Полный текст статьи
Печать

Игра, по мнению Д.Б. Эльконина, насыщенная переживаниями деятельность, где интериоризуются правила и нормы поведения, формируется отношение, способы взаимодействия со сверстниками, обеспечивается возможность личностного развития. В игре ребенок получает возможность свободного самовыражения. Она позволяет дошкольнику преодолеть страх и освободиться от негативных переживаний. В форме игры формируются коммуникативные навыки ребенка. Особая значимость придается игре в психологической коррекции нарушений в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Именно поэтому важно проводить психокоррекционную работу с дошкольниками с ОВЗ в форме игры, где формируется новая практика построения отношений.

В становлении системы коммуникативных навыков огромное значение приобретает сюжетно-ролевая игра, как ведущий вид деятельности возраста.

Особые трудности испытывают в становлении коммуникативных навыков дошкольники с общим недоразвитием речи.

Исследования детей с общим недоразвитием речи способствовали разработке методов и приемов для преодоления различных нарушенных компонентов речевой деятельности, но проблема изучения и построения генезиса коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи недостаточно изучена.

Можно выделить несколько групп детей, которые в той или иной сфере освоили коммуникативные навыки.

Группа детей с максимальным уровнем овладения многофункциональными средствами коммуникации. Обычно в эту группу попадают дети с невыраженными речевыми нарушениями. Они открыты для общения и их деятельность протекает мягко и легко. Дети улыбчивы, принимают помощь, могут оказать её, если от них это будет требоваться. Такие дети могут найти себе собеседника и партнера по игре. способны использовать как вербальные, так и невербальные средства коммуникации, могут адекватно оценивать свои поступки и легко воспринимают критику. пытаются соответствовать правилам и создавать условия для успешной деятельности.

Следующая группа детей - это дети с менее высоким уровнем функциональных возможностей коммуникативных способностей, но они немного отстают от первой группы в развитии коммуникативных навыков, и это проявляется в невнимательности, легкости сбиваемости с основной идеи, в потере интереса к какому-либо занятию или делу и резкой перемене отношения к собеседнику. Часто отвлекаются и легко утомляются, могут не реагировать на партнера или взрослого в деятельности, игнорировать различные действия. Иногда это может случаться не специально, но часто это является осмысленными действиями.

Последняя третья группа - это дети с наименьшим уровнем овладения коммуникативными навыками. В эту группу входят дети со сложными речевыми и неречевыми нарушениями. У таких детей страдают многие психические функции, задерживается развитие познавательной сферы и сенсомоторики. Особенностью этой группы является неспособность детей к деятельности в коллективе. Эмоциональный настрой таких детей всегда недоброжелателен, у них постоянно возникают территориальные конфликты и желание захватить стимульный материал, предметы игровой деятельности. Дети очень недоброжелательно относятся к другим, что говорит о неустойчивости психики ребенка. Часто они возбуждены, а иногда и перевозбуждены и проявляют агрессивность, пытаются «вывести» на агрессию своих оппонентов, провоцируют конфликтные ситуации, демонстрируя негативные коммуникативные умения.

Передразнивание, использование ненормативной лексики, жаргонов - все это способствует неблагоприятному исходу коммуникации. Но и таких детей можно направить на ситуацию успеха, нужно лишь правильно организовать их деятельность. Выстраивать отношения в виде состязательного элемента или обозначив важность оказываемой помощи друг другу. Даже незначительный успех может вызвать интерес, желание продолжать деятельность. Главное - правильно мотивировать детей.

Проблема коммуникативной несостоятельности детей с нарушениями речи является не новой, ею заинтересованы многие исследователи и работа над этой проблемы ведется до сих пор, но во многом еще не выстроена целостная структура по преодолению трудностей в развитии коммуникативных навыков дошкольников с общим недоразвитием речи, отсутствует единое понимание об особенностях развития навыков общения у них и понимание возможностей развития ребенка в целом.

Особую значимость для психологической коррекции нарушений развития у детей и для целей нашего исследования имеют исследования А.Адлера. Акцентируя внимание на позитивной природе человека, А.Адлер подчеркивал, что каждая личность в раннем детстве формулирует уникальный стиль жизни, творит свою судьбу. В своих работах Адлер отразил своеобразие ребенка с физическим дефектом и судьбу процессов компенсации и сверхкомпенсации, связанную с этим.

В современной практике детского психоанализа успешно используются такие методы, как игротерапия, арт-терапия, метод свободных ассоциаций и пр.В работах доктора психол.наук, проф. Н.В.Дмитриевой сказано, что в процессе коррекции проблем детей психолог может использовать анализ фантастических содержаний ребенка.

Гуманистически-ориентированный подход к игре, теоретические основы которого заложены в работах А. Маслоу и К. Роджерса, в психологической практике работы с детьми представлен игровой терапией Г. Л. Лендрет. В основе игровой терапии, сконцентрированной на ребенке, лежит представление о спонтанности психического развития, обладающего внутренними источниками саморазвития и потенциальными возможностями самостоятельного разрешения проблем личностного роста. Отношение и связь с другим человеком составляет необходимое условие личностного развития. Через процесс самовыражения и исследование себя в рамках значимого отношения, через реализацию внутренней ценности ребенок приходит к тому, чтобы стать позитивным, самоопределяющимся индивидом.

Основная задача коррекции в игровой терапии состоит в создании или восстановлении значимых отношений между ребенком и взрослым с целью оптимизации процесса личностного роста и развития. По мнению Г. Л. Лендрета (1994), игра как деятельность, свободная от принуждения, подчинения, страха и зависимости ребенка от мира взрослых, представляет собой, по мнению сторонников недирективной терапии, единственное место, где ребенок получает возможность свободного самовыражения, изучения собственных чувств и переживаний, игра позволяет ребенку освободиться от эмоциональной напряженности и фрустрации, изначально предопределенной антагонизмом реальных жизненных отношений между ребенком и взрослым.

Как указывает Д. Б. Эльконин, «трудности поведения, которые подвергаются коррекции этого вида терапией, в большинстве своем вызываются конфликтными отношениями между взрослыми и детьми, именно поэтому практика отношений нового типа со взрослыми и детьми может приводить к коррекции» (Д. Б. Эльконин, 1978. С. 111).

Гуманистически-ориентированный подход обогатил практику игротерапии специально разработанными техниками конгруэнтной коммуникации, являющимися мощным источником личностного роста ребенка. Идеи о безусловном принятии ребенка как личности, потенциально обладающей возможностями для самоактуализации и саморазвития, о терапевтическом отношении как условии самораскрытия личности, по существу, поставили в центр внимания вопросы об активности личности. Общение рассматривается как условие реализации этой активности.

Вот почему нам представляется особенно важным организовать процесс развития и коррекции детей с ОНР в форме игры, где максимально бы проявлялась и реализовывалась активность ребенка, развивались отношения по типу близости (сотрудничества, дружбы) детсковзрослого сообщества.