Полный текст статьи
Печать

Для современного высшего образования характерен многообразный, вариативный, постоянно меняющийся социальный контекст. Направления развития высшей школы должны отражать мировые тенденции и одновременно быть связаны с требованиями государства, перспективами развития страны, потребностями социума, интересами личности, запросами основных потребителей образовательных услуг.

К числу приоритетных целей современного высшего образования относится развитие личности, способной к инновационной деятельности в профессиональной сфере, готовой к постоянному самосовершенствованию. Среди характеристик такой личности коммуникативность, компетентность, инновационная креативность, толерантность и другие. В высших учебных заведениях должна быть сформирована образовательная среда, приоритетом которой является личность, подготовленная для инновационной деятельности. Проектирование такой среды возможно только с учетом приоритетов современного студенчества. Доминирующими ценностями современного студенчества являются индивидуализм, жизненный успех, материальное благополучие, высокий социальный статус, положительное социальное самочувствие, оптимизм во взглядах на свое будущее. Ценность высшего образования несомненна, но для большинства студентов она носит не терминальный, а инструментальный характер.

Введение новой системы обучения, в центре которой находится студент, предполагает перемещение акцентов с процесса обучения на его результат, описанный в профессиональном стандарте педагога. Специалист в сфере образования должен грамотно реагировать на вызовы времени, обоснованно действовать в ситуации неопределенности, иметь широкую эрудицию в профессиональной области, владеть новыми методами и технологиями.

Для достижения поставленных целей в ТГПУ им. Л.Н.Толстого были разработаны новые модули программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика». Данные модули предполагают академическую мобильность студентов в условиях сетевого взаимодействия, направлены на создание возможностей для проектирования индивидуальных образовательных траекторий для студентов непедагогических специальностей. Создание модулей – это своеобразный ответ вуза на желание студентов получить педагогическое образование, которое позволит им работать в школе в качестве учителя-предметника.

Модули профессиональной подготовки учителя являются «ядром №1» основной образовательной программы, которое должно быть реализовано в любой программе, готовящей педагога-предметника, независимо от его профиля. В модуль входят дисциплины психолого-педагогической направленности, необходимые для формирования результатов обучения, заявленных Профессиональным стандартом педагога, методики преподавания предмета, сопровождающие дисциплины и педагогическая практика. Второй важнейшей составляющей подготовки учителя-предметника является формирование ключевых компетенций в конкретной предметной области (история, математика, география и т.д.). Такой модуль профильных дисциплин - «ядро №2» основной образовательной программы. Для всех основных образовательных программ обязательны дисциплины, формирующие общекультурные компетенции: «История», «Философия», «Иностранный язык», «Физическая культура».

Остальные модули носят сопроводительный и поддерживающий характер, обогащая представления студентов о специфике образования в социальном контексте.

Образовательная программа новых модулей программ бакалавриата разрабатывается для студентов 2 курса бакалавриата. Предполагается, что они в достаточной мере хорошо знакомы с дисциплинами «ядра №2», овладели предметными компетенциями и нуждаются в освоении «ядра№1». В связи с этим авторами были предложены 4 модуля – два основных модуля профессиональной подготовки («Педагог как организатор образовательного пространства» и «Проектирование и реализация эффективных образовательных технологий») и два поддерживающих модуля – «ИКТ в деятельности учителя» и «Образование в контексте социальной реальности».

На данном этапе выполнения проекта в ТГПУ им.Л.Н.Толстого прошла апробация поддерживающего модуля «ИКТ в образовании», который включает в себя одну дисциплину базовой части «Технологии электронного обучения» и одну из трех дисциплин вариативной части «Проектирование и разработка электронных образовательных ресурсов», «Электронный документооборот и информационная безопасность», «ИКТ в инклюзивном образовании». Осуществляется апробация модуля «Образование в контексте социальной реальности» (дисциплины по выбору студентов «Тимбилдинг в образовательной организации», «Английский язык в профессиональной деятельности учителя», «Медиативные технологии урегулирования споров в образовательной среде») и модуля «Педагог как организатор образовательного пространства» (дисциплины «Формирование безопасной и комфортной образовательной среды», «Психодиагностика в образовательной практике учителя»).

Апробации осуществляется по алгоритму, включающему:

I. Подготовительный этап:

-разработка плана-графика проведения апробации;

-Отбор российских и международных экспертов;

-обеспечение необходимых условий для проведения апробации, включая аудиторный фонд, компьютеры (компьютерные классы), презентационное оборудование, доступ к библиотечным ресурсам, сети Интернет;

 -назначение академических консультантов для осуществления взаимодействия с участниками апробации;

-подготовка и обеспечение каждого участника апробации раздаточными материалами (включая программу обучения, лекционные материалы и пр.)

-формирование пакета учебно-методической документации;

-организация и проведение установочного семинара-совещания с преподавателями и сотрудниками, привлеченными к реализации новых модулей основной профессиональной образовательной программы.

II. Основной этап:

-осуществление документационного обеспечения реализации новых модулей основной профессиональной образовательной программы (оформление приказов о зачислении студентов на программу, оформление журнала учета посещаемости студентов и т.п.)

-реализация обучения студентов – участников апробации новых модулей основной профессиональной образовательной программы;

-текущее анкетирование студентов о степени удовлетворенности учебным процессом;

-осуществление текущего контроля за ходом реализации апробации новых модулей основной профессиональной образовательной программы (журнал учета посещаемости, журнал использования технических средств обучения и др.);

III. Заключительный этап:

-анализ анкетирования студентов о степени удовлетворенности учебным процессом;

-подготовка и сбор отчетов преподавателей о реализации учебных дисциплин;

-подготовка и сбор рекомендаций преподавателей по доработке новых модулей основной профессиональной образовательной программы;

-подготовка рекомендаций по доработке новых модулей основной профессиональной образовательной программы бакалавриата по УГС «Образование и педагогика» (направление подготовки - Педагогическое образование);

-формирование общего отчета о проведенной апробации новых модулей основной профессиональной образовательной программы новых модулей основной профессиональной образовательной программы.

Развивая субъектную позицию студентов, существенное место в оценке эффективности разработанных модулей, мы отводили взаимооценке и самооценке. Использование диагностического инструментария (анкетирование студентов, анализ продуктов деятельности, изучение рефлексивных карт, наблюдение) показало следующие результаты. Среди дисциплин (курсов по выбору студента) модуля «Образование в контексте социальной реальности» наибольший интерес студентов вызвали дисциплины «Конструктивное взаимодействие», «Тимбилдинг в образовательной организации», «Медиативные технологии урегулирование споров в образовательной среде». Достаточно высоко оценили студенты качество занятий по дисциплинам «Английский язык в профессиональной деятельности учителя», «Конструктивное взаимодействие», «ИКТ в профессиональной деятельности учителя».

Оценивая модуль «Педагог как организатор образовательного пространства», студенты наибольший балл выставили дисциплинам: «Педагогическая физиология детей и подростков»,  «Педагогика как наука и искусство»,  «Психодиагностика в образовательной практике учителя»,  «Формирование безопасной и комфортной образовательной среды».

Результаты апробации убеждают, что разработанные модули в достаточной мере обеспечивают переориентацию учебного процесса со «знаниевой» парадигмы на системно-деятельностный подход. В ходе изучения модулей студенты продемонстрировали высокий уровень познавательной мотивации и желание применить полученные знания на практике.

В целях дальнейшего совершенствования новых модулей представляется целесообразным проанализировать структуру, содержание, сложность и объем заданий, предложенных студентам для выполнения дистанционно в среде Moodle. Предметом диагностики должно стать соответствие системы заданий для самостоятельной работы индивидуальным познавательным возможностям бакалавров и ресурсам их учебного времени. Развитие данной программы предполагает также, на наш взгляд, включение в процесс дистанционного образования видеоконференций и вебинаров.

Проведение практических занятий в образовательных организациях общего среднего образования позволяет студентам, обучающимся по новым модулям, изменить свои представления о школе. Бакалавры получают возможность прийти в школу как исследователи условий образовательной среды. Увеличение количества таких занятий, по нашему мнению, будет способствовать развитию социальной и познавательной мотивации студентов.

Пилотная апробация выявила также недостаточную степень интеграции изучаемого студентами материала с различными предметами.  Усиление и обогащение как прямых, так и косвенных межпредметных связей позволило бы устранить дублирование, более рационально использовать время и другие ресурсы, формировать целостное, синтетическое мышление будущего педагога. Полезно было бы также провести дуэтные лекции и бинарные семинары, дающие студентам опыт критического анализа информации.

Содержание мультимедийного сопровождения занятий не в полной мере соответствует психологическим и физиологическим особенностям современных студентов, как в контексте когнитивных, так и эмоционально-волевых процессов, и требует определенной коррекции.

Существующая балльно-рейтинговая система недостаточно стимулирует познавательную деятельность студентов, целесообразно уточнить механизм ее воздействия на познавательные процессы.

Таким образом, анализ результатов апробации показал, что изучение студентами новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» способствует формированию их субъектности, создает условия для личностного и профессионального роста.