Полный текст статьи
Печать

В настоящее время в различных вузах России усилился интерес к этическому знанию и образованию. Этика в образовании, по мнению современного отечественного философа, заведующего сектором этики Института философии РАН, Р.Г. Апресяна, может представать как «а) преподавание этики в блоке социально-гуманитарных дисциплин; б) определенные ценности, лежащие в основе программы обучения в целом и образовательной деятельности, которую ведет данное учебное заведение; в) этика образования, т.е. принципы и правила взаимоотношений в образовательном сообществе вообще и в каждой отдельном учебном заведении, в преподавательском коллективе, в отношениях между преподавателями и студентами»[2]. На это же обращает внимание В.В. Варава, современный российский философ и писатель, профессор ВГУ, справедливо отмечая при этом, что этика в образовании может пониматься как «проблема преподавания этой дисциплины в высшей школе» [3]. Говоря об этическом компоненте в вузовском образовании, следует отметить, что он носит прикладной характер: «Общих курсов по этике в вузах, действительно, становится меньше, а этико-прикладных – больше. Это мировая тенденция... В доминировании прикладной этики в вузовском образовании я вижу только поддержку этике, поскольку этика в прикладном выражении становится элементом профессионального образования, и этим ее статус повышается» [1].

В области этического образования Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого не является исключением: изучением вопросов этического образования в России и его профессионального (прикладного) характера занимаются такие известные тульские ученые, профессора ТГПУ им. Л.Н. Толстого, как В.Н. Назаров и Е.Д. Мелешко, которые внесли большой вклад в эту область знания [4]. Кроме того, в настоящее время на многих направлениях подготовки и разных факультетах университета осуществляется преподавание ряда дисциплин этико-прикладной направленности (например, «Профессиональная этика» «Профессиональная этика и этикет», «Этика успеха: как быть успешным в современной жизни от Платона до Карнеги», «Этика и психология семейной жизни» и т.д.). Более того, в 2014-2015 году в рамках договора с НИТУ «МИСиС» на базе ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого» преподавателями кафедры философии и культурологии были разработаны учебно-методические материалы и проведены занятия по дисциплине «Этика образования и воспитания» на ФЕН, ФТиБ, ФМФиИ для студентов непедагогических направлений подготовки.  Остановимся на методике преподавания данной дисциплины в рамках подготовки бакалавров непедагогических направлений подготовки более подробно.

Преподавание дисциплины «Этика образования и воспитания» имеет своей целью формирование у студентов знаний специфики и основных категорий этики, методов этико-прикладного исследования в области образования и воспитания, что  способствует выработке понимания этико-образовательных и этико-воспитательных проблем, умений и навыков их анализа в различных педагогических контекстах, навыков работы с текстами первоисточников, моделирования этических кодексов, проведения самостоятельных исследований этических проблем в сфере образования и воспитания и формирования научного мировоззрения. Реализация этой цели требует того, что студенты должны выступать субъектами учебно-исследовательской и учебно-познавательной деятельности, а потому взаимодействие преподавателя и студентов должно осуществляться на субъект-субъектном уровне, что формирует гуманитарный стиль мышления студентов, умение находить ценностный аспект учебного знания и информации, стимулирует ответственность и инициативу в выборе содержания и способов учебной и исследовательской деятельности, развивает навыки соблюдения нравственных и этических норм, требований профессиональной этики, учит общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их. Поэтому при реализации дисциплины «Этика образования и воспитания» должны быть использованы следующие методы обучения:

Лекция, в рамках которой студенты приобретают знания о понятии этики, ее основных идеях и категориях, изучают альтернативные теории и подходы к анализу этических проблем и процессов в области отечественного и зарубежного образования и воспитания, и методику их использования в различных педагогических контекстах. На лекциях необходимо применять проблемный подход изложения материала, сопоставлять различные альтернативные позиции авторов на те или иные вопросы этики образования и воспитания и т.д.

Семинар как диалогичная форма организация занятий предполагает индивидуализацию обучения, напряженную работу преподавателя со студентами, в ходе которой должны учитываться их индивидуальные особенности и ценностные ориентации. Для этого необходимо использовать такие формы проведения семинара, как беседа, учебная дискуссия и т.д. В рамках дискуссии приветствуется изложения преподавателем различных точек зрения на изучаемую проблему и выбор студентами одной из точек зрения с аргументацией своей позиции. Преподавателю следует поддерживать дискуссию, раскрывать аргументы спора, посредством дополнительных вопросов, поскольку участники дискуссии должны не только отстоять свою точку зрения, но и опровергнуть противоположную. Выявление позиций студентов, их правильных и ошибочных суждений дает возможность более обоснованно и убедительно утвердить в их сознании основные теоретические положения и выводы.

Практические занятия необходимы для применения на практике основных теоретических положений, которые были получены студентами в ходе лекций и семинаров. Важное место при изучении дисциплины «Этика образования и воспитания» занимает использование активных методов обучения, к которым можно отнести составление моделей этических педагогических кодексов, побуждающих обучающихся активизировать свою познавательную деятельность и самостоятельно добывать необходимые знания, развивать мышление, формировать практические навыки и умения, осуществлять этико-прикладное исследование в области образования и воспитания на практике. На практических занятиях так же значительное место отводится заслушиванию докладов, написанию и обсуждению эссе, разбору текстов первоисточников, просмотру подготовленных студентами презентаций.

На занятиях следует использовать метод кейсов (обучение методом ситуаций или прецедентов), который развивает понимание и способности мыслить на языке основных этических проблем, с которыми сталкиваются специалисты в профессиональной деятельности. Метод кейсов развивает умения анализировать различные возникающие ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление.

По итогам изучения дисциплины «Этика образования и воспитания» студент должен собрать портфолио, в котором будут представлены все выполненные задания в процессе освоения курса.

  Таким образом, можно сделать вывод о том, что этический компонент в образовании очень важен и может быть во многом реализован посредством преподавания дисциплины «Этика образования и воспитания». Она активизирует познавательную деятельность студента, формирует его мышление и научное мировоззрение, способность вычленять ценностные аспекты учебного знания и информации, развивает навыки анализа этико-образовательных и этико-воспитательных проблем в педагогическом контексте, навыки соблюдения нравственных и этических норм и требований профессиональной (прикладной) этики как во взаимоотношениях участников образовательного процесса, так и людей с друг другой, навыки анализа текста первоисточников, способствует проведению самостоятельных этических и научных исследований и подготовке к педагогической деятельности. Это особенно важно для студентов-бакалавров непедагогических направлений подготовки, так как умениям и навыкам, формируемым данной дисциплиной, не уделяется должного внимания в рамках других курсов. Более того, данную дисциплину, на наш взгляд, необходимо внести в педагогические стандарты, что улучшит качество образовательного процесса и повысит уровень нравственности в обществе.