Полный текст статьи
Печать

Динамичный процесс развития современного общества, влечет за собой изменения во всех сферах жизни человека. И в первую очередь, серьезным изменениям подвергается система образования. Обществом выдвигаются новые требования к специалисту, и особую актуальность приобретает проблема формирования личности. Среди актуальных проблем теории целостной личности, появляются вопросы, связанные с Я-концепцией, где она рассматривается как феномен гармонизации формирующейся личности.

В современных психологических исследованиях, все чаще, на передний план  выдвигаются различные внутриличностные образования, такие как: самосознание, рефлексия, Я-концепция, образ Я, профессиональная Я-концепция, саморазвитие. Особый интерес для исследователей представляет профессиональная Я-концепция поскольку, она опосредует стимулы из окружающего мира, предопределяет образ действий и является ключевой причиной ощущения принятия личностью своей жизни и профессии. Профессиональная Я-концепция уравновешивает рассогласование внутреннего и внешнего мира человека [1].

Профессия педагога отличается от других повышенным чувством ответственности и является одной из самых напряженных. Педагог, в процессе работы оказывает на своих воспитанников колоссальное воздействие, поэтому ему необходимо соответствовать определенному образу идеального специалиста. Будущему педагогу необходимо не только научиться работать в ключе педагогического знания, но и с категориями, характеризующими  личность специалиста.

Во время обучения, личность студента находится в состоянии формирования профессиональной Я-концепции. Этот процесс невозможен без постановки целей саморазвития, самореализации как регулятора активности и продуктивности развития личности. На этапе профессиональной подготовки создание определенных психолого-педагогических условий направлено на разрешение противоречий, возникающих в индивидуальном сознании между идеалом личности профессионала и существующим образом Я.

По мнению А. А. Деркач, профессиональная Я-концепция – сложное личностное образование, формирующееся под воздействием профессиональной среды и активного участия субъекта в профессиональной деятельности. От уровня сформированности профессиональной Я-концепции зависит процесс развития профессионала, темп, успешность овладения профессиональной деятельностью, вхождение в профессиональную общность [2].

Вклад в исследование феноменов Я-концепции и профессиональной Я-концепции ученых, так или иначе касающихся вопросов самосознания личности, и изучающих его с различных позиций, как зарубежных, так и отечественных:  Р.Бернс [3], Долгова В.И., [4], Э.Ф.Зеер [5], Д.Майерс [6], А.А.Реан [7].

Р.Бернс выделяет в структуре Я-концепции три компонента: когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий. Структурное строение Я-концепции и профессиональной Я-концепции остается сходным, но проявляются различия в их субъектах-носителях. Если Я-концепция относится к личности в целом, то профессиональная Я-концепция относится к личности как субъекту профессиональной деятельности.

Когнитивная составляющая – представление индивида о самом себе^ самопознание, самоинтерес, самопонимание и самопринятие. Эмоционально-оценочная сторона – аффективная оценка образа Я: самооценка, самоуважение. Поведенческий компонент представлен самопоследовательностью, саморегуляцией, и эмоциональной устойчивостью, а так же стратегиями построения профессиональной карьеры. Где под профессиональной карьерой понимается индивидуальный жизненный путь человека в определённых видах профессиональной деятельности, потенциально связанный с прохождением последовательности должностей, с образом жизни, реализующий призвание человека, предполагающий обогащение опытом и развитие субъекта и ведущий к достижениям и социальному призванию.

Таким образом, профессиональную Я-концепцию можно определить, как специфически организованную систему, осмысленную и актуализированную в связи с профессией под влиянием субъективных или объективных факторов, включающую в себя совокупность знаний и представлений индивида о себе, как о субъекте деятельности и о своих профессиональных качествах, сопряжённую с их эмоциональной оценкой.

На протяжении всего времени обучения, личность студента находится в состоянии «строительства» профессиональной Я-концепции, что предполагает определение целей саморазвития, самореализации как регулятора активности и продуктивности развития. Большую роль играет самовоспитание, так как самостоятельная постановка целей становится возможна при достаточно высоком уровне самосознания. Формирование же способности к целеполаганию и достижению поставленных целей, является важной педагогической целью в образовательном процессе.

По мере накопления реального опыта в профессиональном общении и профессиональной деятельности, у студентов складывается два представления о своей личности: образ Я-идеального профессионала, и реальный образ Я. Что формирует дальнейшее развитие профессиональной Я-концепции либо в позитивном ключе – что благоприятно влияет на профессиональное становление, либо в отрицательном ключе, что влечет за собой неадекватность профессиональной Я-концепции и внутренне рассогласование личности, деструктивно влияющее на будущего специалиста.

Студент, осознавая смысл своей будущей профессиональной деятельности, степень эмоциональной вовлеченности в нее, стремясь самовыразиться и самоутвердиться в ней, понимает значимость деятельности для себя, что способствует становлению профессиональной Я-концепции и в целом личности будущего педагога.

Данное исследование заключается в изучении и выявлении особенностей феномена «профессиональной Я-концепции», такой возрастной группы как студенты, условий ее формирования и выявления путей наиболее эффективного развития. В настоящее время, акцент исследований смещается в сторону условий формирования и развития профессиональной Я-концепции. Возрастает ее значимость в  условиях социально-экономического и духовного кризиса современного общества, ломки привычных стереотипов жизнедеятельности и потока агрессивно насыщенной информации, деструктивно влияющих на личность. Более подверженными дестабилизирующим факторам, оказываются студенты, так как периодом возникновения сознательного  «Я» и «Я» профессионального, считается  подростковый  и юношеский возраст.

Профессия педагога, как никакая другая, нуждается в психологической помощи и поддержке в первую очередь в силу того, что профессия является очень напряженной, подверженной частым стрессовым ситуациям. Поэтому, студенту-педагогу необходимо научиться работать не только с привычными для педагогической деятельности понятиями, но и с категориями, влияющими на личность самого педагога. В первую очередь, такой категорией является профессиональная идентичность, как продукт инновационной культуры, профессионального самосознания, самопознания [8].

Педагогическое образование можно получить как в вузе, так и в учреждениях средне профессионального образования. Для того чтобы выявить особенности и различия профессиональной Я-концепции студентов на обоих уровнях профессионального образования, нами организовано исследование во время учебной практики в общеобразовательных организациях [9].

Базу исследования составили студенты 3-го, факультета психологии Челябинского Государственного Педагогического Университета (ФГБОУ ВПО ЧГПУ), студенты 3-го курса (на базе 11 классов) Челябинского Педагогического Колледжа №1 (ГБОУ СПО (ССУЗ) ЧГПК №1). Общий объем выборки – 46 человек.

Для наглядной иллюстрации различий профессиональной Я-концепции студентов вуза и колледжа в данной статье, была выбрана методика изучения статусов профессиональной идентичности (А.А. Азбель, А.Г. Грецов), как наиболее информативная. Данная методика направлена на определение статуса профессиональной идентичности. Можно выделить четыре так называемых статуса профессиональной идентичности (ПИ) — «ступеньки», на которых человек находится в процессе профессионального самоопределения: неопределенная ПИ, навязанная ПИ, мораторий (кризис выбора), сформированная ПИ, которым соответствую шкалы методики.

Студент, находящийся на предпоследнем этапе (3й курс) перед получением первой квалификации, должен обладать сформированной профессиональной идентичностью, что будет залогом его дальнейшего профессионального роста. 

Рис.1 - Результаты исследования статусов профессиональной идентичности

Исходя из диаграммы (Рис.1), мы можем увидеть явное преобладание кризиса выбора (мораторий) у студентов колледжа – 25,7%. Такое состояние характерно для людей, исследующих альтернативные варианты дальнейшего профессионального развития и активно пытающихся выйти из этого состояния, приняв осмысленное решение о своем будущем. Эти студенты размышляют о возможных вариантах профессионального развития, примеряют на себя различные профессиональные роли, стремятся как можно больше узнать о разных специальностях и путях их получения. На этой стадии нередко складываются неустойчивые отношения с родителями и друзьями: полное взаимопонимание может быстро сменяться непониманием, и наоборот. Как правило, большая часть людей после «кризиса выбора» переходит к состоянию сформированной идентичности, реже к навязанной идентичности. Более низкий показатель у студентов вуза – 12,6% что отражает меньшую актуальность кризиса выбора, при преобладании сформированной ПИ – 31,06%. То есть, на данном этапе обучения, достаточно большой процент обучающихся в вузе определился со своими профессиональными планами, в результате самостоятельного осмысленного выбора. Сформированная ПИ у студентов колледжа составляет 10,78%, что является показателем недостаточной осознанности выбора у студентов. Навязанная ПИ у студентов колледжа составляет 7,3% - указывая на то, что некоторые студенты были не самостоятельны в выборе места обучения, либо поддались влиянию со стороны. Процент навязанной ПИ у студентов вуза значительно меньше – 1,47%, - на фоне сформированной ПИ и низкого процента кризиса выбора, обозначает минимальное влияние на выбор студента. Неопределенная профессиональная идентичность указывает на то, что выбор жизненного пути не сделан, четкие представления о карьере отсутствуют, но данная проблема еще не осознается человеком. По полученным данным, такая идентичность  наблюдается среди как студентов колледжа 16,26% , так и среди студентов вуза, но несколько меньше – 8,59%.

Данное исследование позволяет увидеть, что профессиональная идентичность студентов вуза и колледжа имеет отличия. В вузе, сформированость профессиональной идентичности выше, и меньше процент студентов находящихся на ступени кризиса выбора. Для выявления причин такой разницы, необходимо провести дальнейшее исследование условий формирования профессиональной Я-концепции студентов, по компоненту идентичности.

Результаты, полученные в ходе исследования, помогают определить дальнейшее направление, в котором нам предстоит работать, чтобы определить условия формирования профессиональной Я-концепции студентов и составить программу, направленную на повышение эффективности работы с Я-концепцией студента, а так же провести коррекционно-развивающую работу и обобщение сопоставляемых критериев [10].

Основные направления, в которых будет разрабатываться программа формирования профессиональной Я-концепции студентов:

- стимулирование мотивации студентов к самопознанию;

- организация продуктивного процесса самопознания студентов (разработка рекомендаций);

- создание условий способствующих формированию профессиональной Я-концепции студентов;

- способствование позитивным изменениям в процессе формирования профессиональной Я-концепции студентов.