Полный текст статьи
Печать

Обновление содержания современного дошкольного образования связано с личностным развитием ребенка. В соответствии с ФГОС ДО особый акцент в содержательной стороне сделан на развитие детской личности, способной к развитию и саморазвитию: дошкольный возраст является благоприятным для освоения ребенком социального пространства, рефлексии всех отношений в этом пространстве, определения в нем себя, собственной самоорганизации в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах со взрослыми и сверстниками. Важнейшей характеристикой детской личности, показателем ее сформированности является система интересов. Степень разносторонности и устойчивости интересов, особенности их изменения позволяют судить об уровне развития личности.

Принятие Концепции федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 г. № 1292-р), в соответствии с которой «традиционные формы духовности и этнической культуры народов России являются основой общероссийской идентичности, поэтому укрепление единства российской нации, формирование общегражданской идентичности россиян, обеспечение динамичного этнокультурного и духовного развития народов России, противодействие этнополитическому и религиозно-политическому экстремизму являются важными факторами дальнейшего устойчивого развития страны», позволило обозначить еще одно направление развития познавательных интересов дошкольников: к культуре родного края [5].

В связи с этим внимание к задаче формирования у ребёнка дошкольного возраста ценностного отношения к культурному наследию региона, этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям не ослабевает, сам процесс формирования становится одним из приоритетных направлений воспитания, нацеленным на становление личности с позитивной этноидентичностью, толерантной, ориентированной на успешную адаптацию в полиэтнической среде.

Методологическая основа данного процесса детально изучена современными исследователями (Георгян А. Р., Мажаренко С. В., Поштарева Т. В., Тюлепаева Э. Р. и др.). Формированию интереса к культуре родного края будет способствовать не только обновление содержания образования, но и выработка адекватных технологий, ориентированных именно на трансляцию культуры и только в этом контексте - на овладение знаниями, умениями и навыками. Одной из таких технологий будет являться этноориентированный подход к процессу ознакомления дошкольниковс устным народным творчеством. Ключевым моментом этнокультурного просвещения дошкольников станет раскрытие объективного многообразия рассматриваемой культуры, характера внутренних взаимосвязей. При этом расширение знаний само по себе не является определяющим, полученные в результате знакомства с произведением фольклора сведения характеризуются не столько объемом, сколько степенью их осмысленности. Дошкольники «постигают» простую закономерность: как хорошо, что есть разные народы, разные песни, игры, сказки и так далее. Такое восприятие культурных ценностей способствует формированию у детей позитивного отношения к существующим культурным различиям, способности принятия и признания иных культурных ценностей [2]. 

Важнейшей составляющей любой литературы является народная сказка. Сказка  несет в себе информацию об истории  народа, духовных и нравственных ценностях, особенностях поведения и быта представителей этноса, следовательно, сказка может использоваться как средство формирования у школьника  этнической идентичности. В сказках отражены труд и быт народов, мечты о победе над злом. В них прославляются мужество, находчивость, упорство, мастерство человека, выражен народный оптимизм. В русских народных сказках мораль всегда справедлива, осуждает глупость и жестокость. По мнению Г. Н. Волкова: «В сказках, особенно в исторических, прослеживаются межнациональные связи народов, совместная борьба трудящихся против иноземных врагов и эксплуататоров. В ряде сказок имеются одобрительные высказывания о соседних народах. Во многих сказках описываются путешествия героев в чужие страны, и в этих странах они, как правило, находят себе помощников и доброжелателей, трудящиеся всех племен и стран могут договориться между собой, у них общие интересы» [3, с. 125].

Сказочное творчество мордовского народа разнопланово: одни сказки не отличаются от сказок других народов, другие похожи на них, третьи имеют совершенно оригинальные сюжеты. Таково же и соотношение персонажей: положительными героями бывают царевичи, сыновья купцов, крестьян или дети, рожденные от коровы, медведя или высиженные бездетными старухами из птичьих яиц (куйгорож). Богатыри совершают героические поступки, добывают в борьбе чудесных помощников, освобождают пленниц, томящихся в замках. Отрицательными действующими лицами мордовской волшебной сказки являются змей, Черт, Вирява, упырь, жена-колдунья, злой царь, велика. Для большей части  чудесных сказок общими и традиционно устойчивыми приемами сказочного повествования выступают биографический характер повествования о судьбе главного героя, деление действующих лиц на положительных и отрицательных, на помощников и врагов главного героя, повторы, зачины, концовки, традиционные формулы обращений, советов, запретов. В процессе чтения художественной литературы дети знакомятся с героями мордовского фольклора, анализируют характеры персонажей:

Вирява – в мордовской мифологии дух, хозяйка леса. Человеку показывается редко, имеет вид обнажённой длинноволосой, иногда одноногой женщины, с грудями, переброшенными через плечи. Она могла вывести заблудившегося  из лесу или наоборот запутать дорогу, защекотать до смерти; уходить от неё нужно пятясь назад, тогда она не разберёт, куда ведут следы.

Мастор-ава или Мода-ава  – считалась держательницей земли. Мордва представляла землю женщиной, обладающей плодородной силой, которая давала всё необходимое для людей. Поэтому к ней относились с особым почтением, посвящали много жертвоприношений. Мордва считали, что Мастор-ава могла даже  помочь больному выздороветь.

Ведь-ава – в мордовской мифологии дух, хозяйка воды. Каждый источник имел свою Ведь-аву. Её представляли в виде женщины  с длинными волосами, которые она любит расчёсывать. Она и Ведь-атя могут утопить купающихся или наслать болезнь, которую только Ведь-ава и может вылечить (откупиться от нее можно, бросив в воду деньги, просо и т. п.). Ведь-ава так же посылала дождь.

Куд-атя  – хранителями жилища и семьи считалась супружеская пара – Куд-ава и Куд-атя. Они обитали в подполе, под печкой, под порогом или в переднем «красном» углу. Когда жители дома разъёзжались, то Куд-ава и Куд-атя бунтовали, залезали на дом, бросали с крыши что-нибудь, шумели, плакали.

Пурьгине-паз – бог грома. Он разъезжает по небу на колеснице, запряженной тремя огненными конями, колеса колесницы высекают молнии.  В левой руке Пурьгине-паза – гром, в правой – дождь. Он представлялся людям вооруженным камнями, которые он кидал в людей и скот. От гроз и дождей, особенно летних, зависело будет ли  урожай у земледельца. В этих целях богу грома молились и приносили жертвы. 

Куйгорож – гном, обладающий невероятной силой, видимый только хозяину [4].

Для развития творческих способностей детей можно предложить использовать путь прямой аналогии, которая основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (Вирява – аналогия леший, Ведява – аналогия водяной и т. д.). Слушание национальной сказки дает детям возможность понять этнопсихологические особенности людей, узнать традиции и обычаи народов, познакомиться с бытом и укладом их жизни. С помощью фольклорных произведений детей можно познакомить с одним из ведущих признаков народа, отличающим его от всех других народов, а именно с языком (можно продемонстрировать, что языки, как и их носители, т. е. народы, могут быть похожими, родственными, а могут и отличаться друг от друга).

Таким образом, этнорегиональный характер содержания учебной деятельности помогает идентифицировать субъективный опыт личности с этнокультурными особенностями своего региона, психологию этноса со спецификой национальных обычаев и традиций, с художественной культурой других народов. В конечном итоге это влияет не только на формирование национального самосознания, но и на уважительное, толерантное отношение к иным культурам и народам.