Полный текст статьи
Печать

Дизартрия, как сложный речевой дефект интенсивно изучается и освещается отечественными и зарубежными учеными, разрабатываются различные способы, приемы диагностики и коррекции, данная тема остается актуальной в отечественной и зарубежной логопедии. Дизартрия как специфическое нарушение звукопроизносительной стороны речи  вызывается недостаточностью иннервации артикуляционного, голосового и дыхательного аппарата [1].

Научный подход к исследованию проблемы дизартрия был впервые применен в немецким неврологом Литтлем. Изучая это нарушение у детей, он описал речевые расстройства, характерные для дизартрии. Сам термин «дизартрия» впервые ввел А. Куссмауль, под которым он понимал все нарушения фонетической стороны речи у детей и взрослых. И только в середине двадцатого века, дизартрию будут рассматривать как сложный речевой дефект, при котором нарушены не только фонетическая, но и просодическая сторона речи [2].

Нарушения речи дизартрического характера могут возникнуть при различных органических поражениях головного мозга, образующиеся под воздействием неблагоприятных факторов в  сензитивных периодах развития мозга ребёнка. К неблагоприятным факторам становления нервной системы относят патологию беременности: хронические эндогенные заболевания беременой женщины, воздействие радиационного излучения, вредное влияние алкоголизма, травмы плода и ряд других патогенных факторов. В натальный период к дизартрии могут привести такие патофизиологические явления как стремительные или затяжные роды, слабость родовой деятельности беременных, асфиксия новорожденных и другое. Так же в патогенезе этиологии дизартрии большую долю занимают нейроинфекционные заболевания у детей, черепно-мозговые травмы, тяжелые соматические заболевания, протекающие с осложнениями в центальной нервной системе [3].

В отечественной логопедической науке выделены и описаны паторечевые  формы дизартрии с учётом ведущего неврологического синдрома.     

Очаговое пораже­ние двигательных черепно-мозговых ядер ствола вызывает бульбарную форму дизартрии. Основные патологические проявления  неврологического характра - мышечная слабость, пониженный тонус, ослабление произвольных и непроизвольных артикуляционных движений. Внешняя речь произносится смазано, смешиваются близкие по акустическому сходству звуки.

При двустороннем очаговом пораже­нии пирамидного пути возникает  псевдобульбарная форма дизартрии. Симптомы которой возникают в виде двусторонних параличей мышц речевого аппарата.

Поражение мозжечка вызывает мозжечковую форму дизартрии. Мозжечковой дизартрии характерна атония мышц всего речевого аппарата, пониженный тонус мышц артикуляции. В следствии чего возникает скандированное произношение речи, замедленность и толчкообразность формирования речевых элементов [4].

Подкорковая дизартрия возникает как следствие пораже­ния подкорковых ядер мозга. Для этой формы свойственно нарушение пространственных координаций артикуляционных органов, изменение мышечного тонуса в органах речи, изменённость движений по типу гипокинезии и гиперкинезии в артикуляционных мышцах.

Наиболее сложной по проявлениям и возможностей дифференциации является корковая дизартрия. Она образуется при пораже­нии вторичных двигательных зон левого полушария коры мозга. Выделяют эфферентную и афферентную формы. При эфферентной форме дизартрии все движения, отвечающие за звукопроизношение, затруднены, чаще всего они распадаются на отдельные двигательные элементы. При афферентной дизартрии проявляются спастические нарушения в движении мышц и парезы речевой мускулатуры.

В детской клинике дизартрии представленные формы выделяются условно, так как неврологическая симптоматика протекает у них на фоне резидуальных церебральных явлений [2].

Степень проявления дизартрических нарушений неврологического и речевого синдрома зависит от характера и тяжести повреждения центральной нервной системы ребёнка. В исследованиях Е.Ф. Архиповой выявлено, что тяжелая форма, чаще всего встречается у детей с церебральными параличами. Анартрия характеризуется полным отсутствием фонетических способностей произношения. Наблюдается на фоне паралича мышц речевого аппарата. По тяжести проявлений анартрия может быть различной (И. И. Панченко): полное отсутствие разговорной  речи и голоса; только голосовые реакции по типу гуления; наличие звуко-слоговой активности, как лепетные проявления [6].

Средняя степень дизартрии чаще встречается у детей с задержками интеллектуального развития разной этиологии. При данной выраженности расстройства наблюдаются нарушения чёткости и точности произношения речи, она невнятна и малопонятна, имеются искажения нескольких групп фонем. Имеются изменения фонации, голос немодулированный, отчего речь становится монотонная.

У детей с общим недоразвитием речи (50-80%) и при фонетическом недоразвитии (30-40%) проявляется лёгкая степень дизартрии [5]. Е.Ф. Архипова ввела термин для обозначения такого расстройства звукопроизношения как «стертая» дизартрия. Основными проявлениями последней являются незначительные парезы артикуляционной мускулатуры. Речь  ребёнка с такой патологией достаточно понятна для окружающих, но имеющиеся нарушения звукопроизношения проявляются в искажениях и заменах на более лёгкие некоторых звуков. Чаще всего это фонемы, формирующиеся в позднем онтогенезе.

В целом, характеризуя речевые нарушения при дизартрии, отечественные логопеды отмечают общие признаки, характерные для данного полиморфного синдрома: нарушениях звукопроизношения, недостаточность артикуляционной моторики,  изменения речевого дыхания, фонации и просодической стороны речи [7].

О.Г. Приходько уточняет характеристику дизартрических нарушений и отмечает стойкий характер нарушений звукопроизношения у детей, а также специфичные трудности автоматизации звуков при их коррекции [8].

В работах всех специалистов в области дизартрии отмечаются ведущие признаки неврологического характера, объясняющие специфику речевого нарушения и характеризующие  дифференциальные симптомы дизартрии. Выраженное ослабление мышечных сокращений, паретичность речевого аппарата, трудности удерживания позы закрытого рта, отсутствие выраженного напряжения в мышце губ, языка. При выполнении артикуляционных движений мышечная вялость увеличивается, движения быстро угасают, истощаются.

Может наблюдаться состояние повышенного тонуса в некоторых мышцах. Явления спастичности проявляется в трудностях мимических реакций ребёнка, напряженности губ  и языка. Имеются непроизвольные движения речевой мускулатуры, гиперкинезы проявляются в виде дрожания языка, губ, лицевых мышц, голосовых складок. Практически при любых формах и степенях проявления дизартрии наблюдаются явления гиперсаливации. Возникает повышенное слюноотделение, особенно при выполнении речевых движений [5].

Выраженным признаком дизартрии является нарушение фонационных характеристик. Голосовые реакции при дизартрии характеризуются недостаточной силой, наблюдаться назализация голоса, изменение модуляции [9,10].

Нарушение речевого дыхания связаны с недостаточным объемом выдыхаемого воздуха, а также нарушением координации речевого выдоха. Речевая струя  воздуха слабая, производится частый, несвоевременный добор воздуха при произнесении слов и фраз [11].

Перечисленные выше симптомы неврологического характера расстройства речи при дизартрии вызывают стойкие нарушения мелодико-интонационного и темпо-ритмического оформления связной речи. При данной форме речевого дизонтогенеза наблюдаются изменения тембра голоса, трудности произвольного воспроизведении дифференцированных интонационных элементов. Дети с дизартрией испытывают трудности в определении и постановке логических ударений в слове и фразе, организации правильного паузирования высказывания. У них имеются обеднения интонации речи, ритмическая несостоятельность речи при общении, двигательная дискоординация речевого аппарата [12].

Таким образом,  дизартрия это вид речевого дизонтогенеза, который проявляется в нарушении моторной речевой реализации. Понятие дизартрии рассматривают в клиническом, логопедическом, психологическом и лингвистическом  аспектах. На сегодняшний день в логопедии описана структура речевого дефекта, разработаны классификации и приоритетные направления изучения данной проблематики.