Полный текст статьи
Печать

Принуждение обусловлено объективными потребностями развития общества, является свойством государственной власти, поскольку оно - необходимый элемент всякой социальной организации, что позволяет автору статьи говорить об актуальности ее тематики. Можно предположить, что принуждение как метод властного воздействия на субъект предполагает создание такого состояния, при котором воля подчиняемого не может противостоять воле подчиняющего, поскольку она вообще исключается из числа факторов, имеющих значение для подчинения. В обществе существует множество разновидностей принуждения: физическое, психологическое, семейное, педагогическое, общественное, экономическое, государственное и т.д. В основе определения государственного принуждения лежат признаки, вытекающие из основных характеристик государства, которые достаточно подробно рассматриваются в юридической литературе[1].

Административное принуждение как разновидность принуждения вообще и государственного принуждения, в частности, вобрало в себя характерные для них черты, но имеет и свои отраслевые особенности. В отличии от принуждения как метода управления административное принуждение имеет материальное и процессуальное оформление. Если при принуждении как методе управления возможны как легальные (правовые), так и нелегальные (неправовые) средства и приемы, то административное принуждение – прерогатива государства. Государственное и административное принуждение имеют гораздо меньше отличий между собой, которые можно определить лишь из соотношения их друг с другом как целого и частного. Большинство мер чисто государственного принуждения трансформировалось в систему мер административного принуждения. Отсюда большая часть принудительных мер государственного воздействия используется именно в сфере административных правоотношений.

Тем не менее, на основе анализа научной литературы, будет целесообразным выделить характерные именно для административного принуждения, черты (признаки):

- оно применяется не только в качестве реакции государства на правонарушение, но и в целях их предупреждения и пресечения[2];

- носит преимущественно внесудебный характер[3]. Правом применения мер административного принуждения пользуется множество административно-юрисдикционных органов, на которые государством возложена обязанность охранять и обеспечивать надлежащий порядок несудебными способами[4];

- применяется как к физическим, так и юридическим лицам[5];

- не имеет организационного подчинения, оно осуществляется субъектами, наделенными публично-властными полномочиями в отношении любых организационно не подчиненных им субъектов[6]. Субъект административной власти и нарушитель не являются членами одного коллектива, нарушитель непосредственно по службе не подчинен тем, кто применяет к нему меры административного принуждения, в отличие от дисциплинарного принуждения, реализуемого в рамках государственно-служебных отношений;

- применяется в основном в порядке оперативного воздействия[7]. Специфика управленческих отношений объективно определяет необходимость самостоятельной и быстрой реакции соответствующих должностных лиц на правонарушения, оперативного использования ими дозволенных правом мер. Нарушения правопорядка должны быть прекращены немедленно, так как они затрагивают интересы всего общества, нередко угрожают личной и имущественной безопасности граждан.

 - реализация мер административного принуждения осуществляется по более упрощенной процедуре, в отличие от судебной. Административное принуждение характеризует, как правило, внесудебный порядок его применения соответствующими органами исполнительной власти;

- применяется на основании административного и административно-процессуального законодательства, а также смежными с ним другими отраслями законодательства. Меры административного принуждения могут устанавливаться только правовыми актами. Применение этих мер допускается лишь на основе законов и других нормативных предписаний и только в пределах и формах, предусмотренных нормами права. Следовательно, административное принуждение является правовым принуждением, направленным на реализацию правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления;

- имеет специфическую юридическую природу своего применения, поскольку применяется не только по факту совершенного правонарушения, но и по факту наступления особых условий, предусмотренных правовой нормой, например, эпидемий, эпизоотии, стихийных бедствий, катастроф техногенного характера и других чрезвычайных обстоятельств, при которых меры административного принуждения используются при отсутствии вины человека в целях предупреждения возникновения тех или иных опасных последствий локализации.

Таким образом, автор считает целесообразным сформулировать следующее определение административного принуждения – это основанная на административном и административно-процессуальном, а также смежными с ним отраслями законодательства разновидность государственного принуждения, не имеющая организационного подчинения,  применяющаяся в качестве реакции государства как к физическим, так и к юридическим лицам, в целях предупреждения и пресечения правонарушений, а также по факту наступления особых условий, предусмотренных правовой нормой.