К основным структурным элементам учебно-воспитательного процесса представлены относятся:
а) Субъект педагогического процесса:
в высших и средних профессиональных учебных заведениях - это преподаватель (педагог), а в практических органах - руководитель коллектива.
б) Объект - субъект педагогического процесса:
в образовательных учреждениях МВД России часто в качестве объекта выступают слушатели при коллективном и групповом традиционном обучении; они же являются субъектом учебно-воспитательного процесса в период учения, осуществляя при этом целенаправленное самостоятельное изучение программного материала, которое наиболее характерно при организации индивидуального обучения и экстерната.
в) Содержательно-процедурные компоненты педагогического процесса. К ним относятся:
- цели обучения и воспитания;
- содержание программного материала, используемого для обучения и воспитания;
- принципы обучения и воспитания;
- организационные формы обучения и воспитания;
- методы обучения и воспитания;
- приемы и средства обучения и воспитания;
- проверка знаний и оценка результатов обучения и воспитания.
В числе содержательно-процедурных компонентов цели обучения
и воспитания, содержание программного материала, а также принципы обучения и воспитания составляют научный аппарат педагогического процесса, а все остальные отражают технологическую сторону обучения и воспитания.
Деятельность преподавателя в этом контексте выступает как средство организации такой активности. Успеха здесь достигает тот педагог, который умело управляет процессом учения слушателей.
Преподаватель в любом учебном заведении является ключевой фигурой педагогического процесса, т.к. от него всецело зависит как будут подготовлены его питомцы, какую моральную и физическую
закалку они получат, с каким жизненным и профессиональным опытом начнут свою новую деятельность.
В образовательных учреждениях МВД России педагогический процесс строится в соответствии с требованиями, предъявляемыми государством к педагогическим кадрам, а также к абитуриентам и специалистам-выпускникам учебных заведений.
Преподаватели образовательных учреждений МВД России, решая социальный заказ государства на подготовку специалистов высшей и средней квалификации для органов внутренних дел и внутренних войск, должны соответствовать определенным требованиям. Главное из них состоит в том, чтобы каждый преподаватель был прежде всего личностью, ибо он повторяет себя в учениках, т.е. творит себе подобных. При этом жизнь убедительно подтверждает, что каждое общество имеет такого учителя, какого оно достойно. В настоящее время Россия строит демократическое общество, а потому ей нужен новый тип учителя и преподавателя.
Это обусловливает необходимость обновления всей системы общего и профессионального образования, в которой важно обеспечить приоритет воспитания. Притом такого, которое бы отвечало принципам государственной политики в области образования, где ведущим из них провозглашен "гуманистический характер образования", позволяющий полностью раскрепостить преподавателя и строить взаимоотношения со слушателями на идеях педагогики сотрудничества.
Для этого целесообразно руководствоваться советами К.Д. Ушинского, который писал: "В воспитании все должно основываться на личности воспитателя... Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер". И далее он подчеркивал: "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях"... "Вот почему,- продолжал К.Д.Ушинский, - мы советуем педагогам изучать сколь возможно тщательней физическую и душевную природу человека вообще, изучать своих воспитанников и окружающие их обстоятельства, изучать историю различных педагогических мер. которые не всегда могут прийти к мысли, выработать себе ясную положительную цель воспитания и идти неуклонно к достижению этой цели, руководствуясь приобретенным знанием и собственным благоразумием".
Любой вид сознательной деятельности в том числе и педагогической, всегда направлен на достижение определенных целей. При этом под целью следует понимать планируемый конечный результат, выступающий как единство желаемого и возможного. По своему происхождению цель следует рассматривать как опредмеченный мотив любого вида деятельности.
Поэтому педагогические цели следует рассматривать как центральную. стержневую категорию педагогической науки, связывающую воедино все основные компоненты учебно-воспитательного процесса. В нем цели обучения и воспитания выступают в качестве исходного научного аппарата, с которого все преподаватели обязаны начинать каждое занятие со слушателями. При этом следует выделять в учебно-воспитательном процессе три вида целей:
а) Главная социальная цель личности. Она состоит в том, чтобы в процессе жизни, в том числе в период обучения и вне его, формировать нового человека, в котором бы гармонично сочетались: гражданственность, патриотизм, трудолюбие, духовное богатство, моральная чистота, человечность, уважение к законам, деловитость и физическое совершенство. Иными словами главная цель предусматривает формирование человека с активной жизненной позицией, способного творчески проявлять себя в процессе всей жизни и быть полезным членом нашего демократического общества.
б) Обще (профессиональные) цели. Они определяют требуемые уровни подготовки в процессе обучения и воспитания специалистов высшей и средней квалификации, любящих свою профессию и проявляющих творчество в выполнении предписанных им функциональных обязанностей, а также обязывают формировать у них потребности к самообразованию и самовоспитанию.
в) Оперативные (учебно-воспитательные) цели. Они определяются как частные цели к каждой теме занятий в процессе изучения учебных дисциплин. Синтез оперативных целей и способов их достижения является одним из важнейших условий достижения общей цели и неотъемлемой частью главной цели.
Содержание обучения и воспитания (содержание образования) определяется, с одной стороны, как целое для учебных заведений определенной отрасли, а с другой стороны, как частное для изучения отдельных предметов. Первое отражается в государственных образовательных стандартах высшего и среднего профессионального образования’' а второе - в программах учебных дисциплин, необходимых для подготовки специалистов определенной квалификации. И то и другое должно быть научно обосновано и системно. Его следует рассматривать многосторонне:
- как сумму понятий и систему оперирования ими, как систему знаний о связях и отношениях предметов, явлений и их сущность;
- как фактор совершенствования и развития практической деятельности специалиста и как средство развития культуры и мировоззрения человека.
Содержание обучения и воспитания является одним из основных предметов исследования среди других компонентов учебно-воспитательного процесса любого образовательного учреждения и позволяет ответить на самый важный вопрос дидактики: чему учить. Ведущая роль содержания образования раскрывается как по частям, т.е. последовательными уровнями обучения, так и в целом, но всегда в связях и отношениях с формами обучения поскольку с помощью последних обучающиеся достигают определенных уровней знаний программного материала. В числе таких уровней выступают:
- уровень представления (знакомства);
- уровень воспроизведения (репродукции);
- уровень умений;
- уровень творчества (трансформации).
Для определения содержания обучения и воспитания необходимо выполнение трех условий:
а) выявление основных направлений, идей и тенденций развития соответствующих областей науки и техники для их реализации в качестве научного аппарата в учебно-воспитательном процессе;
б) установление некоторого объема достаточно стабильных фундаментальных и инструментальных знаний, необходимых для понимания и усвоения развивающихся областей науки, а также для приобретения соответствующих умений и навыков;
в) предъявление определенных требований к уровням общего и научного развития слушателей к их мировоззрению и кругозору.
обеспечивающих формирование обучающихся как творческих специалистов определенной квалификации и работников умственного труда.
Требования к объему знаний, умений и навыков выпускников учебных заведений , а также к уровням общего и научного развития будущих специалистов, к их мировоззрению и кругозору определяются в государственных образовательных стандартах профессионального образования и ведомственных квалификационных характеристиках специалистов-выпускников учебных заведений по установленной им квалификации.
Определение объема, уровня и глубины содержания как каждого учебного предмета, так и всей системы образования для любого учебного заведения начинается с некоторого исходного, существующего состояния и дополняется новым содержанием развивающейся науки и техники. Соответственно и требования государственных образовательных стандартов и ведомственных квалификационных характеристик к этим показателям не остаются стабильными, а изменяются, потому что профессиональное образование представляет собой развивающуюся систему.
Для определения содержания высшего образования важно также выявить пути развития и теоретических областей знаний. Это обусловлено тем, что процесс познания осуществляется по формуле: от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике - таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности.
Таким образом, при определении содержания образования и профессиональной подготовки специалистов для МВД России надлежит прежде всего опираться на следующие отравные положения:
- изучение главных направлений развития науки и техники;
- моделирование профилей специалистов определенной области деятельности;
- установление необходимых критериев определения объема и глубины содержания изучаемых предметов;
- сопоставление их с международными уровнями и содержанием соответствующих областей высшего и среднего профессионального образования.
Наконец, отбирая содержание образования для реализации обучающей и воспитательной функций в учебно-воспитательном процессе, следует руководствоваться краеугольным положением философии.