С вступлением России в рыночную экономику в нашу жизнь стремительно вошли новые понятия, новые явления, среди которых «инновационная деятельность», «инновация» и др.
Инновационная деятельность «воплощает в себе единство технологических, организационных и социальных нововведений, в ходе реализации которых формируется новая модель развития, преобразования и эффективного использования общественных, природных и экономических ресурсов [1].
Конечной целью любой инновационной деятельности является повышение качества жизни населения страны. И в этом смысле российское образование не является исключением. С каждым годом потребность общества в новом качестве образования растет.
Согласно ст. 20 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования. Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями.
В силу ч. 3 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) педагогическим работникам предоставлено право на участие в разработках и во внедрении инноваций.
Вместе с тем, содержание категории «инновация» в сфере образования российский законодатель не раскрывает, определения образовательной инновационной деятельности не предлагает.
Ввиду относительной «молодости» самих понятий как для российской экономики, так и для российского образования, во многих справочных источниках термин «инновационная деятельность» не встречается [1].
Достаточно много дефиниций инновационной деятельности в научной доктрине. Так, исследователь О.П. Молчанова полагает, что «инновационная деятельность– это взаимосвязанная «совокупность видов работ по созданию и распространению инноваций» [3]. По мысли В. Винокурова, «инновационная деятельность - это совокупность научной, технологической, организационной, финансовой и коммерческой деятельности, направленной на создание и внедрение на рынке нового или усовершенствованного продукта, создание нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо новой или усовершенствованной организационно-экономической формы, обеспечивающей необходимую экономическую и (или) общественную выгоду» [4].
Некоторые авторы указывают на социальную роль инновационной деятельности, необходимости «получения новой или радикально улучшенной производимой продукции, технологии ее производства и удовлетворения платежеспособного спроса потребителей в высококачественных товарах и услугах, совершенствования социального обслуживания» [4].
Встречается мнение, согласно которому «инновационная деятельность - сфера разработки и практического освоения технических, технологических и организационно-экономических нововведений, которая включает не только инновационные процессы, но и маркетинговые исследования рынков сбыта товаров, их потребительных свойств, а также новый подход к организации информационных, консалтинговых, социальных и других видов услуг» [5].
Ряд авторов (Ю.В. Вертакова, С. Симоненко) отождествляют инновационную деятельность с инновационным процессом, под которым понимается «процесс, направленный на разработку и реализацию результатов законченных научных исследований и научно-технических достижений в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, а также связанных с этим дополнительных научных исследований и разработок».
В своей статье «Инновационная деятельность в системе научных категорий» Н.Ханчук, рассматривает инновационную деятельность как сложную категориальную структуру и выделяет «категории инновационной деятельности: историческая, экономическая, инструментальная, философская, юридическая, коммерческая, предпринимательская, хозяйственная, организационно-управленческая» [6].
Д. В. Грибанов определяет инновационную деятельность «как деятельность по созданию и реализации в различных сферах жизнедеятельности общества новых технологий» [7].
В Большом юридическом словаре «инновационная деятельность» - это «внедренческая деятельность по созданию и использованию интеллектуального продукта, доведению новых оригинальных идей до реализации в виде готового товара на рынке» [8]. В качестве такого товара указывается: «внедрение и тиражирование изобретений, ноу-хау, научно-технические разработки, научных произведений, открытий, промышленных образцов, товарных знаков, проведение научно-исследовательских, проектных, опытно-конструкторских, маркетинговых исследований с целью создания образцов новой техники и новых технологий; патентно-лицензионная деятельность» [8].
Методология организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Евростата определяет инновационную деятельность как «вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в технологически новые или усовершенствованные продукты или услуги, внедренные на рынке, в новые или усовершенствованные технологические процессы или способы производства (передачи) услуг, использованные в практической деятельности» [9].
Многочисленные определения исследуемого термина предлагаются в электронных ресурсах. Так, на сайте Центра Креативных Технологий (центра, занимающегося разработками технологий, предназначенных для поиска новых идей и практикой их применения), «инновационная деятельность» формулируется как «деятельность, направленная на поиск и реализацию инноваций в целях расширения ассортимента и повышения качества продукции, совершенствования технологии и организации производства» [10]. Инновационная деятельность – процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, или процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки [10]. Инновационная деятельность - коммерциализация результатов научных исследований и разработок при эффективной реализации продукции на внутреннем и зарубежных рынках [10]. Нередко инновационная деятельность трактуется как «процесс, направленный на разработку и реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки» [10].
Очевидно, что понятие «инновационная деятельность» имеет многогранный, многоплановый характер, рассматривается в научной доктрине в различных аспектах: «в связке» с технологиями, экономическим развитием, политическими вопросами, изменениями в педагогическим процессе и др. При этом среди исследователей не наблюдается единства в понимании категории «инновационная деятельность». Одни авторы отождествляют инновационную деятельность с процессом, другие - рассматривают инновационную деятельность как его составную часть.
Не вдаваясь в подробный анализ вышеуказанных определений инновационной деятельности, можно констатитровать, что попытки предложить универсальное определение инновационной деятельности, в том числе в сфере образования, пока несовершенны.
Думается, что, формулируя понятие «инновационная деятельность» в условиях реформирования образования, во-первых, ввиду «комплексности» категории необходимо использовать современные достижения не только в сфере образования, но и в области науки, техники, в сферах управления, права и т.д. Во-вторых, для уяснения сущности инновационной деятельности в образовании требуется детальное рассмотрение признаков, закрепленных как в законодательстве РФ, так и в отчественной и зарубежной научной доктрине, поскольку, увеличивая количество признаков, можно получить более узкое, но зато и значительно более богатое понятие. В-третьих, уточняя понятие образовательной инновационной деятельности, важно опираться как на общие признаки, характерные для признания деятельности инновационной, так и на специфические, выделяющие образовательную инновационную деятельность из общего массива инновационной деятельности.
И еще. Практика применения новейшей нормативной базы по вопросам признания в сфере образования деятельности инновационной только складывается. Задача федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов РФ, – свести к минимуму издержки, возникающие вследствие противоречий и сложностей правового регулирования рассматриваемой сферы отношений; в рамках своих полномочий создать условия для реализации инновационных образовательных проектов, программ и внедрения их результатов в практику.