоззрение будущих специалистов, расширить круг их компетенций, сферы самореализации. Немаловажную роль играет наличие коммуникационных способностей, знание специфики культуры, этики и этикета. Дисциплина «Религиозная культура и межконфессиональный диалог в образовании» не только восполняет пробел в знании о религии, религиозной культуре, дает возможность приобрести опыт ведения межконфессионального диалога в рамках образовательной сферы, служит основанием для ведения диалога в обществе между представителями различных культур, религий на объективных основаниях, исключающих проявление ксенофобии и межрелигиозной розни. Реализация данной дисциплины будет способствовать тому, что все участники диалога будут обладать равными правами и обязанностями. Данная дисциплина также призвана способствовать развитию аналитических навыков, опыта теоретической и практической исследовательской деятельности, развивает творческий потенциал, умение креативно и нестандартно мыслить, формирует такие умения и навыки, как внимание, ответственное отношение, аккуратность и точность, организаторские способности, умение работать в коллективе. Данный набор знаний, умений, навыков необходим для профессий, востребованных на рынке труда, при составлении резюме при устройстве на работу. В том числе и при устройстве на работу в школу, для преподавания предмета «Основы религиозных культур и светской этики».
Описание дисциплины «Религиозная культура и межконфессиональный диалог в образовании» включает в себя следующие характеристики: в июне-июле 2014 года нами была разработана рабочая программа в рамках ФГОС ВО, учебно-методический комплекс, тексты лекций дисциплины для последующей реализации договора с Институтом качества высшего образования НИТУ «МИСИС». Договор имел своей целью реализацию проекта «Разработка и апробация новых модулей и правил реализации основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки – Педагогическое образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия» (договор № В-496-114/4 от 02 сентября 2014 года с НИТУ «МИСиС» на базе ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого»). Для осуществления сетевого взаимодействия вузов, студентов при апробации данной дисциплины, текстовый вариант учебно-методических материалов был размещен намив модульной объектно-ориентированной динамической учебной среде - системе MOODLE ТГПУ им. Л.Н. Толстого (http://moodle.tsput.ru/course/view.php?id=11086).
В период с 10 сентября по 20 ноября 2014 года нами были проведены аудиторные (лекционные и семинарские) занятия по дисциплине для студентов непедагогических направлений подготовки. В апробации участвовали 47 студентов факультетов Естественных наук, Математики, физики и информатики. Итоговой формой контроля по дисциплине выступил зачет, который прошел в форме мини-конференции с привлечением отчетной документации студентов по проделанной работе в течении всего срока реализации дисциплины. Проведение занятий было осуществлено в соответствии с утвержденным расписанием занятий, включало в себя организацию и контроль самостоятельной работы студентов (СРС), информационно-методическое сопровождение учебно-методического комплекса дисциплины (УМКД), оформление отчетной документации (рефлексивные карты анализа учебных занятий, журнала учета посещаемости студентов, отчет о реализации учебной дисциплины, рефлексивные карты и анкеты студентов).
Целью реализации дисциплины «Религиозная культура и межконфессиональный диалог в образовании» являлось формирование у студентов мировоззрения и общих знаний о религии, традиционных религиях и новых религиозных движениях, мировой и национальной культуре, ценностях культуры, толерантности. Этому должно было способствовать и формирование знаний основ гражданско-правового образования, законодательства в области религии и культуры в России и за рубежом в рамках освоения студентами данной дисциплины. Реализация данной дисциплины должна была способствовать подготовке квалифицированных специалистов для последующего преподавания в школе предмета «Основы религиозной культуры и светской этики», всевозможных факультативов в области религии, культуры, этики. Особенностьюдисциплины «Религиозная культура и межконфессиональный диалог в образовании» являлось также то, что она была направлена на формирование у студентов навыков и умений составления и реализации программ (моделей) межконфессионального диалога в профессиональной деятельности. Проект (модель) «Межконфессиональный диалог в области образования» мог быть разработан студентом на основе выбранной темы из предложенного списка тем для последующей возможной его реализации на различных ступенях образования. Сам проект (модель) мог включать в себя: 1) опыт отечественных и зарубежных ученых, религиоведов, университетов и центров в области межконфессиональных отношений; 2) анализ исторических форм межконфессионального диалога; темы, проблемы, вопросов для совместной работы нескольких конфессий в области образования; новые формы диалогической коммуникации в образовании; аналитический проект; 3) информационная база (таблица, многоуровневая схема) по проблемам межконфессионального диалога; библиографический список печатных и электронных изданий, перечень сайтов организаций, университетов, центров (учебных и научных), ученых по проблемам межконфессионального диалога и тому подобное. В виду поликонфессиональности, национального, этнического разнообразия нашей страны данный вид навыков способствует развитию коммуникативных способностей самих обучающихся студентов, в их последующей профессиональной деятельности будет служить основанием в налаживании коммуникации в образовательной сфере между учителем и учениками, их родителями, в профессиональной среде.
Формирование информационной компетентности по вопросам религии и культуры, формирование гражданственности и патриотического сознания, национального самосознания молодежи, веротерпимости, уважения прав и свобод сограждан в области отношения к религии обусловило круг тем рабочей программы дисциплины: Тема 1. Культура и религия. Религиозная картина мира; Тема 2. Культурная картина мира. Культурные ценности и нормы; Тема 3. Этика и системы нравственных норм в мировых религиях и новых религиозных движениях и культах; Тема 4. Современная религиозная культура и религии мира. Законодательство в области религии и культуры; Тема 5. Воспитательные возможности изучения и преподавания религиозной культуры; Тема 6. Культура межконфессионального диалога.
При разработке и апробации дисциплины особое внимание уделялось следующим типам и формам контроля:
-Опрос, беседа, учебная дискуссия, «мозговой штурм»: задания оперативного метода принятия решения в нестандартной ситуации и экспертного, профессионального оценивания поставленной преподавателем проблемы, в ходе анализа конкретных практических ситуаций (технологии case-study);
-Ответ, доклад, сообщение, сообщение с использованием мультимедийных средств (презентация, видеоролик), индивидуальное творческое задание (предполагающее следующие виды работ: эссе, статья, тезисы научной статьи), проект (написание реферата, написание проекта (модели) «Межконфессиональный диалог в области образования» для возможной его реализации на различных ступенях образования), исследование;
-Тестирование, срезовая(ые) контрольная(ые) работа(ы), выполнение заданий в системе Moodle;
-Портфолио: достижений, презентационный, тематический, комплексный;
-Мини-конференция, зачет.
Проблемы, с которыми столкнулись при разработке дисциплины: ввиду того, что опыт разработки дисциплины «Религиозная культура и межконфессиональный диалог в образовании» является авторским и до этого не разрабатывался, перед автором стояла непростая задача по обобщению разнородного материала и распределения его в рамках тем дисциплины, выбора наиболее ключевых вопросов и проблем. Отсутствие учебно-методических пособий, хрестоматий по дисциплине с одной стороны предоставило автору право самостоятельного отбора материала и тем для дисциплины, с другой стороны затруднило и ограничило возможности внесения учебно-методических пособий, учебников в список рекомендуемой литературы и источников для подготовки к семинарским занятиям для студентов. В виду того, что дисциплина должна была реализована с учетом сетевого взаимодействия, отбор рекомендуемой учебно-методической литературы и источников производился с учетом нахождения его в открытом доступе электронно-библиотечных систем, Интернет-ресурсов.
Проблемы, с которыми столкнулись при апробации дисциплины: На наш взгляд, главным недостатком при апробации дисциплины нам видится отведенное на реализацию дисциплины количество аудиторного времени и отведение для аудиторных занятий преимущественно 5 и 6 пар (время с 16.10 по 19.30), когда внимание студентов уже притупляется, закономерно наступает переутомление.
Выводы и предложения: При реализации данной дисциплины в дальнейшем мы бы рекомендовали увеличить аудиторное время на семинарские занятия, изменить степень интенсивности изучения дисциплины, увеличив срок освоения дисциплины. Более глубокому освоению практикоориентированной деятельности на создание диалога способствовала бы деятельность в рамках проведения студентами самостоятельных открытых занятий в школе с учениками. Это способствовало также их профессиональному становлению их как будущих педагогов, а также при дальнейшей реализации данной дисциплины способствовало структурированию и усложнению самостоятельной работы студентов в рамках дисциплины. Так же это приведет и к расширению познавательного кругозора студентов в области религиозной культуры и межконфессионального диалога и вынесению на обсуждение в рамках мини-конференции (круглого стола, коллоквиума) практикоориентированных вопросов, современных проблем в области образования.
Дальнейшей продуктивной реализации дисциплины «Религиозная культура и межконфессиональный диалог в образовании», на наш взгляд, способствовало создание и издание учебно-методического пособия, хрестоматии, призванных послужить теоретической базой для освоения тем, основных проблем, ключевых вопросов по дисциплине.
Саму апробацию дисциплины «Религиозная культура и межконфессиональный диалог в образовании» мы можем определить как успешно выполненную. Так как реализация дисциплины способствовала формированию свободного мышления студентов, активной позиции по вопросам религии и культуры, межконфессионального диалога в области образования, раскрытия их творческого потенциала и формирования профессиональных, экспертных навыков и умений. В рамках семинарских (практических) занятий удалось осуществить инновационные формы обучения, чему способствовали подготовленность аудитории и оборудования, наличие необходимого для учебного занятия раздаточного материала. Для осуществления всех этапов семинарских (практических) занятий нами были сформулированы цели, ориентированные на планируемый результат каждого этапа занятия, выработаны формы его достижения. Для выработки студентами объективной собственной позиции по проблемам религиозной культуры, особенностей межконфессионального диалога, аналитических способностей, свободного мышления применялся логико-структурный подход к учебному материалу, его изложению, усвоению студентами. Этому также способствовали актуальность и практическая направленность вопросов тем семинарских (практических) занятий и соответствие программным требованиям. Для развития творческой активности студентов и освоения ими учебного материала были использованы для наглядности раздаточный материал и мультимедиа. В рамках учебной дискуссии, «мозгового штурма», мини-конференции были использованы задания различного характера (преобразующие, проблемные, дискуссионные, творческие и др.). Эффективности контроля работы студентов (организации обратной связи) способствовали, например, такие формы занятия как учебная дискуссия, «мозговой штурм», «мини-конференция. Так как в них достигалась коммуникация не только педагога со студентом, но и самих студентов между собой. Этому способствовала организация деятельности студентов, ориентированная на групповую, парную деятельность. В большей мере это проявилось в таких формах занятия как «мозговой штурм», «мини-конференция». Для создания благоприятной образовательной среды, положительного психологического климата использовался открытый стиль поведения, заинтересованность преподавателя как в самой проблеме, ее актуальности, так и во мнении каждого из участников диалога, важности собственной позиции участников диалога. С учетом индивидуальных особенностей студентов (личностные качества, этно-национальные характеристики, религиозные и мировоззренческие предпочтения и т.д.) строилась вся структура каждого семинарского (практического) занятия, его этапов.
Мы считаем практику обучения студентов непедагогических направлений подготовки дисциплинам основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки – Педагогическое образование) продуктивной, способствующей подготовке квалифицированных, конкурентноспособных выпускников высших учебных заведений, расширяющей сферы их профессиональной востребованности. Данная практика, если ее закрепить в рамках реализации образовательных стандартов, направлений, профилей подготовки, будет способствовать решению проблемы нехватки квалифицированных специалистов в области образования от начального общего образования до среднего (полного) общего образования. Тем более мы считаем необходимым внесение и закрепление дисциплины «Религиозная культура и межконфессиональный диалог в образовании» в образовательном стандарте по направлению подготовки Педагогическое образование, так как студенты, обучающиеся по данному направлению, в первую очередь должны иметь возможность расширить и углубить свой квалификационный уровень. Это также должно способствовать в дальнейшем их профессиональной самореализации в образовательной среде, соответствовать государственной политике в области основного общего образования, высшего образования.