Вопросы оптимизации хозяйственных процессов были и остаются значимыми для функционирования экономических систем разного уровня. Кризисные реалии в экономике и сокращение доступных ресурсов вызывают новую «волну» интереса к оптимизационным решениям, позволяющим достигать желаемого результата наиболее рациональным способом, минимизируя различные виды издержек и вовлекаемых в хозяйственный процесс ресурсов за счет согласования действий всех участников функционирующего хозяйственного механизма.
Роль логистики в оптимизации хозяйственной деятельности неоспорима, затраты на внедрение логистических систем и применение логистических принципов, как правило, оправдывают себя. Во многом именно поэтому в современном обществе логистические технологии играют немаловажную роль. Грамотное их использование оказывает влияние на скрытую добавленную стоимость товара, и показанную добавленную ценность, что может стать как основной долговременного и успешного партнерства, так причиной значительного разочарования клиентов в работе компании. При внедрении логистических решений и оказании сервисных услуг потребителям, необходимо правильно позиционировать работу компании, что максимизировать позитивные результаты.
Следует понимать, что оценивая критерии эффективных логистических технологий в любых сферах, в первую очередь, необходимо отталкиваться от ожиданий клиентов. Вместе с тем, нужно понимать, что сами ожидания могут носить как количественный, так и качественный характер, и равнозначная их оценка невозможна. Тем не менее, необходимо понимание, что именно ждет клиент, и в какой мере наши некорректные действия могут повлиять на общий экономический и репутационный результат работы как отдельно взятой компании, так и отрасли. Далее, следует стремиться к выполнению запросов потребителей и тому, чтобы их ожидания были реализованы, в, в идеале, предвосхищены [1].
В таком ключе, говоря о развитии логистики в России, необходимо отметить, что, несмотря на значительный прогресс в развитии логистических провайдеров, а также многолетнего опыта работы имеющихся технологий у них на российском рынке, не всегда проектируемые логистические схемы дают необходимый и изначально прогнозируемый эффект. В самое эффективное планирование может разрушиться от неучтенных форс-мажорных факторов.
Вместе с тем, необходимы шаги по выделению таких причин несвоевременности выполнения логистических схем транспортирования и комплексной логистики с тем, чтобы было возможно разработать эффективные алгоритмы функционирования всей системы и удовлетворить изначальные клиентские запросы в направлении транспортных логистических услуг. Выработка таких механизмов возможна при тщательном анализе причин сбоев в логистической схеме, понимая, что в следующий раз будет возможность предусмотреть гораздо больше факторов влияния и знать возможные пути решения возникающих внештатных ситуаций.
Как правило, у всех игроков рынка есть понимание, что за ошибками и просчетами в логистических решениях стоят серьезные потери. Необходимость снизить их количество в различных сферах может быть тем необходимым шагом на пути к формированию нового уровня логистического обслуживания.
Зачастую мы говорим о возможностях развития логистики, об учёте требований доставки точно в срок, но закрываем глаза на другие параметры, оставляя вопросы качества далеко за рамками обсуждения и выполнения. В общем, в России достаточно развита законодательная база, позволяющая говорить о едином ранге требований к участникам рынка перевозок, которые в конечном итоге должны привести к повышению уровня облуживания.
Однако, следует понимать, что реальной конкуренции западным логистическим компаниям, имеющий «за плечами» большой опыт работы, отечественные организации пока составить не могут. Так, по уровню требований и количеству соблюдаемых прав, перевозчики, обслуживающие логистику за рубежом, гораздо более щепетильны. В учет идут обязательные соблюдения условия труда, контроль соблюдения стандартов качества в области перевозок, холодных цепей на всем пути транспортирования, требования к чистоте подвижного состава и уровням облуживания транспортных средств. В России данная ситуация не выглядит настолько правильной [2].
Например, некоторые из перечисленных пунктов могут соблюдаться только номинально, особенно в сфере автомобильных перевозок, где под брендом крупных логистических операторов как правило работают частные владельцы автотранспортных средств, где жесткие рамки экономии выводят логистику не в зону оптимизации затрат для создания необходимого уровня качества облуживания, а в зону минимизации затрат, где о качественной составляющей можно говорить лишь формально. Соблюдение всех правил логистики по существу может сводиться только к исполнению нескольких. Мы не задумываемся о качественной составляющей перевозок в транспортировке продуктов питания. Крупные производители могут себе позволить соблюдение высоких стандартов в этой области. Некоторые сетевые ритейлеры, такие как «Магнит» используют собственный автомобильный парк с целью усилить контроль в этой сфере при доставке многоассортиментных партий из распределительного центра до торговых магазинов, другие пользуются услугами крупных логистических провайдеров. Однако, несмотря на достаточно авторитетное имя, данные компании не всегда на сто процентов обеспечивают потребности клиентов собственным автопарком. Зачастую, они работают по договору с собственниками подвижного состава, что, в свою очередь, приводит к ухудшению уровня оказываемых транспортных услуг.
Получается, что соблюдение элементарных требований в области перевозок тех же продуктов питания не всегда фактически совпадают с ожиданиями и внутренними требованиями данных компаний. Так, можно много говорить о стандартах качества каждого их крупных игроков торговли, но передача выполнения части бизнес-процессов даже в плане столь распространённой транспортировки может негативно сказываться на самом процессе оказания услуг. Это, в свою очередь, может приводить к тому, что процесс теряет свою качественную составляющую, оставляя лишь выполнение услуги на самом базовом уровне.
Необходимо понимание, что повышение конкурентоспособности логистических услуг до уровня эталона мировой логистики в России возможно только в случае грамотного понимания значения процесса оптимизации в целом. Принятие в основу своей деятельности всех принципов логистики, а не только популярно звучащих их составляющих, является, на наш взгляд, тем необходимым базисом, на основе которого и необходимо строить развитие всего бизнеса логистики в нашей стране. При этом особое внимание наряду с количественными показателями перевозок должно быть привлечено и к качественным параметрам. Необходим фокус их рассмотрения участниками транспортного рынка не как ограничений их деятельности и дополнительных статей затрат, а как основ формирования качественных услуг [3]. Создание стандартов качества, относящихся к перевозкам, неизбежно приведет к улучшению уровня обслуживания клиентов, а также повышению общего уровня транспортно-логистических услуг.
Оценка уровня логистического сервиса классически происходит при наличии двух переменных: ожидаемого (планируемого) уровня логистического сервиса и фактического уровня логистического сервиса. Вместе с тем, планирование перевозки в длинные сроки (как, например, это может происходить на железнодорожном транспорте) и выполнение этой перевозки в указанное длинное логистическое плечо, еще не означает, что уровень оказываемого логистического сервиса достаточно высок. Сравнивая данные параметры у отечественных компаний в российской деловой среде с аналогичными сроками мировых эталонов логистики, можно увидеть, что данное сравнение не в пользу отечественных компаний, так как российские предложения в сфере оказания логистических услуг неконкурентоспособны. Следовательно, необходим практико ориентированный системный взгляд на происходящие процессы планирования и реализации транспортных процессов, нацеленный на обязательное улучшение их качества и повышения их конкурентоспособности в рамках направленности на достижение общемирового уровня.
В России в настоящее время производятся значительные инвестиции в собственные распределительные центры крупными федеральными и региональными торговыми сетями. В плане собственной складской и распределительной логистики компании готовы вкладывать деньги и организовывать процессы так, чтобы они были высокого качества и позволяли оптимизировать общие логистические издержки. Процессы транспортного обеспечения зачастую остаются на аутсорсинг – данная концепция в этой функциональной области логистики достаточно развита. Вместе с тем, на российском рынке сегодня необходима консолидация основных игроков с целью принятия общего курса на повышения качественной составляющей логистического сервиса, а также активного внедрения стандартов качества в деятельность, что позволит ориентироваться на существующие клиентские запросы и предвосхищать ожидания потребителей.