Полный текст статьи
Печать

Задолго до возникновения психологии как самостоятельной науки
место великих психологов занимали великие писатели.

Ирвин Ялом 

Педагог, перед которым стоит задача  понимания возможностей и задач инклюзивного образования как наиболее передовой системы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, непременно должен изучить особенности совместного обучения здоровых детей и детей-инвалидов. И источником этих знаний может стать художественная литература, раскрывающая внутренние проблемы, всю стихию переживаний и эмоциональных состояний детей с ограниченными физическими и интеллектуальными возможностями здоровья. Нужно учесть, что художественная литература последнего десятилетия о детях и подростках даёт широкий спектр знаний и переживаний для педагогической рефлексии жизненного и преподавательского опыта. Потребность ребёнка в «проникающем внимании» к его внутренней жизни со стороны взрослого раскрыла в своей книге «Когда отдыхают ангелы» Марина Аромштам [1], поэтому её книга получила Национальную детскую литературную премию «Заветная мечта».

Обратимся к анализу произведений, которые могут помочь думающему и творческому педагогу включить ребенка-инвалида в образовательный процесс с помощью интеграции науки, искусства и практики. «Модель включения»   предполагает углубленную педагогическую рефлексию всех взрослых: врачей, учителей, психологов, родителей – в том случае, если они заинтересованы в адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к «быту и бытию» школы жизни. И угол зрения на проблему, на выбор текстов будет определён такой фразой: «Я буду учиться вглядываться – чтобы угадывать нечто про внутреннюю жизнь.  Возможно, им чего-то не хватает для этой жизни.  Взрослого внимания. Моего проникающего внимания.  Ведь хорошее сочетание - «проникающее внимание»? Что-то вроде проникающего излучения, для которого телесное – не препятствие» [1, стр. 42].

Первую книгу, которую советуем прочитать и включить в личную библиотеку учителя, написала Анна Гавальда и назвала её символично «35 кило надежды» [2]. Увлекает текст с первого слова и не выпускает до последнего, потому что каждый читатель сохраняет надежду на помощь мальчику, у которого «голова как решето, золотые руки и большущее сердце» [2, стр. 16]. Важный для педагога урок дает автор книги, когда открывает нам всю глубину страданий Грегуара, мы слышим голос ребенка, перед которым стоят проблемы успешности обучения и адаптации к жизни в школе: «А потом начинается пытка уроками. Если мне помогает мама, всегда кончается тем, что она плачет. Если отец – плачу я» [2, стр.22]. Переход от «ненависти» к школе к победе над собой показан средствами литературы, то есть  «другой реальности», но именно эта реальность открывает пути от сердца к сердцу и даёт возможность взрослому осуществить  педагогическую поддержку «трудному ученику» с отсутствием долговременной памяти.

Вторая книга на полке педагога, перед которым стоят проблемы инклюзии, написана Эриком-Эмманюэлем Шмиттом и называется «Оскар и Розовая Дама» [3]. Этот эпистолярный роман стал сенсацией и литературным событием мирового масштаба, потому что показал средствами художественной литературы социальную проблему обреченных детей, с которыми взрослым нужно общаться и которым нужно помогать жить. Неслучайно сюжет романа стал основой театрального спектакля. Судьба ребенка в трагических обстоятельствах нездоровья, эта жизнь, которую нужно осознать в детстве как смену ролей, событий, смыслов  стала содержанием писем к Богу. Автор помогает читателям – педагогам, родителям, врачам – понять «диалектику души» ребёнка, не озлобленность, не отрешенность, а силу духа и силу человеческой личности в детском возрасте.

Можно назвать эту книгу пропуском в университет, в котором изучают и осваивают теорию и практику инклюзивного образования.

Особое место в личной библиотеке учителя должны занимать книги Альберта Лиханова. Они являются источником развития педагогической рефлексии. Его повесть «Солнечное затмение» [4] показала с помощью «проникающего внимания» писателя дружбу Лены в инвалидной коляске и подростка Фёдора, у которого есть голуби и вера в добрые силы детства. «Педагогическая проза» [5] Альберта Лиханова и публицистика, собранная в том под названием «Письма в защиту детства» [6], открывают нам позицию защитника детства, который находит реальные пути и способы помощи детям с ограниченными физическими возможностями здоровья. Повесть «Мальчик, которому не больно» [7] предназначена для семейного чтения и обсуждения, она рассказывает о судьбе больного от рождения «Мальчика», которому приходится спорить с судьбой за право жить человеком. Повесть написана как монолог ребёнка сквозь слёзы и отчаяние, она укрепляет мужество и воспитывает терпение в безвыходной ситуации. Сама книга может быть способом педагогической помощи ребёнку, переживающему свою неподвижность, паралич, трагедию одиночества и предательства матери.  

Не случайно издательство «Розовый жираф» подготовило книгу Р.Дж. Паласио «Чудо» [8] под грифом «Вот это книга!». Она раскрывает проблемы и горести ребенка, который приходит в нормальную школу «ненормальным чудом»: «Я не такой, как все, я это знаю. То есть, конечно, я делаю самые обыкновенные вещи. Ем мороженое. Катаюсь на велосипеде. Гоняю мяч. Играю в ХВох. Как любой десятилетний ребёнок. Я и чувствую себя самым что ни на есть обыкновенным. Внутри. Но при виде обыкновенных детей другие обыкновенные дети не разбегаются с воплями. На обыкновенных детей не глазеют везде и всюду» [8,стр. 9] . Можно представить, с какими проблемами он столкнется в школе. Читающий учитель будет извлекать из романа крупицы педагогической мудрости, проживёт с героем боль, радость и смех, станет в рефлексивном плане деликатнее и бережнее, чем был до встречи с этой книгой, под названием «Чудо».

Психолог и писатель Екатерина Мурашова написала повесть «Класс коррекции» [9], в которой медицинские проблемы детей становятся социальными, отражающими нравственный уровень общества, школы, класса. Фильм «Класс коррекции» Ивана Твердовского о девочке-колясочнице Лене Чеховой не повторяет сюжет книги, он о смысложизненном вопросе, обращенном к каждому зрителю: «Ты кто? Ты осознаешь себя человеком?» И школа, в которой есть класс коррекции, раскрывается в своих внутренних законах как жизнь всего общества, с его проблемами добра и зла, сострадания и жестокости, риска и доверия. И эти два художественных произведения – повесть и фильм – являются сильнейшими катализаторами педагогической рефлексии. Именно рефлексии жизни, а не просто работы педагога, потому что авторы этих произведений выбрасывают вулкан проблем прямо в душу, заставляют думать, переживать, страдать, а потому не оставляют никого равнодушными. Делится мир на счастливых и несчастных, успешных и неудачников, здоровых и больных, бедных и богатых? Если, да! То как учить всех вместе? Есть ли будущее у инклюзивного образования?

Алан Маршалл раскрыл судьбу своего героя от первого лица, полиомиелит сделал его инвалидом. Автобиографическую трилогию открывает повесть «Я умею прыгать через лужи» [10]. Это история детства мальчика, которому предстоит ходить на костылях. Педагог извлечёт из этой книги не только приметы эпохи, но и путь становления характера, станет размышлять над выбором слов, поступков, решений. Меняется время, но проблемы инвалидов детства остаются всё такими же острыми и трагическими. Социализация таких детей нуждается в педагогической поддержке и рефлексивной чуткости педагогов, взрослых, родителей. Мужество Алана, его сила духа и вера в справедливость помогут ему преодолеть жалость к себе и обиду на болезнь.

Дина Сабитова написала роман для подростков «Где нет зимы» [11], в котором тема сиротства тесно связана с проблемами школы. Павел и Гуль остаются одни в своем доме, который хотят сохранить с его духом семьи и любви. Кто будет им помогать в этом стремлении, как раскроются родители, педагоги, одноклассники по отношению к судьбе этих детей? Этот вопрос автора к читателям становится источником рефлексивного педагогического опыта, очень важного в практической работе педагога. В своем повествовании Дина Сабитова соединяет реальность и фантастику, но от этого рефлексивная глубина книги только усиливается, сохраняя свою остроту и привлекательность для читателей-подростков. Дина Сабитова отказывается от слащавой сентиментальности, не сглаживает сложность взаимоотношений героев, а помогает читателям понять линии судьбы и объяснить ценностные выборы героев между благополучием и предательством, между удобством и добротой, между честью и подлостью. Автор учит не жалеть, а помогать.

Задача педагогической рефлексии заключается в том, чтобы извлечь из художественных текстов смыслы понимания своей деятельности, смыслы открытия внутренней жизни ребёнка, смыслы своих возможностей влияния на характер и поступки детей с ограниченными физическими возможностями здоровья. Что открывает учителю художественный текст в его педагогической рефлексии? Литература о проблемах инклюзии даёт педагогам возможность

- услышать внутренние монологи детей с ограниченным здоровьем;

- узнать средства понимающей педагогики;

- понять потребность ребёнка в общении, в преодолении одиночества, болезни и «порогов»;

- осмыслить «скрещение судеб» педагогов, врачей, священников и детей;

- оценить поступки Папы, Мамы и Бабушки с позиции больного Мальчика [7];

- открыть спектр внутренних реакций детей на проблемы взрослых;

- искать пути преодоления отчаяния;

- говорить нужные слова в трудное время: «Ты не слабый. Ты сильный. Только жизнь пока что, как тяжёлый камень, тебя придавила. Окрепнешь и отодвинешь этот камень» [7, стр. 68].

Современная школа переживает землетрясение роста, реформы, социальные катаклизмы и встречается с личными проблемами детей, конкретных, разных по своим возможностям. От педагогов и родителей, психологов и врачей зависит, что будет определять содержание и выбор средств педагогической поддержки и сопровождения детей в инклюзивной модели образования. Важно, чтобы художественная литература [12] стимулировала интенсивность рефлексии, включала «проникающее внимание» педагогов к проблемам душевной и физической жизни детей, расширяла профессиональный кругозор учителя, развивала его деликатность, чуткость, душевную щедрость, сохраняла терпение и бескорыстное служение детям в проблемном поле инклюзивного образования.