Изучению особенностей психического развития детей и подростков с задержкой психического развития (ЗПР) на сегодняшний день посвящены исследования многих специалистов [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7].
Применительно к детям и подросткам с задержкой психического развития (ЗПР) одна из основных задач любого типа школы состоит в том, чтобы максимально компенсировать имеющиеся у них нарушения развития путём создания специальных, адекватных их уровню развития и возможностям развития психолого-педагогических условий.
Нами было проведено исследование с цельюизучения психологических особенностей межличностных отношений со сверстниками младших подростков с ЗПР, обучающихся в разных педагогических условиях (в школе VII вида, в классах VII вида, смешанных по составу классах), и их специфики в сравнении с нормально развивающимися сверстниками.
Выявлены следующие особенности межличностных отношений у подростков с ЗПР из специальной (коррекционной) школы VII вида:
- подростки воспринимают и оценивают своих одноклассников, межличностные отношения с ними, в отличие от других групп подростков с ЗПР, более полно и дифференцированно. Они используют большее количество содержательных категорий при оценивании, чаще выделяют свойства личности одноклассников, дают оценку отношениям с одноклассниками;
- полярность фиксированных особенностей сверстников и межличностных отношений с ними у подростков является отрицательной. Наблюдается значительный перевес выборочных средних значений отрицательных характеристик над положительными. Коэффициент альтернативной оценки у них составляет – -0,3. Отдельные учащиеся писали: «Мне нечего написать про мой класс», «Ненавижу всех из нашего класса, потому что они сумасшедшие». Различия между группами подростков с ЗПР специальной (коррекционной) школы и подростками с НПР значимы при p<0,001. Такую, проявившуюся особенность (использовать отрицательный знак информации при оценивании одноклассников и межличностных отношений с ними) мы можем объяснить тем, что у них наблюдается большая импульсивность, недостаточная сформированность саморегуляции поведения с учётом школьных требований. На наш взгляд, в критической оценке класса со стороны учащихся проглядывается и определённый позитив: дети хотят, чтобы класс был лучше, им не нравится неорганизованность, недисциплинированность;
- уровень благополучия подростков в системе межличностных отношений со сверстниками является более благоприятным. У значительной части этих подростков выявлены, в отличие от их сверстников из других групп, потребность в общении со сверстниками, построении с ними продуктивных межличностных отношений, наличие положительной установки на перспективу в построении отношений с ними (у 40% подростков наблюдается положительная социовалентность (степень включённости во взаимоотношения) и у 43% амбивалентная социовалентность);
- выявлена достаточно высокая интенсивность контактов в отличие от других групп подростков с ЗПР. Они в среднем делали 4 выбора и при этом уровень их взаимности (отношения взаимного расположения/нерасположения) достаточно высокий 59%;
- определена наибольшая ценность межличностных отношений с другом/подругой в отличие от других групп подростков с ЗПР (различия являются статистически значимыми). Между группами подростков с ЗПР, обучающихся в классах VII вида и обучающихся совместно с НПР различия при p<0,001;
- подростки характеризуются значительно большей общительностью, обладают высокой потребностью включаться во взаимоотношения со сверстниками, в сравнении с другими группами подростков с ЗПР (различия статистически значимы). Между группами подростков с ЗПР, обучающихся в классах VII вида и обучающихся совместно с НПР, различия при p<0,001, они любознательны, у них зафиксирован низкий уровень закрытости, хотя они более закрыты в сравнении с другими подростками с ЗПР и доминантны;
- установлено, что классные коллективы у этих подростков находятся на высоком уровне развития (большинство учащихся находится в высоких социометрических статусах «звёзд» и «предпочитаемых»). Эти подростки чаще, чем их сверстники из других групп, занимают благоприятное положение в группе, находятся в благоприятной атмосфере для развития, социальное самочувствие школьников тоже благоприятное;
- характеризуя поведенческие особенности подростков с ЗПР следует подчеркнуть, что для большей их части (53%) характерна активно-агрессивная реакция на фрустрацию, при которой на окружающих выплёскиваются раздражение, гнев, враждебность: в экстремальной ситуации сказывается влияние органического дефекта;
Таким образом, мы можем констатировать, что у младших подростков с ЗПР, обучающихся в специальной (коррекционной) школе VII вида, наблюдается больше положительных характеристик в сфере межличностных отношений со сверстниками, чем отрицательных. Хотя, здесь тоже есть негативные особенности, которые главным образом обусловлены органическим дефектом. И это доказывает основополагающее положение специальной психологии о том, что отклонения в сфере межличностных отношений подростков с ЗПР далеко отстоят от первичного дефекта и можно предположить, что они легче будут поддаваться коррегированию.
О других подростках с ЗПР можно обобщённо сказать следующее.
Подростки с ЗПР классов VII вида характеризуются средним уровнем сформированности любознательности, низким уровнем закрытости/отгороженности, низким уровнем доминантности. В результате корреляционного анализа была установлена положительная и прямо пропорциональная взаимосвязь между любознательностью и общительностью, что необходимо учитывать при проведении корригирующей работы с этой группой подростков с ЗПР;
- учащиеся чаще выделяют в своих оценках межличностных отношений с одноклассниками характеристики более поверхностные и более доступные их вниманию. Чаще выделяют внешние действия и поступки одноклассников, а не свойства их личности;
- в группе младших подростков с ЗПР, обучающихся в классах VII вида наблюдается в большей степени, чем у их сверстников из обычных классов общеобразовательной школы и в меньшей степени, чем у их сверстников из специальной (коррекционной) школы, перевес отрицательных, негативных характеристик над положительными в субъектном восприятии и оценивании межличностных отношений между одноклассниками, самих одноклассников. Коэффициент альтернативной оценки у них составил 0,2. Они главным образом используют односторонние характеристики, в которых редко дают положительные оценки;
- уровень благополучия подростков в системе межличностных отношений со сверстниками неудовлетворительный. Их межличностные отношения в школе часто протекают на эмоционально неблагоприятном фоне. В этих классах у подростков имеет место чаще, чем у их сверстников в специальной школе и меньше, чем у их сверстников из общеобразовательной школы классов с совместным обучением НПР и ЗПР, нарушение общения, что проявляется в доминировании пренебрежительного отношения к сверстникам. Большая их часть в этих классах оказывается в неблагоприятных статусных категориях (55%). Многим учащимся присуща определённая дистанция при взаимодействии со сверстниками. Их межличностные отношения ситуативны и противоречивы, характеризуются одновременным проявлением и негативных, и положительных отношений к сверстникам (у 60% подростков наблюдается амбивалентная социовалентность);
- у подростков зафиксирована низкая социально-психологическая потребность в общении, для них характерна малая включённость в межличностные отношения со сверстниками;
- интенсивность контактов у учащихся невысокая. В среднем они делали два положительных выбора. Они предпочитают общаться и строить межличностные отношения с малым количеством сверстников, но при этом коэффициент взаимности у них высокий - 65%;
- среди подростков зафиксирован низкий уровень значимости взаимоотношений с другом/подругой в сравнении с подростками с ЗПР специальной (коррекционной) школы VII вида, различия являются статистически значимыми при p < 0,01. В то же время они более ценны в сравнении с подростками с ЗПР из смешанных по составу классов, хотя статистически значимых различий не было обнаружено;
- подростки менее общительны и характеризуются низким уровнем сформированности данной личностной черты в сравнении с подростками из специальной (коррекционной) школы, данные различия статистически значимы при p< 0,001;
- установлено, что классные коллективы у этих подростков в отличие от классных коллективов учащихся специальной (коррекционной) школы находятся на низком уровне развития, но на более высоким, чем классные коллективы школьников с ЗПР, обучающихся совместно с НПР. В школьных классах учащихся наблюдается повышенный фон конфликтности (агрессивности) - 44%. Для большей части подростков характерна активно-агрессивная реакция на фрустрацию (53%). Социальное самочувствие большинства школьников неблагоприятное.
Таким образом, мы можем пронаблюдать у подростков с ЗПР классов VII вида большее количество отрицательных характеристик межличностных отношений со сверстниками, чем положительных. Однако следует отметить тот факт, что в классах коррекционно-развивающей направленности находятся подростки с менее выраженными нарушениями высших психических функций.
Младшие подростки с ЗПР, обучающиеся совместно с нормально развивающимися школьниками, чаще, чем их сверстники из других групп, при субъектном восприятии межличностных отношений сверстников выделяют и положительные, и отрицательные характеристики почти в одинаковом количестве. Это свидетельствует о наиболее адекватном восприятии учащихся в сравнении с другими группами подростков с ЗПР;
- у них и зафиксирован самый низкий результат любознательности как личностной характеристики в сравнении с другими группами подростков с ЗПР (средний уровень развития). В ходе корреляционного анализа была установлена взаимосвязь между любознательностью и социальной адекватностью. Это говорит о том, что любознательность определяет социальную адекватность и этот факт, мы считаем, несомненно, надо учитывать в работе с подростками. У учащихся смешанных по составу классов констатируется низкий уровень закрытости и отгороженности от окружающих, низкий уровень доминантности;
- подростки воспринимают и оценивают межличностные отношения, одноклассников более поверхностно, менее дифференцировано, менее разносторонне, обращая внимание на внешние, более доступные их вниманию особенности. Они меньше используют категории, выражающие отношения к одноклассникам, характеризующие свойства личности;
- отмечен более высокий, чем у их сверстников из других групп, уровень неблагополучия в системе межличностных отношений со сверстниками, они негативно, пренебрежительно относятся к сверстникам. Основная часть подростков в этих классах находится в неблагоприятных статусных категориях (70%). У них более высокий процент, в отличие от их сверстников с ЗПР из специальной школы и классов VII вида, учащихся с отрицательной социовалентностью (66%), и они имеют ярко выраженные негативные установки на перспективу в построении межличностных отношений со сверстниками, меньшую интенсивность и взаимность контактов;
- для этих подростков значительно менее значимы взаимоотношения с друзьями в сравнении с подростками специальной (коррекционной) школы, различия статистически значимы при p< 0,001, с подростками из классов VII вида различия проявляются на уровне тенденции;
- анализируя личностные особенности подростков, влияющих на установление аффилиативных связей и процессы успешной социальной адаптации, следует подчеркнуть меньший уровень общительности, чем у подростков специальной (коррекционной) школы (при p< 0,001) и подростков классов VII вида (на уровне тенденции);
- уровень развития классных коллективов у этих подростков гораздо ниже в сравнении с другими классными коллективами, в которых обучаются подростки с ЗПР. В этих классах проявляется более высокий уровень агрессивности, конфликтности отношений между подростками (56%), доминирование установок на использование неадекватных способов разрешения конфликтов активно-агрессивного типа (у 67% учащихся). Большинство подростков (70%), и это самый высокий показатель среди всех групп подростков с ЗПР, они занимают неблагоприятное положение в группе сверстников, находятся в самой неблагоприятной атмосфере для развития;
Таким образом, можно констатировать, что дети с ЗПР имеют свои специфические особенности в межличностных отношениях со сверстниками, нуждаются в специализированной, дифференцированной помощи и практически остаются без целенаправленной психолого-педагогической работы с ними в интересующем нас направлении.
Полученные нами данные говорят о том, что необходимо интенсивно искать выходы из создавшегося положения в системе образования, поскольку дети с ЗПР составляют значительный процент от контингента школьников.
Опираясь на теоретико-методологические позиции отечественной специальной психологии и на полученные нами экспериментальные данные изучения подростков с ЗПР в условиях интегрированного и дифференцированного обучения, мы разработали ряд рекомендаций по коррегированию сферы их межличностных отношений со сверстниками по двум основным направлениям:
1) развитие коммуникативно-адаптивных возможностей подростков,
2) гуманизация социальной сферы их развития.
При реализации второго направления работы, полагаем, необходимо обязательно ставить и реализовывать две основные задачи: 1) психологическая подготовка детей (как имеющих, так и не имеющих нарушения развития) и родителей к инклюзивным формам обучения и воспитания; 2). психологическая и образовательная подготовка педагогов, психологов, дефектологов к совместному обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями и их нормально развивающихся сверстников.