Полный текст статьи
Печать

Модернизация отечественного образования предполагает создание условий для повышения его качества через использование эффективных методов обучения, обеспечение дифференциации и индивидуализации образования. Актуальной проблемой «новой» школы является обучение учащихся способам добывания и переработки информации путем самостоятельной исследовательской практики в рамках компетентностного подхода. Такая задача требует целенаправленного развития исследовательской компетенции школьников, способствующей высвобождению деятельностного начала личности, укреплению ее потребности в познании.

В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают некоторыми навыками наблюдения, экспериментирования, сопоставления и обобщения фактов, при этом в процессе ее выполнения происходит усвоение методов и стиля мышления, свойственных математике, воспитание осознанного отношения к своему опыту, формирование черт творческой деятельности и познавательного интереса к различным аспектам математики.

В последнее время стало больше внимания уделяться вопросам организации исследовательской деятельности в процессе обучения.

Исследовательская деятельность учащихся в современных условиях является приоритетным, социально и личностно значимым видом активной самостоятельной познавательной деятельности, позволяет реализовать в школьной практике различные направления модернизации образования, способствует достижению личностных, метапредметных, предметных результатов обучения, определяемых Федеральными государственными стандартами общего образования [1]. Однако реализация исследовательской деятельности, в частности, при изучении математики, в силу специфики самой деятельности, особенностей предметного содержания, различных способностей учащихся, отсутствия соответствующего методического обеспечения является сложной, не до конца решенной проблемой.

Задача приобщения школьников к исследовательской деятельности, к научному поиску наметилась в образовательной системе России на рубеже 90-х гг. XX в. Одну из ее причин назвал В. В. Давыдов, отметив, что «взрыв информации и быстрое “моральное старение” добываемых наукой знаний делает первостепенной задачей воспитание у учащихся способности к самостоятельному и творческому усвоению все новых и новых понятий» [2, с. 210].

В настоящей статье условимся исходить из мнения А. И. Савенкова, полагающего, что исследовательская деятельность школьников - это «особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения» [3, с. 47].

Сложна не только проблема моделирования и сопровождения исследовательской деятельности, но и сама ее структура. Большинство ученых особую роль в ней отводят исследовательским умениям и навыкам. Будем придерживаться точки зрения, которая характеризует навык как «упрочившееся умение, доведенное до автоматизма и не нуждающееся в контроле мышления» (см., например, [4, с. 17]), а умение - как «способность выполнять определенные операции, реализуемую под контролем мышления и формирующуюся в результате упражнений» [5, с. 17].

Основываясь на этом понимании умения и навыка, отметим следующее:

-     ведение учебного или научного исследования всегда сопряжено с индивидуальным характером деятельности; даже коллективные исследовательские работы подразумевают, что каждый член группы обладает собственным темпом выполнения мыслительных операций, стилем изложения, пониманием проблемы и т. п.;

-     исследовательская деятельность по своей сути есть творческий процесс, так как результаты, получаемые в ходе ее осуществления, обладают объективной или субъективной новизной.

Поскольку творческая деятельность не может быть «автоматизирована» как это требуется для освоения навыка, при разработке методики приобщения школьников к ведению математических исследований будем исходить из формирования соответствующих умений.

Е. А. Шашенкова определяет исследовательские умения как «сознательное владение совокупностью операций, являющихся способами осуществления умственных и практических действий (в том числе творческих исследовательских действий), составляющих исследовательскую деятельность, успешность формирования и выполнения которых зависит от ранее приобретенных умений» [6]. И. А. Мельничук выделяет следующие особенности исследовательских умений [7, с. 22]:

-     они отражают уровень овладения способом действия, который выражается в готовности человека выполнять соответствующие действия;

-     формируются и проявляются в действиях, но не отождествляются с ними;

-     совершаются полностью сознательно, при осознании каждого шага выпол­нения действий;

-     предполагают развернутое осуществление соответствующего действия, со­провождающееся осознанием цели, способа действий и условий их выполнения; носят развернутый характер выполнения действия;

-     носят интеллектуальный характер, в процессе выполнения действия вклю­чаются в работу все важнейшие процессы сознания;

-     обладают свойством обобщенности, вследствие чего с успехом реализуют­ся в разнообразных ситуациях: стандартных, измененных и новых.

С учетом данных особенностей под исследовательскими умениями учащихся общеобразовательных школ условимся понимать личностный опыт, выражающийся в готовности и способности субъекта выполнять операции, составляющие исследовательскую деятельность, формируемые посредством специальных упражнений и характеризующиеся наличием цели, способов деятельности и условий ее выполнения, интеллектуаль­ным, сознательным характером, а также синтетичностью, позволяющей применять их в различных ситуациях.

Процесс ведения исследования нацеливает на анализ умений с позиции их проявления на каждом из этапов последнего (выборе области исследования, обосновании его актуальности, сбора информации, организации эксперимента, обработке и представлении полученных результатов). В таком случае среди исследовательских умений следует выделить информационные, теоретические, методологические, эмпирические и речевые (подробно описаны в [8, с. 21–23]).

Особенность внедрения исследовательских методов в образование состоит в рассмотрении исследовательских умений как служебной задачи, актуальной для отдельной дисциплины или даже ее раздела. К примеру, В. А. Гусев формулирует для учащихся общеобразовательных школ систему исследовательских умений, необходимых при решении геометрических задач (в том числе на итоговой аттестации в форме ЕГЭ) [9].

 В рамках исследовательского обучения соответствующая система умений может быть выстроена по отношению к любому разделу школьного курса математики.

Исследовательские умения - личностный опыт, выражающийся в готовности и способности субъекта выполнять операции, составляющие исследовательскую деятельность, формируемые посредством специальных упражнений и характеризующиеся наличием цели, способов деятельности и условий ее выполнения.

Развитию исследовательских умений школьников способствует обращение к нестандартным упражнениям, практико-ориентированным задачам, задачам межпредметного характера. Методико-организационная поддержка такого процесса должна быть направлена на устранение «боязни» учащихся перед сложной задачей, на отработку приемов анализа задачных данных и развитие коммуникативных навыков. Умение выделять главное и задавать вопросы по существу - немаловажные составляющие для продолжения обра­зования и повышения социальной адаптации, что отвечает целям и задачам современного образования. В этой связи П. В. Середенко подчеркивает: «Применение знаний, умений и навыков – важнейшее условие подготовки учащегося к жизни, путь установления связи теории с практикой в учебно-воспитательной работе. <...> Знания становятся средством воздействия на предметы и явления действительности, а умения и навыки – орудием практи­ческой деятельности только в процессе их применения. Важнейшая функция применения – получение с его помощью новых знаний, то есть превращение их в инструмент познания» [10, с. 15].

Наряду с умениями и навыками можно выделить основные компоненты исследовательской деятельности (см. табл.)

 

Содержание компонентов исследовательской деятельности

 

Компонент

исследовательской деятельности

Операции,

составляющие исследовательскую деятельность

Поисковый

Выявлять математические проблемы, прогнозировать актуальность исследования и значимость его проведения, выдвигать гипотезы и планировать ход исследования, ставить цель, находить способы ее реализации, анализировать результат деятельности и давать ему оценку

Методологический

Определять объект и предмет исследования, выявлять структуру, методы и средства деятельности, обосновывать использование в хо­де нее соответствующих концепций, теорий, подходов и пр.

Организационно- деятельностный

Работать с различными источниками информации, проводить наблюдения и ставить мысленные эксперименты, проверять пра­вильность полученных данных, владеть способами доказательства и опровержения теорем, различать содержание и объем понятий, обобщать математические факты, проводить эксперимент с после­дующей обработкой и интерпретацией его результатов

Результативный

Оформлять и публично представлять результаты исследования, де­лать доклад, вести диалог (дискуссию) по теме исследования оформлять научный текст, включая грамотное цитирование литера­турных источников, представлять тезисы, аннотацию, рецензию гекста исследования, оформлять список библиографических источ­ников

 

Кроме перечисленных приемов варьирования содержания изучаемого материала, для формирования исследовательских умений школьников могут использоваться следующие способы:

-     поиск научной информации по проблеме исследования;

-     применение интерактивных форм и методов работы (интерактивная лекция, работа в малых группах, тренинг, мозговой штурм, учебная дискуссия и другие);

-     привлечение научным исследованиям в рамках научных семинаров, секций, научных школ и т. п., сопровождающееся публикацией результатов, выступлениями на тематических секциях конференций, участием в дискуссиях по актуальным вопросам науки.

Перечисленные направления научно-педагогической деятельности по развитию исследовательских умений должны реализовываться в системе, по возможности охватывая все учебные дисциплины общеобразовательной школы, по крайней мере, с 8-го класса.

Таким образом, подчеркнем, что овладение учащимися комплексом соответствующих умений наряду с усвоением системы знаний является одной из важнейших задач обучения и неотъемлемым компонентом формирования исследовательской компетентности в рамках реализации компетентостного подхода. В таком контексте, по мнению А. В. Хуторского, «...компетенции не противостоят ЗУНам, находятся в отдельной плоскости по отношению к ним, имеют с ними сопересечения. Включают в себя “связ­ки” ЗУНов, объединяемых на определенных основаниях, например, по отношению к конкретным объектам или процессам» [11, с. 58].

Заметим, что организация исследовательской деятельности в процессе обучения математике ведет к повышению качества образования, т. к. работает на развитие личности ученика, на овладение им ключевыми компетенциями, что позволяет ему показывать высокие результаты на итоговой аттестации и быть востребованным социумом.

Интерес к проблемам математического образования усиливается в связи с возрастающим значением математики в образовании. Подготовка конкурентоспособного выпускника школы при условии сохранения фундаментальной математической подготовки потребовала гармоничного сочетания его теоретической и прикладной составляющих и обусловила актуальность поиска новых методико-педагогических подходов к выстраиванию всей системы математического образования.

Исследовательская деятельность, с точки зрения учащихся, – это возможность самостоятельно создать интеллектуальный продукт, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и публично показать результат, самоутвердиться.

Исследовательская деятельность, органично сочетаясь с другими технологиями и методиками, приводит к определенным результатам.

Исследовательская деятельность – это средство, позволяющее создать наилучшую мотивацию самостоятельной познавательной деятельности, это удовлетворение от поиска новых форм работы, их реализации.

Исследовательская деятельность позволяет выявить творческие способности учащихся, их деловые качества.

Поэтому нынче как никогда актуальны слова писателя Кларка: “Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!”.