Полный текст статьи
Печать

В истории человечества двадцать первый век будет ознаменован переходом в информационное общество. Для большинства мировых рыночных экономик формирование информационного общества является экономической, политической и культурной целью, в котором ведущим ресурсом является информация, а ее производство и потребление -  основным видом деятельности. Для стимулирования развития информационного общества, в большинстве стран принимаются национальные стратегические программы, которые в дальнейшем реализуются на федеральном, региональном и местном уровнях. В нашей стране таким документом является Стратегия развития информационного общества, утвержденная приказом Президента Российской Федерации в 2008 году и рассчитанная на ее выполнение до конца 2015 года. В реализации данной стратегии принимают участие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а так же представители бизнеса, научных организаций и гражданского общества. Широкий спектр привлеченных организаций говорит о повсеместном охвате инновационной деятельностью сфер деятельности современного общества. На бытовом уровне мы постоянно сталкиваемся со всевозможными техническими устройствами, производящими, обрабатывающими, передающими и использующими информацию – телефоны, планшеты, компьютеры и другие гаджеты прочно вошли в нашу жизнь. Раньше это было удобное средство общения и отдыха, однако с развитием информационного общества компьютеризация широко проникает во все сферы рабочей деятельности современного человека и целью созданной стратегии развития информационного общества является широкое использование и отладка системы взаимодействия на основании информационно-коммуникационных технологий. Предоставление государственных и социальных услуг, глобальной межведомственное взаимодействие на всех уровнях власти позволяет государственному аппарату быть более мобильным чутко и вовремя реагировать на потребности общества.

Одним из направлений стратегии развития информационного общества в Российской Федерации является «подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий» с целью повышения качества образования, что предъявляет новые требования к учреждениям, реализующим образовательные программы по подготовке специалистов в сфере информационных и телекоммуникационных технологий. Для повышения качества образования указанная стратегия предполагает «расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования» [1]. Это значит, что эффективный образовательный процесс должен предусматривать применение информационно-коммуникационных технологий в подготовке специалистов различной квалификации. Особое значение это приобретает в сфере информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ), поскольку компьютеризация всех сфер общественной жизни предполагает наличие большого количества обслуживающего персонала, обладающего необходимыми знаниями, умениями и навыками для эффективной работы аппаратного оборудования и программного обеспечения.

Федеральные государственные образовательные стандарты III поколения, реализуемые в образовательных учреждениях высшего звена, предусматривают различные уровни подготовки специалистов ИКТ от бакалавра до специалиста высшей квалификации по различным направлениям: «Информатика и вычислительная техника», «Бизнес-информатика», «Фундаментальная информатика и информационные технологии», «Прикладная информатика», «Прикладная математика и информатика».Это объясняется большой востребованностью специалистов в сфере ИКТ в различных сферах хозяйственной деятельности, которая подтверждается статистическими данными, опубликованными Росстатом – из 557 тысяч специалистов с высшим образованием в сфере информатики и вычислительной техники трудоустроено 544 тысячи человек, что составляет 92,3% [2]. По регионам статистика показывает востребованность в менее квалифицированных специалистах, подготовка которых осуществляется по направлению «Бизнес-информатика». Так, по данным областной службы занятости Кировской области на 01.02.2016 на одного безработного приходится две-три вакансии от различных предприятий города и области [3]. И это неудивительно. Во всех организациях различных форм собственности налажено телекоммуникационное взаимодействие по локальным сетям, постоянное обращение к глобальной сети Internet, производство, обработка, анализ и использование информации посредством компьютерной техники. Помимо этого в каждом учреждении существует офисная техника, непосредственно связанная с работой персональных компьютеров. Поэтому везде необходимо присутствие специалиста, способного быстро и грамотно наладить работу техники, сетевого взаимодействия, установить и отладить работу необходимого программного обеспечения, выполнить мелкий ремонт. Так же помимо обслуживающего персонала необходимы учителя, в полном объеме владеющие знаниями, умениями и навыками по информационным и телекоммуникационным технологиям, используемым в современном обществе. Как же осуществляется их подготовка в высших учебных заведениях?

Образование студентов базируется на федеральных государственных образовательных стандартах (далее – ФГОС), разработанных для каждой специальности. Они включают в себя требования, обязательные при реализации программ высшего образования. Все требования к выпускникам сформированы по группам компетенций, которые подразделяются на общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Кроме того, стандарт содержит область и объекты профессиональной деятельности выпускников. Так, например, стандарт подготовки специалистов по профессии "Информатика и вычислительная техника" (уровень бакалавра) предполагает работу выпускника с «…программным обеспечением компьютерных вычислительных систем и сетей, автоматизированных систем обработки информации и управления» (п. 4.1. гл. IVФГОС)[4]. Объектами работы по данной профессии являются электронные вычислительные машины, комплексы, системы и сети, автоматизированные системы обработки информации и управления, системы автоматизированного проектирования и информационной поддержки жизненного цикла промышленных изделий, программное обеспечение средств вычислительной техники и автоматизированных систем (программы, программные комплексы и системы), математическое, информационное, техническое, лингвистическое, программное, эргономическое, организационное и правовое обеспечение перечисленных систем (п. 4.2. гл. IV ФГОС).Таким образом, выпускник, получивший  высшее образование в соответствии с требованиями образовательного стандарта, обладает достаточным количеством знаний, умений и навыков, чтобы быть квалифицированным специалистом в сфере ИКТ. Однако, существует ряд противоречий в подготовке студентов, истоки которых лежат в образовательных стандартах, определяющих требования подготовки в высших учебных заведениях.

Согласно требованиям ФГОС в п. 7.3.2, необходимо проводить учебные занятия с использованием только лицензионного программного обеспечения, которое подлежит ежегодному обновлению в соответствии с образовательными программами дисциплин. Кроме того, согласно п. 7.1.1. ФГОС, каждый учащийся должен быть обеспечен «…неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде», требуется установка лицензионного программного продукта на каждое рабочее место учащегося.Поскольку приобретение и ежегодное обновление лицензионных программ требует очень большого вложения финансовых средств, перед ВУЗам  встает проблема выбора – приобретать лицензионные продукты и работать с ними без учета обновлений программ, либо использовать нелицензионные программы, что является нарушением Постановления Правительства РФ от 28.04.2006 № 252«…распространение нелицензионного программного обеспечения влечет привлечение административной ответственности…» [5].В государственных учебных заведениях эта проблема стоит не так остро, поскольку учреждение финансируется за счет федерального бюджета, однако частные образовательные организации, выживающие только за счет собственных средств, предпочитают экономить на приобретении лицензионных программных продуктов.

Если рассмотреть использование программного оборудования на примере подготовки студентов по специальности 230040 «Информационные технологии в дизайне», то выяснится, что дисциплина «Геометрическое моделирование», требует выполнение работ в таких средах как  3DStudio MAX., AutoCAD, Компас [6]. Мы привели только краткий перечень программ по одной дисциплине. Если учесть, что это не полное содержание программного обеспечения, необходимого для полноценного осуществления образовательного процесса, становится понятным объем приложений, которые необходимо приобретать для каждого рабочего места студента, а так же ежегодно обновлять его в соответствии с ФГОС. Таким образом, первая проблема, с которой сталкивается преподавательский состав любого ВУЗа при подготовке студентов по специальностям ИКТ – это финансирование материально-технического оснащения дисциплины актуальным лицензионным программным обеспечением.

Подготовка на каждой специальности предусматривает отработку практических умений и навыков, предусмотренных ФГОС, что особенно важно для подготовки специалистов в сфере ИКТ. Однако, анализируя объем отведенного времени на прохождение практики, становится очевидным его недостаток на качественное формирование практических умений и навыков. Так, ФГОС по специальности «Бизнес-информатика», из 240 зачетных единиц (что соответствует 8640 учебным часам) отводит на прохождение практики только 8зачетных единиц (256 учебных часа) [7]. Учитывая то, что практика для студентов является настоящей проверкой полученных знаний и умений в ВУЗе, и полностью самостоятельной практической работой, не предполагающей помощи преподавателя, становится очевидным тот факт, что сформировать навыки самостоятельной работы за столь короткое время невозможно.

Кроме того, ФГОС кроет в себе еще ряд причин, по которых подготовка студентов по специальностям ИКТ в настоящее время является не столь эффективной, как того требует уровень современных технологий. Ниже мы приведем схему сравнительной характеристики требований к профессиональным компетенциям выпускников, определяемых ФГОС по специальности «Фундаментальная информатика и информационные технологии» [8]  и требований профессионального стандарта, предъявляемого к работникам специальности «Программист», используемый в области связи, информационных и коммуникационных технологиях [9]. 

Рисунок 1. Сравнительный анализ трудовых функций, предусмотренных требованиями ФГОС при подготовке специалистов и профессиональными стандартами, предъявляемыми к работнику 

Проведенный анализ указывает на пробел в разработке требований к профессиональным знаниям и умениям выпускников, допущенном в ФГОС по специальности «Фундаментальная информатика и информационные технологии». ФГОС не предусматривает отработку знаний по навыкам анализа требований к программному обеспечению,  а так же по проверке и отладке программного кода. Кроме того, профессиональный стандарт содержит целый ряд требований, предъявляемый к знаниям работников об интеграции программных модулей и компонентов, а так же о верификации моделей программного обеспечения. Данный блок информации выпущен из требований к содержанию материала в образовательных стандартах, а следовательно – уровень подготовки студентов высших учебных заведений в сфере ИКТ обусловлено снижен из-за пробелов в ключевом нормативно-правовом акте образовательной деятельности. Поскольку федеральный образовательный стандарт ориентирован не на конкретную специальность, а на область знаний, он содержит общие требования к уровню подготовки выпускников. Поэтому работодатели, принимая на работу специалиста с квалификацией «Фундаментальная информатика и информационные технологии», зачастую вынуждены доучивать работника. В данном контексте хотелось бы обратить внимание на еще один момент подготовки студентов. Обучение практическим навыкам, особенно важным для специалистов сферы ИКТ, осуществляется посредством выполнения заданий на производственной практике. Так, студенты по направлению подготовки «Фундаментальная информатика и информационные технологии» в ходе практики знакомятся с процессами автоматизации и информатизации на предприятии, а так же разрабатывают, внедряют и отлаживают работу собственного программного обеспечения. Однако, программа практики не предусматривает такие вопросы как администрирование и отладка работоспособности сетевых компонентов инфокоммуникационной системы организации, восстановление работоспособности оборудования, то есть выполнение ремонтных работ, а так же важных навыков по организации инвентаризации технических средств, предусмотренные профессиональным стандартом системного администратора [10].

Федеральные образовательные стандарты за последние несколько лет претерпели ряд изменений, и в настоящее время подготовка ведется по ФГОС третьего поколения. Это означает, что стандарты учитывают не все тонкости образовательной деятельности применительно к специфике различных областей знаний и требуют доработок. Современная экономическая ситуация показывает, что образовательные организации, не учитывающие спрос по видам специалистов на рынке труда, оказываются в итоге невостребованными. Поэтому ВУЗы должны уделять больше внимания рыночной конъюнктуре, активнее сотрудничать с работодателями. Многие образовательные учреждения уже осознали это, закладывая в образовательные программы учет требований на рынке труда [11]. Анализ статистических данных по нашей стране показывает, что из 256 тыс. безработных с высшим образованием 27 тыс. человек с высшим образованием в сфере ИКТ официально зарегистрировались в службе занятости и искали работу [12]. Это значит, что 10,5% выпускников ВУЗов оказались невостребованными на рынке труда и не смогли найти себе достойную работу, притом, что спрос на IT-специалистов в стране высок. Для привлечения абитуриентов на востребованные специальности, многие ВУЗы распределяют бюджетные места в соответствии со спросом работодателей. В данном контексте показательна ситуация в Кировской области, в которой функционирует четыре государственных образовательных учреждения высшего профессионального образования. В двух из них – в Вятском государственном гуманитарном университете и Вятском государственном университете было увеличено число бюджетных мест на специальностях, связанных с информатикой за счет уменьшения их доли на таких специальностях как «Юриспруденция»,   «Бухгалтерский учет», «Менеджмент», выпускники которых не востребованы на рынке труда. Так, например, в Вятском государственном университете Кировской области в 2015 увеличилось количество бюджетных мест на специальность «Бизнес-информатика» на 40% [13].

Однако, несмотря на усилия ВУЗов подготовить квалифицированные кадры, на первое место при подготовке IT-специалистов выступает проблема несоответствия профессиональной квалификации выпускников потребностям современного общества. Связано это с тем, что в настоящее время стремительно растет перечень специальностей, связанных с информационно-коммуникационными технологиями. Согласно реестру профессиональных стандартов, разработанных в соответствии с приказом Минтруда в 2015 году, к профессиям в IT-сфере относится более десятка специальностей, среди которых есть архитектор программного обеспечения, администратор  баз  данных, менеджер  продуктов  в  области информационных технологий, менеджер по  информационным  технологиям, руководитель проектов в области информационных  технологий, системный аналитик, специалист  по  тестированию  в области информационных технологий и пр. [14]. Эти специальности востребованы на рынке труда, однако, существующее законодательство в образовательной деятельности не позволяет осуществить их подготовку. Это связано с тем, что в перечне направлений подготовки высшего образования (бакалавриата), утвержденных приказом Минобрнауки в 2013 году, определено ограниченное количество специальностей, связанных с ИКТ. К ним относятся «Прикладная математика и информатика», «Математика и компьютерные науки», «Фундаментальная информатика и информационные технологии», «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем», «Информатика и вычислительная техника», «Информационная безопасность» [15].

Хотелось бы отметить еще одну особенность федеральных образовательных стандартов третьего поколения – они содержат обязательную и вариативную части, предоставляя свободу выбора для наполнения образовательного процесса. В данном контексте возникает неопределенность – чему учить, на какие дисциплины сделать упор, где отвести больше учебных часов, чтобы подготовить квалифицированного специалиста. Многие преподаватели сталкиваются с проблемой установки единообразия преподаваемых программ, поскольку разные структурные подразделения одного образовательного учреждения могут вносить свои коррективы в выборе предметов, предложенных в вариативной части и количестве часов, отведенных на их изучение. При таком разнообразии вариантов подготовки сложно предъявлять единые требования к знаниям, умениям и навыкам выпускников одной специальности представляется затруднительным.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что проблемы подготовки специалистов в сфере ИКТ заложены в нормативных документах, регламентирующих деятельность образовательных организаций высшего профессионального звена. К их числу относятся нормативно-правовые акты Министерства образования и науки, в первую очередь – федеральные государственные образовательные стандарты. Это ключевые документы, определяющие направления подготовки абитуриентов, область их профессиональной деятельности, материально-техническое оснащение образовательного процесса, а так же требования к знаниям, умениям и навыкам выпускников, получающих диплом о высшем профессиональном образовании. Для подготовки специалистов в IT-сфере, стандарты разработаны с учетом перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования. Они различаются по содержанию требований к сформированным компетенциям, областям и объектам применения знаний, количеству учебных часов, но имеют в своем составе одно общее требование, которое создает определенные проблемы в реализации образовательных программ – это необходимость осуществлять подготовку специалистов только не лицензионном, ежегодно обновляемом программном оборудовании. Данное требование справедливо, однако создает определенные финансовые затруднения в материально-техническом обеспечении специальности лицензионными программными продуктами. Кроме того, ФГОС разработаны на основании перечня направлений подготовки высшего образования, и не учитывают современных потребностей общества в новых специальностях в сфере ИКТ. Подобная статичность приводит к тому, что выпускники получают специальности, не востребованные на рынке труди, либо обладают частичными знаниями в рабочей области и часто работодателям приходится доучивать молодых специалистов. Вместе с тем, стандарты предполагают наличие вариативной части, что с одной стороны дает возможность подстроиться под требования профессиональных стандартов и уделить больше внимания востребованным дисциплинам. Но с другой стороны, это приводит к разному уровню подготовки по одной и той же дисциплине в разных образовательных учреждениях.