Полный текст статьи
Печать

В настоящее время в российском образовании происходят кардинальные преобразования, касающиеся как общей, так и специальной образовательных систем. Приоритетным становится инклюзивный подход, где главным является включение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в систему общего образования с учетом создания специальных условий.

Переход к инклюзивным формам обучения и воспитания детей обусловливает необходимость  изучения и выявления особенностей психического развития детей с различными недостатками в развитии [2; 4; 7], требует   разработки инновационных подходов к обучению и  воспитанию детей ОВЗ, в частности детей с нарушениями речи [1].

Нарушения речевого развития представляют собой один из вариантов сложного когнитивного дефекта, который включает в себя не только избирательные расстройства речевой функции, но и недостаточность неязыковых функций и процессов. Всесторонний анализ речевых нарушений представлен в трудах С.С. Ляпидевского, М.Е. Хватцева, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Л.С. Волковой, и др. Опираясь на психологические и лингвистические критерии, Р.Е. Левина из всех вариантов речевой патологии выделила общее недоразвитие речи (ОНР), при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой структуры, фонематических процессов, лексики, грамматического строя, смысловой стороны речи) у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом [6].

В исследованиях многих авторов (Р.Е. Левиной, В.К. Воробьевой, Б.М. Гриншпуна, В.А. Ковшикова, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Р.И. Лалаева, Г.И. Жаренкова, Е.Ф. Архипова, Л.Ф. Спирова, С.Н. Шаховская и др.) представлены различные аспекты усвоения лексического строя речи детьми с ОНР. Подчеркивается, что у детей с общим недоразвитием речи различного генеза отмечается ограниченный словарный запас, резкое расхождение активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, многочисленные вербальные парафазии, несформированность семантических полей, трудности актуализации словаря [3].

Логопедическую помощь детям с ОНР необходимо начинать оказывать с раннего возраста с целью предупреждения появления вторичных и третичных наслоений в структуре дефекта. На сегодняшний день определены основные направления, содержание, формы, методы и средства логопедической работы с детьми с ОНР в условиях группы компенсирующей направленности (Т.Б. Филичева, Н.С. Жукова, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова и др.) [5]. Однако инклюзивное образование требуют разработки инновационных подходов к преодолению речевой патологии, в частности, когда коррекционно-развивающая помощь детям оказывается на дошкольном логопункте. Все сказанное определяет актуальность темы настоящего исследования.

На первом этапе нами было проведено исследование по выявлению уровня развития активного словаря детей дошкольного возраста с ОНР.

В эксперименте приняли участие 12 дошкольников с ОНР в возрасте 5-6 лет, воспитывающиеся в детском саду общеразвивающего вида.. Были использованы методика Н.В. Нищевой, предназначенная для изучения особенностей словаря существительных, прилагательных и глаголов, а также направлена на изучение способности словообразования дошкольников и методика Е.Ф. Архиповой «Исследование семантической структуры слова и лексической системности», позволяющая оценить наличие обобщений, антонимов, синонимов, а также уровень развития словаря признаков.

Представим количественные и качественные результаты полученных в ходе эксперимента данных.

Количественные данные представлены на рисунке 1. 

 Рисунок 1 – Результаты изучения уровня развития активного словарного запаса дошкольников с ОНР 

Из рисунка видно, что со средним уровнем развития словарного запаса оказалось 40% детей, выполнивших правильно от 50% до 75% заданий. Низкий уровень развития словарного запаса показали 50% детей. Эти дети выполняли не более 50% заданий. Они допустили ошибки в классификации понятий и подборе обобщающих слов к определенной тематической группе с опорой на картинки, в выделении частей предметов, допустили ошибки в подборе синонимов и антонимов. Очень низкий уровень развития словарного запаса у 10% дошкольников. Эти дети выполнили не более 25% заданий. Предложенные задания вызвали множество затруднений. Мы отметили как неточный подбор определений, синонимов, антонимов, так и невозможность подбора, отказ от задания.

Качественный анализ дал следующие результаты. С заданием на обобщение все дети с ОНР справились достаточно хорошо, но, ни один человек не справился с заданием без ошибок.

Наибольшее затруднение вызвало задание, направленное на изучение глагольного словаря. Детям с ОНР было трудно назвать действие одним словом. Например, на вопрос: «Как передвигаются птицы?» - некоторые начинали показывать, описывать действие (бегут на лапках, потом машут крыльями и передвигаются), многим требовалось повторение задания, было затрачено больше количество времени на выполнение в сравнении с предыдущими заданиями. На вопрос: «Как подает голос корова?» - многие отвечали: «Мукает», некоторые отвечали: «Му-у», лишь одни человек дал правильный ответ на этот вопрос. На вопрос: «Кошка мяукает. А собака, что делает?» -  все дети ответили: «Гавкает». Четыре человека на вопрос: «Как передвигается человек» - ответили: «Идет». Один ребенок на вопрос: «Как передвигается змея» - ответил: «Медленно», то есть он подобрал слово другой части речи, поясняющее ситуацию.

Трудным оказалось задание на образование названий детенышей животных. Нами были выявлены следующие ошибки в образовании детенышей животных. При образовании существительного от слова «зайчиха», дети называли «зайчиха, зайчики», наблюдались также затруднения в образовании существительных от слов «волчица» и «белка».

При выполнении задания «Классификация понятий для детей наиболее сложным оказалось называние обобщающего понятия «насекомые» - дети говорили «жуки», «букашки» и т.п.». Кроме того, мы выявили затруднения в назывании картинок, например, дети путали пчелу - осу, стрекозу - комара, снегиря часто называли «птица», т.е. видовое понятие заменяли родовым.

Анализ выполнения задания «Подбор антонимов» показал, что дошкольники с ОНР испытывают затруднения в подборе слов с противоположным значением. Наибольшие затруднения вызвали слова «трусливый», «улица», никто из обследуемых  не смог подобрать антоним к этим словам. Среди глагольной лексики наиболее сложным оказался антоним к слову «любить» (наиболее частый антоним - «не любить», один ребенок ответил – «целоваться»). Дети называли слова той же части речи: тонкий - маленький, большой, добавляли отрицание, т.е. частицу «не», например, тонкий - «не тонкий», некоторые дети просто повторяли заданное слово («шум» - «шум»). Иногда слова, которые называли дети, были другой части речи, не противоположные по смыслу, а слова - синонимичные, часто поясняющие ситуацию, например, «поднимать - гантели», «горе - горечь», «поднимать - вверх, вниз». Часто столкнувшись с трудностями, дети отказывались продолжать выполнять задание.

Цель задания «Подбор синонимов к словам» - исследовать актуализацию слов - синонимов.Анализ результатов показал, что с этим заданием в полном объеме не справился ни один ребенок с ОНР. Мы выявили следующие ошибки в подборе синонимов к словам. Чаще всего дети пытались объяснить слово, охарактеризовать ситуацию, когда они сталкивались с данным понятием, например, «улица -  машины», «парк - в парке; парк развлечений», либо расширяли значение синонима, например, «торопится - бежать», «радостный - смеяться». Иногда у детей мы наблюдали синтагматические ассоциации, например, боец - бокс, огромный – великан, торопиться - быстро, шагать – ногами, глядеть – глазами. Также некоторые дети при затруднении просто повторяли данное понятие («здание - здание»). Наименьшие затруднения вызвал подбор синонима к слову «доктор». Один ребенок вместо синонимов, называл слова антонимы («огромный – маленький», «радостный – грустный»), возможно это связано с трудностями переключения с одного задания на другое (проявление инертности), т.к. предыдущее задание заключалось в подборе антонимов к словам.

Таким образом, дошкольники с общим недоразвитием речи столкнулись со значительными трудностями при подборе синонимов – слов со сходным значением, а также при подборе антонимов, обобщающих слов. Предикативный словарь и словарь признаков у детей менее сформирован, чем номинативный словарь. Характерным признаком для детей с ОНР являются значительные индивидуальные различия в развитии лексической стороны речи. У дошкольников с ОНР с низким и очень низким уровнем развития лексической стороны речи мы отметили неточный подбор определений, синонимов, антонимов, неумение выделять части тела и части предметов, так и невозможность актуализации слов - существительных, глаголов, отказ от задания. Лексическая бедность проявляется в стереотипности высказываний, приводит к частому употреблению одной и той же группы слов, что наиболее явно обнаруживается при обозначении действий и признаков предметов. Выявлена бедность использования слов. Отсутствие набора семантических эквивалентов приводит к частым неоправданным смысловым замещениям. Расширенное использование слова объясняется также и тем, что дети вкладывают в него общее и недифференцированное значение.

Преодоление ОНР предполагает комплексное воздействие на все стороны речи. Одним из направлений коррекционно-развивающей работы является развитие лексического строя речи. Словарная работа должна осуществляться совокупностью разнообразных средств воздействия на детей в различных видах деятельности, одним из них является ознакомление детей с произведениями художественной литературы. Через художественное слово: пословицы, поговорки, стихи, загадки, рассказы, сказки, повести, баллады у детей обогащается словарный запас, расширяется и углубляется кругозор, формируются необходимые для жизни знания, умения и навыки. Именно через художественное слово идет знакомство с новыми понятиями, с новыми выражениями, которые потом закрепляются сначала в пассивном, а затем в активном словаре ребенка. Художественная литература является не только средством коррекции, но и действенным средством интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания, она оказывает большое влияние на общее развитие ребенка, непосредственно способствует формированию готовности к учению.

Потешки, поговорки, пословицы и колыбельные песни – материал, который позволяет ребёнку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм. Они обогащают словарь детей за счёт того, что содержат много сведений о предметах окружающего мира, обучают детей образовывать однокоренные слова. Повторяющиеся  звукосочетания, фразы, звукоподражания развивают фонематический слух, помогают запоминать слова и выражения. На индивидуальных и подгрупповых занятиях по коррекции звукопроизношения на этапе автоматизации звуков во фразовой речи, необходимо подобрать такие потешки, поговорки, которые являлись, одновременно, средством автоматизации звуков и средством развития словарного запаса дошкольников.

В русской народной сказке имеется наличие всех необходимых элементов образности, сказка оказывает большое воспитательное и обучающее влияние на ребенка. Русская народная сказка легко воспринимается детьми, на её основе у детей развиваются мышление и воображение. Сказки богаты фразеологическими оборотами. Пояснение и обсуждение их во время чтения сказок расширяет активный словарь ребенка, дети начинают активно использовать фразеологизмы в общении, что делает речь более эмоциональной и выразительной.

Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление различных средств выразительности для создания метафорического образа (приема олицетворения, различных определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова.

Следовательно, для развития активного словарного запаса дошкольников с ОНР мы предлагаем активно использовать потешки, поговорки, загадки, стихотворения; включать  инсценировки сказок, обсуждать фразеологизмы. Для более глубокого знакомства детей с произведением необходимо проводить предварительную работу, на которой читаются тексты, проводятся беседы по произведениям, показываются мультфильмы по этим произведениям, на логопедических занятиях должно осуществляется закрепление, повторение материала. Для проведения индивидуальных логопедических занятий необходимо подбирать такие средства художественной литературы, которые позволили бы не только развить активный словарь, но и решить другие коррекционно-развивающие задачи, такие как автоматизация отдельных звуков,  развитие фонематических процессов, дыхания, голоса, мелкой, общей и артикуляционной моторики и др.

Таким образом, переход на инклюзивное образование подразумевает создание оптимальный условий для развития ребенка с ОВЗ, разработку специальных средств, методов и форм логопедического воздействия. Одним из эффективных средств для развития лексики и обогащения словаря дошкольников с общим недоразвитием речи выступает художественная литература.