Данный вопрос является важным, ведь готовность дошкольника к общему образовательному учреждению является ключевым моментом при поступлении в школу. Ежегодно численность первоклассников растет. В 2015 г. число детей поступивших в первый класс составило 1,5 млн. детей (на 120 тыс. больше, по сравнению с прошлым годом). В связи с этим поднимается вопрос о более плотной подготовке дошкольников к школе.
В дошкольных учреждениях педагоги и психологи используют большое количество разнообразных технологий и методик, для успешного формирования творческого воображения и мышления у детей. Среди них особое место занимает ТРИЗ-педагогика - педагогическая система, формирующая широкое мировоззрение, восприятие мира в разных ракурсах. ТРИЗ – это целая система, разрабатывающая методологию решения проблем. Это инструмент повышения эффективности изобретательской деятельности. Благодаря широкому применению элементов ТРИЗ-педагогики у детей развивается творческое мышление.
Творческое воображение, креативность, смекалка, диалектическое мышление - все это возможно развить с помощью ТРИЗ-технологий. ТРИЗ-педагог обладает универсальными компетентностями для совершенствования своей профессиональной деятельности, благодаря чему может успешно развивать детей в различных сферах. ТРИЗ-педагог своей главной целью считает воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Из этого можно сделать вывод, что ТРИЗ-технологии могут успешно использоваться в работе с дошкольниками, достигая положительных результатов преимущественно в области развития творческого воображения.
Одним из ведущих направлений деятельности целого ряда ученых (А.Г. Асмолов, Д.И. Фельдштейн, П.И. Зинченко, В.А. Петровский и др.) являются исследования в области дошкольной психологии, а именно: главной внутренней целью детства является взросление, которая понимается как освоение, присвоение, реализация взрослости. Принцип работы ТРИЗ строится на взаимопомощи и сотрудничестве - ставит детей и педагогов в партнёрскую позицию для стимулирования у детей чувства взрослости, зрелости и доверия к педагогу. Вообще период детства сопоставлен периоду бурного развития воображения - одного из основных видов психических процессов, влияющих на успешное освоение и решение не только школьной программы, но и жизненных трудностей. Воображение - это способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими. Оно играет основную роль в таких психических процессах как моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память.
Для творческой личности воображение является одной из основных черт личности. Ребенок испытывает сильную потребность выражать себя в творчестве – через рисунок, музыку, игру. По словам Л. С. Выготского «дети сами сочиняют, импровизируют или подготовляют пьесу, импровизируют роли, иногда инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это - словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям, потому что оно приобретает смысл как часть целого; это есть подготовка или естественная часть целой и занимательной игры. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, вырезывают, шьют, и опять все эти занятия приобретают смысл и цель как части общего, волнующего детей замысла. Наконец, сама игра, состоящая в представлении действующих лиц, завершает всю эту работу и дает ей полное и окончательное выражение» [1].
По мнению А.А. Гина, все знания в идеале должны приходить в результате открытых задач.Теоретические аспекты развития творческой личности являются одной из составляющей структуры ТРИЗ, поэтому для получения результата нужно практиковаться в их применении, в основном решая открытые, творческие задачи [2]. Открытые задачи – отличный инструмент для развития воображения и креативных навыков детей, т.к. они имеют множество различных путей решения и лишней информации. Одним из преимуществ открытых задач – их можно использовать как задачи, призывающие к выполнению каких-либо заданий независимо от их сложности и запутанности. От задачи легко приступить к обширному поиску информации и углублению в определённую тему. По своему содержанию открытые задачи бывают разными, однако основная масса задач полипредметные: в них могут входить несколько задач различных по предметному содержанию. Их преимущество в том, что они структурируют различные знания в единое целое.
ТРИЗ-занятия в основном проходят в игровой форме. Учениепроводится с помощью занятий, игр, сказок, различных тестов, дети познают и учатся сравнивать физические и природные явления, но в незаметной для них форме. Для этого занятия по методу ТРИЗа в комплексе проводятся в свободное время, преимущественно во вторую половину дня, на прогулке и включают в себя использование разных нестандартных материалов. Благодаря ТРИЗ-занятиям дети видят и познают мир во всем его многообразии и многогранности. Такие занятия учат детей творчески подходить к решению проблем, искать их положительные стороны, что, естественно, пригодится ребенку не только в школе, но и в дальнейшей жизни. Игры должны быть наполнены скрытым смыслом, интригуя ребенка, наводя его на нахождение множества решений. Рассмотрим несколько задач такого типа.
1. Из какой посуды невозможно ничего есть? (Из пустой)
2. В феврале в нашем дворе расцвели три ромашки и две розы. Сколько стало цветов во дворе? ( Нисколько, т.к. в феврале цветы не растут)
3. В пруду плавало семь уток. Трое из них нырнули. Сколько уток осталось в пруду? (Семь: четыре плавают, а три под водой)
4. Что тяжелее: 1 кг. железа или 1 кг. пуха? (Одинаково)
5. Как в решете воду принести? (Заморозив ее)
6. Если бросить зеленый камень в красное море, каким он станет? (Мокрым)
7. На яблоне выросло три груши, а на ёлке всего две. Сколько всего груш выросло? (ни одной - на этих деревьях груши не растут)
Для стимуляции творческой активности у детей и устранения негативного действия психологической инерции, используются такие методы и приёмы в ТРИЗе как мозговой штурм, метод аналогий, метод морфологического анализа, метод фокальных объектов, типовое фантазирование и другие методы и приемы. Безусловно, изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту. Рассмотрим подробнее такой игровой метод как да – нет - ка. Этот метод учить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы по одинаковым признакам, правильно формулировать свои вопросы, основываясь на ответах других детей, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли. Суть игры заключается в следующем: загадывается объект животного или любой другой объект, дети задают вопросы о нем. На вопросы детей нужно отвечать только "да" или "нет". Педагог обращает внимание детей на то, что первые вопросы должны быть наиболее общие, объединяющие воедино несколько признаков. Как правило, первый вопрос: - это живое? В зависимости от ответа перебираются общие категории предметов и явлений. Например, если загаданный объект из живого мира, то следующие вопросы должны отражать категории живого мира. Когда общая категория установлена, задаются частные вопросы о составляющих характеристиках этой категории. Например, домашнее ли это животное? Следом идут вопросы, основанные на догадках, пока объект не будет угадан.
Важная деталь по внедрению программы ТРИЗ: работа по системе ТРИЗ с детьми дошкольного возраста должна осуществляться постепенно, в несколько этапов. Можно выделить следующие этапы работы по использованию элементов ТРИЗ в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения:
1. Научить ребенка находить общее между различными объектами и различать противоречия в окружающем мире. Например, найти общее между стулом и картиной.
2. Научить детей фантазировать и изобретать. Предпочтительно чтобы фантазии были более реалистичными. Например, придумать новый или телефон с новыми, удобными функциями.
3. Научить решать сказочные задачи и придумывать различные сказки с помощью методов ТРИЗ. Например, что делать, если колобок ушел от тебя?
4. Ребенок самостоятельно может применять полученные знания и учится находить выход из любой сложной ситуации, используя оригинальные способы решения проблем на основе ТРИЗ-технологий.
ТРИЗ-технологии позволяют развивать креативность, фантазию, творческого воображение и мышление детей. Они представляют знания в интересной, чаще игровой, форме, что обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию, стимулирует развитие мышления дошкольников. Дети учатся анализировать конкретные ситуации и находить оригинальные пути ее разрешения.