В настоящее время в современном обществе получение высококачественного образования обучающимися – главная образовательная задача государства. Учитель в свою очередь является «путеводителем» получения знаний младшими школьниками. Его профессиональная подготовка выражает значительное влияние на творческие, познавательные результаты обучения учеников, вызывает большой интерес в определенной предметной области.
Математическое развитие и образование играет существенную роль во всей образовательной системе. Именно математика способствует развитию интеллектуальных способностей у школьников, учит ребенка логически мыслить, рассуждать, делать умозаключения, формирует приемы мыслительной деятельности, творческий потенциал личности. Изучение математики развивает память, воображение, речь.
Существенное место в начальном курсе математики занимают текстовые задачи. Изучению текстовых задач отводится большая часть всего учебного времени, так как обучение направленно на интеллектуальное развитие младших школьников, формирование культурного поля и всех познавательных процессов ребенка.
В начальном курсе математики понятие «задача» обычно используется тогда, когда речь идет об арифметических задачах. Они формулируются виде текста, в котором находят отражение количественные отношения между реальными объектами. Поэтому их называют «текстовыми», «сюжетными», «вычислительными».
При обучении младших школьников математике решению этих задач уделяется большое внимание. Это обусловлено следующим:
1. В сюжетах находят отражение практические ситуации. Имеющие место в жизни ребенка. Это помогает ему осознать реальные количественные отношения между различными объектами и тем самым углубить и расширить свои представления о реальной действительности.
2. Решение этих задач позволяет ребенку осознать практическую значимость тех математических понятий, которыми он овладевает в начальном курсе математики.
3. В процессе их решения у ребенка можно формировать умения, необходимые для решения любой математической задачи (выделять данные и искомое, условие и вопрос, устанавливать зависимость между ними, строить умозаключения, моделировать, проверять полученный результат) [2].
При работе с текстовыми задачами педагогу необходимо правильно организовать активную, творческую и учебную деятельность учащихся. Проявить свои способности, умения, самостоятельность, раскрыть творческий потенциал, является одной из основных задач современной начальной школы. Для этого необходимо найти подход к организации учебной деятельности учеников и выбрать актуальную и эффективную форму обучения. К большому сожалению, мы сталкиваемся с тем, что учитель использует непродуктивные формы, которые приводят к затруднениям, слабому результату, разрушению процесса обучения на уроке.
Форма обучения является способом организации учебно-воспитательного процесса младших школьников. В настоящее, в практической деятельности, существуют и используются такие формы организации учебно-познавательной деятельности: парная, коллективная, групповая и самостоятельная. Данные формы организации делаю урок интересным, запоминающим, живым, активизируют мыслительную деятельность, оказывают помощь в объяснении нового материала, закреплении пройденного, а также помогают контролировать знания, умения и навыки учащихся.
Парная форма работы – это работа ученика с другим учеником или педагогом. Цель такой формы организации заключается в том, чтобы научиться организовывать совместную деятельность, внимательно слушать своего соседа по парте, высказывать свое мнение, постоянно готовиться к ответу. Кроме того, у ученика есть возможность закрепить свои знания, пока его напарник отвечает. Эта работа учит ее тому, что переживать и сочувствовать тем, у кого возникают трудности в выполнении какого- либо задания или ученик совсем не справляется. В таком случаи, они стараются объяснить своему соседу то, что ему не понятно. На уроках математики, при решении текстовых задач, ребята помогают друг другу, обсуждают решение задачи, записывают цепочку умозаключений, каждый пытается найти разные способы решения задачи.
Следующая форма организации учебной деятельности учащихся – коллективная работа. На наш взгляд, это самая сложная форма организации деятельности. Ее можно применять в том случаи, когда младшие школьники активно включены в работу. Так, например, после разбора и решения текстовой задачи, можно дать самостоятельную работу, в которой нужно будет решить подобную задачу. Ученик, первый решивший правильно задачу, будет помогать остальным. Следовательно, число учеников, которые решили задачу, будет увеличиваться.
Еще один вид – групповая работа. Такая форма работы предполагает самостоятельно выполнение заданий. Группа может состоять не менее, чем из 3 человек. У каждой группы есть свое задание, которое должно быть сделано за определенно количество времени. При выполнении нужно обращаться за помощью друг к другу, найти верное и правильное решение текстовой задачи. В конце такого занятия учителем вместе с учениками подводит итог.
Следующая форма организации учебной деятельности – это самостоятельная работа. Эта работа занимает важное место на уроках. Чтобы провести самостоятельную работу на уроке, учителю необходимо предусмотреть уровень сложности, затруднения и ошибки, которые могут возникнуть у учащихся. Очень сложно провести самостоятельную работу при решении текстовых задач.
Особенно сложным для младших школьников является решение задач с пропорциональными величинами. Одна из причин затруднения заключается в том, что «пропорциональная зависимость» не является предметом специального изучения и усвоения.
«Связи между пропорциональными величинами раскрывается с помощью решения простых задач на нахождение одной из величин по данным, соответствующим значениям двух других величин (например, задача на нахождение стоимости по известным цене и количеству)» [1].
Следовательно, при решении простых задач с пропорциональными величинами рекомендуется использовать приемы обучения решению задач и приемы, которые дают представление о пропорциональной зависимости величин.
Используют следующие приемы:
1. Изменение одного из данных чисел;
2. Сравнение результатов решения задач, в которых изменяется одно из данных;
3. Интерпретация задачи в виде схемы, запись задачи в таблице;
4. Анализ текста задачи с недостающими и лишними данными.
Мы можем предложить такие задачи с недостающими данными:
Задача 1 Лена купила на 200 рублей тетради и на 100 рублей ручек. Чего Лена купила больше, тетрадей или ручек?
Задача 2 Сережа купил 2 упаковки цветной бумаги и 4 упаковки цветного картона. За что он заплатил денег больше, за цветную бумагу или за цветной картон?
Выполняя анализ таких задач, учащиеся понимают, что в них не хватает данных о цене каждого предмета. Использование вышеперечисленных приемов при решении простых задач подготовит учащихся к решению уже составных задач с пропорциональными величинами.
Для того чтобы дети с ответственность подошли к пониманию и решению таких задач, педагогу нужно в сюжете текста менять постоянную величину. При таком подходе у ребенка будет результат и активизация его мыслительной деятельности. Конечно же, такой подход к решению задачи на пропорционально деление возможен в том случае, если с первого урока знакомства и изучения таких задач, проводилась активная работа по формированию у школьников умений проводить анализ текста задачи, составлять краткую запись задачи.
Для того чтобы решить задачу с пропорциональными величинами, мы можем использовать следующую таблицу, в которой верхняя часть может заменяться карточками с обозначением различных величин.
Цена (р.) |
Количество (шт.) |
Стоимость (р.) |
|
|
|
Таким образом, текстовые задачи способствуют усвоению математических знаний, формируют и воспитывают личные качества младших школьников, развивают их психические процессы. При помощи текстовых задача, учитель может раскрывать сущность теоретических положений, на практике отрабатывать умения вычислительных приемов, демонстрировать межпредметные связи.