Полный текст статьи
Печать
В настоящее время подготовке кадров, способных к дальнейшему профессиональному росту и профессиональной мобильности, стремящихся к самообразованию и умеющих, работая в команде, действовать в заданных обстоятельствах, уделяется особое внимание. Анализ состояния проблемы подготовки таких специалистов диктует  перестройку в подходах к реализации образования на всех уровнях [1].

Не случайно, поэтому, высшая школа уделяет особое внимание интенсивным педагогическим технологиям, направленным на формирование профессиональных компетенций и, что немаловажно, на умение применять полученные знания на практике.

Российское общество сейчас находится в ожидании нового кадрового потенциала, который привнесет смелые решения и инновационные идеи для формирования конкурентного преимущества нашей страны. Осознанный, правильный выбор профессии означает для современных молодых людей мотивированный, ответственный подход к выполнению своих профессиональных обязанностей [2].

Согласно ФГОС ВО по направлению подготовки 27.03.01 «Стандартизация и метрология», реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, продуктивных учебно-ролевых приёмов, олимпиад)   в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. 

Эффективность процесса формирования профессиональных компетенций в процессе учебно-практической деятельности обеспечивается наличием определенных условий,  системой дидактических средств и приемов. К определенным условиям, приближенным к профессиональной деятельности,  относится  создание на занятиях «нестандартных» ситуаций,  позволяющим даже самым пассивным студентам включиться в процесс познавательной деятельности [3].

Эффективными приемами «накопления» профессиональной компетентности является создание на занятиях таких условий, которые моделируют профессиональную деятельность. От того, как построено занятие, какие создаются условия для формирования практических умений, зависит практическая значимость изучаемой дисциплины, подкрепленная заинтересованностью обучающихся в дальнейшей профессиональной реализации приобретаемых компетенций [4].

На сегодняшний день традиционные методики преподавания не всегда могут «подтолкнуть» студента активно мыслить и самостоятельно «добывать» знания. 

В этой связи главным достоинством интенсивной технологии является наличие вариативного и индивидуального подхода к организации обучения с целью проявления студентами самостоятельности и творческой активности, преодоления стереотипности и инертности мышления.

Если говорить об интенсивных педагогических технологиях, наиболее успешно реализуемых в процессе подготовки специалистов профессиональной направленности, мы выбрали для рассмотрения метод перспективно-опережающего обучения, когда студенты не просто «пассивно» воспринимают учебный материал, но и  выступают в роли руководителя проектно-исследовательской  работы.

Среди выделенных интенсивных педагогических технологий, метод перспективно-опережающего обучения представляет для нас определенный интерес. В соответствии с современными концепциями управления качеством подготовки студентов,  использование метода перспективно-опережающего обучения предусматривает вовлечение студентов  уже с первого курса в процесс профессиональной адаптации к будущей профессиональной деятельности [5].

Перспективно-опережающее обучение, или как его еще называют развивающее обучение, в первую очередь направлено на активную мыслительную деятельность обучающихся, на формирование интеллектуальных умений осуществлять самоорганизацию и самоконтроль в процессе обучения.

Это обстоятельство и позволило применить приём опережающего обучения,  когда студентам было предложено не просто подготовить обзорные доклады по перспективным направлениям в области стандартизации и метрологии, но и привлечь к данной работе школьников, обучающихся на кафедре стандартизации и инженерной графики Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета по программе довузовской подготовки, включающей проектно-исследовательскую деятельность [6].

Студент, выступающий в роли руководителя проекта совместно с учащимся школы с увлечением включились в коллективный процесс выбора темы,  в поиск новых сведений и исторических фактов в области выбранного объекта исследования в  сфере стандартизации и метрологии, иначе говоря, в процессе совместной работы  приобрели опыт познавательной деятельности.

Экспериментальной площадкой для реализации данного проекта послужил Нижегородский Технический музей, открытый в нашем городе коллекционером Вячеславом Викторовичем Хуртиным, который любезно предоставил возможность нашим ученикам и студентам  не только посмотреть на замечательную коллекцию старинных инструментов и измерительных приборов, но и поработать с ними.

В Техническом музее наши обучающиеся и увидели старинный прибор для определения объемной массы зерна -  пурку (рис.1).

В соответствии с ГОСТ Р 54895-2012 [7], пурка – это средство измерения, предназначенное для определения натуры зерна путем отмеривания объемной единицы зерна — одного литра или одного гектолитра, которую затем взвешивают на весах.

Само собой разумеется, что разобраться в нюансах работы на старинной пурке было бы сложно, но нашим исследователям помогли студенты Белгородского техникума промышленности и сферы услуг, где на практических занятиях по определению натуры зерна они и  используют пурки, но только современные.

Рисунок 1. Старинная пурка в Техническом музее г. Нижнего Новгорода


Разобравшись в технологии процесса определения объемной массы зерна на старинной пурке и современной пурке, юные исследователи взвесили один и тот же сорт зерна, определив натуру зерна на соответствующих пурках. После взвешивания оказалось, что старинная пурка показала натуру зерна 780 (г/л), в то время как современная пурка показала натуру зерна 800 (г/л). Разница в определении натуры зерна на старинной и современной пурке составила всего лишь 20 (г/л) [8].

Исследование, проведенное учащимся и студентом, позволило сделать вывод о том, что и в настоящее время на старинной пурке, изготовленной предположительно в ХIХ веке, и в наши дни можно работать, определяя объемную массу зерна.

В процессе работы над проектом и студенту, и школьнику пришлось достаточно много времени провести в поисках информации о старинных и современных способах определения натуры зерна, несколько раз приходилось перевешивать зерно, искать оптимальные способы работы на старинной пурке, оформлять результаты в соответствии с принятым положением, а также презентовать полученные результаты.

Отрадным фактом является то, что данная работа  заняла первое место в предметной номинации «Технические науки» на Региональной конференции-конкурсе индивидуальных исследовательских проектов «Молодежные новации строительному комплексу Нижегородской области», проходящей ежегодно в Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете. Кроме того, на конкурсе работ молодых специалистов в области метрологии, проводимом Центром стандартизации и метрологии Нижегородской области  в номинации «90 лет Росстандарту», авторы проекта под руководством преподавателей кафедры стандартизации и инженерной графики были награждены дипломами первой степени.

Нужно упомянуть также, что материал о старинной пурке был опубликован в третьем номере журнала «Стандарты и качество» за 2016 год. Результаты исследования так же доложены на научной конференции - Фестивале науки–2015, проведенном на площадке Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета [9].

Как показывает опыт,  применение  такого приема  способствует проявлению мотивации к познавательной деятельность, помогает адаптироваться в группе, позволяя  вырабатывать совместные направления и реализовывать их на практике, презентовать результаты проектно-исследовательской деятельности,  оценивать свои достижения и достижения своих подопечных [10].

На примере данного проекта можно  было проследить, как формировался научный аппарат юных исследователей, какие достижения в области профессиональных знаний были получены в процессе работы над проектом.

В данном случае, продуктом перспективно-опережающего приема обучения можно считать факт достижения цели путем обеспечения не только информации о будущей профессиональной деятельности в области стандартизации и метрологии, но и развитие способностей самостоятельно добывать знания в сотрудничестве с другими участниками обучения.  На сегодняшний день  это  является важным звеном в общей системе формирования профессиональных компетенций у будущих выпускников направления подготовки «Стандартизация и метрология».