Полный текст статьи
Печать

Познавательная активность - одна из наиболее интенсивно проявляющихся форм человеческой активности. Активность - присущая живому существу способность к «самостоятельной силе» реагирования (Ф. Энгельс), собственная динамика живых существ как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром.

Начиная с Сократа, активность психики человека начала определяться девизом: «Познай самого себя». Аристотель, признавая активность психики, рассматривал ее с чисто практической стороны. Познавая правильное, человек уже не может не следовать ему, считал Сократ, Аристотель же активную преобразующую силу видел не только в знании, но и в постоянных упражнениях: «Все то, чем мы обладаем по природе, мы получаем сначала как возможность, а затем осуществляем в действительности». Зарубежные и отечественные психологи единодушны в том, что «стремление к самостоятельности принадлежит к числу фундаментальных мотивов вида homo sapiens.

Обобщая данные многих теоретических и экспериментальных исследований, ведущий отечественный психолог Л.И. Божович разработала концепцию, согласно которой личность это целостная психологическая структура. По мере ее становления человек постепенно освобождается от непосредственного подчинения влияниям среды, что позволяет ему сознательно преобразовывать и эту среду, и самого себя. Для него становится характерной активная, а не реактивная форма поведения. Она сформулировала принципиальный тезис: «Развитие ребенка имеет свою внутреннюю логику, свои собственные закономерности, а не является пассивным отражением действительности, в условиях которой это развитие совершается».

Как известно, движущими силами любого развития являются противоречия. Растущая и развивающаяся личность находится во множестве внутренних и внешних противоречий. Природная потребность в деятельности и познании окружающего мира реализуется через преодоление противоречий между стремлением к деятельности и бездействием, между стремлением познавать и возникающей массой новых вопросов и проблем. Эти противоречия выступают как психические переживания самого ребенка и возбуждают его активность изнутри, способствуют ее саморазвитию. Но источником постоянного и разностороннего развития и совершенствования являются не только внутренние противоречия, возникающие на основе переживаний нужды в чем-то, но и те противоречия, которые провоцируются внешними условиями, влиянием среды.

К внутренним стимулам развития личности, кроме потребностей, относятся формирующиеся на их основе мотивы, интересы и установки. Мотив включает в себя потребность и определенное ее обоснование. Интерес выступает как эмоциональное оправдание привлекательной деятельности для личности. Установка-готовность, предрасположенность личности к выполнению определенной деятельности. Непохожесть, разнообразие и неповторимость личностного развития каждого человека, его индивидуальное своеобразие определяются тем, что одни и те же внешние условия по- разному воспринимаются и по-разному влияют на внутреннюю сферу людей, и на их основе формируются непохожие потребности, установки, мотивы и интересы. Да и само влияние среды в основном спонтанно и не всегда предсказуемо.

По свидетельству Н.А. Бернштейна, мозг человека обладает поразительной активностью. Ни одно существо, по его мнению, не живет на поводу у внешних обстоятельств. Человек, находясь постоянно в ситуации «жизненного цейтнота», должен активно и целенаправленно перерабатывать необходимую ему информацию. Именно в преобразующей деятельности заключен основной смысл сознания. Конечная цель человеческого сознания не в знании как таковом, не в приспособлении к действительности, а в активном ее преобразовании на основе знания.

Вопрос об активности человеческой психики и ее огромных возможностях для саморазвития и самосовершенствования целесообразно закончить мнением по этому поводу русского религиозного философа конца XIX в. B.C. Соловьева: «Человеку естественно хотеть быть лучше и больше, чем он есть в действительности».

И еще одна значимая особенность проявления познавательных потребностей человека: качественное и количественное изменение всей структуры возможностей человека происходит за счет усложнения способов удовлетворения познавательной потребности. В таких ситуациях происходит самовоспитание способностей, если, конечно, более трудную познавательную деятельность личность выбирает самостоятельно, без принуждения, но при возможном понуждении и стимулировании. В.А. Сухомлинский специально останавливался на значении формирования установки на долженствование: «Постижение трудного открывает перед человеком путь к счастью - в этом мастерство и искусство воспитания в духе долженствования» .

Взаимосвязь познавательной активности и самообразования самая непосредственная: самообразование выступает как одна из высших форм проявления познавательной активности. Для поддержания познавательной активности необходимо, как уже говорилось, прежде всего, наличие положительной установки на знания и их постоянное обогащение и углубление. Самообразование возникает лишь при таком уровне развития познавательной активности. Недостаточно хотеть учиться и познавать, необходимо еще и уметь это делать, владеть техникой умственного труда. Обучение интеллектуальным умениям и формирование культуры умственного труда как еще один необходимый связующий компонент между познавательной активностью и самообразованием. Вероятно, психологически грамотнее говорить не о взаимосвязи, а о том, что эти два понятия выступают между собой как родовое (познавательная активность) и видовое (самообразование).

О том, что самообразование - высшее проявление духовных сил и возможностей человека, хорошо и убедительно говорили педагоги прошлого, в частности, П. Каптерев и В. Стоюнин. Так, П. Каптерев писал: «Ничем не искоренимое стремление человека к самообразованию лежит в самой его природе, обусловливается самым существом его. Каждый организм есть самодеятельное начало, носящее в самом себе источник деятельности». «... Мы не можем переложить свои знания, свои идеи и чувства из своей головы в чью бы то ни было чужую голову и сердце; мы можем только пытаться возбуждать их в другом уме соответствующими впечатлениями, вызывать другого на такую собственную деятельность, в результате которой получились бы известные мысли и чувства»

            Самообразование – систематический, непрерывающийся процесс, регулируемый как мотивацией личного порядка, так и под влиянием осознания общественной значимости самообразовательной деятельности.