Полный текст статьи
Печать

Внеклассная работа по математике является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, расширяет кругозор, имеет большое воспитательное значение, так как цель ее не только в том, чтобы углубить знания, полученные на уроке, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу. В современной методической системе обучения главное не увеличение объема знаний учащихся по математике, а формирование у школьников логических, мыслительных умений. Интеллект человека-это не только багаж накопленных знаний, но и высокий уровень мышления. Уже с начальной школы учитель учит анализировать, сравнивать, обобщать информацию, полученную в результате взаимодействия с объектами и явлениями не только действительности, но и абстрактного мира. Значит одна из важнейших задач обучения математики - развитие логического мышления у школьников, что достигается на занятиях кружка по математике, правильно организованного учителем.

Проведение кружковой работы по математике с учащимися способствует математическому развитию детей, привитию интереса к математике, развитию логического мышления, культуры математической речи. Кружковая работа по математике повышает у учащихся интерес к изучению математики, познанию нового и интересного. Работа в кружке организуется добровольно, учитель может провести беседу с детьми, с целью вовлечения их в кружковую работу. Однако учитель должен учитывать склонности и интересы детей, их возможности в участии во внеурочной деятельности. Кружки по математике организуются, начиная со 2 класса.
     Особенности кружка и кружковой работы по математике:
·  кружок может иметь свое название, которое придумывают дети: «Почемучка», «Кружок юных математиков» и др.;
·  проводится не чаще 1 раза в неделю; 
·  выпускается газета, оформляется математический уголок в классе;
·  могут принимать участие все желающие, помимо членов кружка.

Частота проведения кружковых занятий постепенно возрастает с переходом детей в последующий класс. При организации математического кружка необходимо заинтересовать учащихся, показать им, что работа в кружке не является дублированием классных занятии, четко сформулировать цели и раскрыть характер предстоящей работы [1].

Методы, используемые при проведении математического кружка:

  • короткие доклады и сообщения учащихся;
  • инсценировки;
  • изготовление наглядных пособий;
  • занимательные упражнения, задачи повышенной трудности, занимательный материал (ребусы, шарады, задачи-шутки, игры и т.д.);
  • организация выставок, составление сборников задач и т.д.
     Кружковые занятия организуются как для хорошо успевающих учащихся, таки слабоуспевающих. К слабоуспевающим учащимся учитель должен проявлять внимание, следить, чтобы работа и предлагаемые задания были посильны для них. 

На внеклассном занятии задания занимательного характера, в игровой форме, что вызывает интерес у школьника и желание принять в нем участие.

С внеклассных занятий на урок приходят новые формы работы. Сочетание классной и внеклассной форм работы обогащает урок, наполняет его новым содержанием.

Например: при решении одной задачи применяются разные формы работы.

Полезно поработать над решенной задачей. Ведь многие ученики осознают план решения задачи после повторного анализа. На уроке времени не хватает и это планируется на внеурочном занятии.

Решение задачи разными способами. Тем самым у учеников вырабатывается привычка находить всевозможные выходы из сложившейся жизненной ситуации [2].

На таком задании есть возможность научить детей правильно организовывать анализ: идти от вопроса к ответу, используя данные задачи или от данных к вопросу, а затем к ответу задачи.

Представление ситуации, описанной в задаче (нарисованная картинка, чертеж, схема), разбивка на части текста задачи, учит общению с абстрактными объектами.

Составление самими учениками задач:

- составить задачу, используя определенные слова.

- составить задачу, решаемую определенным способом (уравнением, системой, по действиям, графически и т. д.)

- составить задачу по плану, по ответу, по выражению.

- изменить условие или вопрос задачи.

- закончить текст или решение задачи.

Интерес у учащихся вызывает решение задачи с недостаточными или лишними данными, о которых они еще не знают, задачи, где предложены верные решения и неверные, решение обратных задач. Систематическое использование на уроках математики и внеурочных занятиях специальных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления расширяет математический кругозор учащихся, позволяет ориентироваться в простых окружающей действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Удивление и интерес вызывают занимательно сформулированные вопросы, задачи, шарады, ребусы, логические упражнения.

Сформировать у школьников интерес к внеклассной работе легче, чем удержать его и сделать достаточно стойким, особенно к подростковому возрасту, поэтому важно при организации внеклассных занятий по математике добиваться максимальной деятельности каждого ученика: организаторской, трудовой, мыслительной. Чтобы каждый ученик представлял себя участником той ситуации, которую организовал учитель. Материал, преподносимый учителем, должен быть доступен каждому ученику. В новом должны быть элементы старого. Эта связь старого с новым заставляет ученика проявлять сообразительность и догадку [3].

 Основная цель – это формирование и развитие мышления человека, в первую очередь абстрактного мышления, умение «работать с неуловимыми объектами». Будет сформировано логическое мышление, алгоритмическое. Дети меньше будут работать по шаблону (что чаще сейчас и происходит), проявлять гибкость, конструктивность, критичность ума [4].

Важнейшая задача – вооружение учеников общими приемами мышления, пространственного воображения, развитие способности понимать содержание задачи. В центре внимания развивающая функция учебы математике, а не изучение основ математической науки, познание окружающего человека мира средствами математики. Внеклассная работа по математике способствует воспитанию у детей культуры интеллектуальных чувств, коммуникативных качеств личности. «Игровые технологии всегда находились в поле активного зрения всех участников образовательного процесса, являясь комплексным носителем информации формой, помогающей вспомнить, осмыслить материал за короткий промежуток времени, пережить личный опыт в новых ситуациях, тем самым организовать его, ориентировать в реальной жизни»

Пример одного занятия математического кружка в игровой форме.

Конспект занятия математического кружка.

I. Занятие кружка можно начать с решения задач в стихах:

1. На ветвях, украшенных снежной бахромой.
 Яблоки румяные выросли зимой.
 Яблоки на яблоню сели – посмотри!
 Прилетели весело – их десятка три.
 Тут, смотри, еще летят.
 Их теперь уж пятьдесят.
 Вы подумайте о том,
 Сколько прилетело птиц потом? (Ответ: 20)

- Кого в этом стихотворении называют “яблоки румяные”?

Это снегирь. Весной, летом и осенью он живет в лесах, а зимой кочует по садам и паркам, где кормится семенами деревьев, остатками ягод. Снегирь – одна из тех птичек, которые украшают нашу родную природу.

- Какие птицы еще зимуют в наших краях? (учащиеся перечисляют названия птиц)

2. Сколько птичек – невеличек
 На кормушку прилетело?
 Воробьев драчливых пара
 И синичек тоже пара,
 Пара сизых голубей
 И две пары снегирей. (Ответ: 10)

Далее можно привести небольшую справочку о количестве зимующих птиц в вашем регионе. Об их жизни, способах питания. Побеседовать с детьми о том, какую помощь могут они оказать птицам для того, чтобы они смогли выжить в зимнее время и защитить их от хищников.

II. Ребус.

Детям предлагается назвать геометрические фигуры, изображённые в таблице и записать соответствующие буквы числам, записанным под фигурами. Затем составить слово и прочитать, данное слово является темой занятия. 

Рис. 1

 (Ответ: комбинаторные задачи)

III. Комбинаторные задачи.

Учитель напоминает обучающимся, какие задачи называются комбинаторными и что такое комбинаорика. Комбинаторика – это область математики. Комбинаторные задачи могут иметь не только одно, но и несколько вариантов решений. Чтобы решить такую задачу, не обязательно выполнять какие – либо арифметические действия. И предлагает учащимся сыграть в игру.

  1. 1.  Игра «День – ночь»

Играя в игру «День-ночь», необходимо решить комбинаторную задачу.

Днем птицы ищут себе корм, а с приходом ночи прячутся в укромные места. Наши три птички: снегирь, синица и воробей, будут прятаться на ночь от холода.

Учитель вызывает трех учеников, повязывает им нагрудники трех цветов. Желтый, символизирует синицу, красный – снегиря, серый – воробья. Они садятся у доски на стулья. По команде «День!» ребята встают и передвигаются. По команде “Ночь!” они садятся на стулья, но так, чтобы каждый раз порядок расположения их был другой. Все остальные дети записывают в тетради расположение вызванных учеников по первым буквам названий птиц и следят за тем, чтобы играющие выполняли поставленное условие. Игра продолжается до тех пор, пока не обнаружатся все возможные варианты.

Варианты ответов:

1. Сн. С. В.

2. Сн. В. С.

3. В. Сн. С.

4. В. С. Сн

5. С. В. Сн.

6. С. Сн. В.

По итогам игры, обязательно необходимо задать несколько вопросов учащимся, для закрепления полученных знаний.

- Можно ли играть без ошибок?

- Как нужно действовать для этого?

- Нужно ввести правило, которого надо придерживаться в игре.

Анализируя полученные расположения, дети замечают, что нужно каждому садиться на первое место дважды, а двум остальным при этом меняться местами.

2. Игра в парах.

Три мальчика сделали кормушки и пошли в парк, чтобы их повесить. Сколькими способами они могут повесить 3 кормушки на 3 дерева?

У каждой пары играющих – 3 карточки с изображением моделей кормушек под номерами 1, 2, 3. Первый ученик расставляет модели фигур в ряд в любом порядке и обозначает их порядковые номера на листе бумаги. Второй меняет расположение и записывает свой вариант. И, таким образом, по очереди каждый представляет модели фигур, но так, чтобы не было одинаковых расположений. Игра заканчивается, если все варианты составлены.

123, 132, 213, 231, 312, 321

Чтение получившихся трехзначных чисел.

3. Задача – шутка.

Ребята повесили кормушки и решили понаблюдать. На кормушку прилетело 6 воробьев, к ним прилетели еще 5. Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько осталось воробьев на кормушке? (Ответ: ни одного)

4. «Чего больше?»

- Расставаясь, друзья обменялись рукопожатиями и улыбками: каждый пожал руку и улыбнулся каждому. Чего было больше, рукопожатий или улыбок?

(Ответ: улыбок было больше)

Проверка решения данных задач проводится у доски практическим путем.

IV. Подведение итогов.

Итоги занятия хорошо закрепить заданием: «Веселые и грустные человечки», которое наглядно даст представление о том, как прошло занятие и какое настроение у учащихся.

Вот два человечка (показать изображения двух человечков на экране).

- Как изобразить веселого человечка, а как грустного?

Веселого человечка рисуют так: а грустного так: 

- Сколько разных рисунков можно сделать из такой заготовки? (обсуждают вместе с учащимися, учитель просит изобразить в тетрадях человечка, который соответствует их настроению) 

Дети выполняют задание в своих тетрадях, потом обязательно необходимо обсудить с учащимися, почему они изобразили именно таких человечков, если учащиеся чем-то расстроены или недовольны, нужно обсудить с ними причины такого настроения, для того чтобы, подготавливаясь к следующему занятию учесть все пожелания учащихся, чтобы им было интересно снова прийти на кружок. Итоги подводятся совместным изображением человечков на плакате у доски.