Полный текст статьи
Печать

Словообразование представляет собой сложный процесс, которым дети даже с нормальным речевым развитием овладевают постепенно, проходя ряд этапов и овладевая все новыми словообразовательными моделями. Полностью заканчивается овладение этим процессом только в школьном возрасте. Дети с речевым недоразвитием тем более испытывают выраженные трудности в овладении этим процессом. Они не могут спонтанно встать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям, из-за специфических трудностей клинико-психолого-педагогического характера.

Изучению нарушений словообразования детей с общим недоразвитием речи посвящены работы многих ученых: Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой [1], Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой [2,3], Т.В. Тумановой [4] , Г.В. Чиркиной [5], С.Н. Шаховской[6] и других. Наличие у данной категории детей вторичных отклонений в развитии психических процессов (мышления, восприятия, внимания, памяти и др.) создает дополнительные затруднения в овладении словообразованием.

Анализируя состояние речи у детей с общим недоразвитием речи, исследователи констатируют у них недостаточность словообразовательных навыков уже в дошкольном возрасте (Г.А. Каше [7], Р.И. Лалаева [8], Р.Е. Левина [9], Е.Ф. Соботович [10], Т.В. Туманова [11], Т.Б. Филичева [12], Т.В. Чиркина [5], и другие). Вследствие ограниченности и неполноценности лексических средств у детей с общим недоразвитием речи III уровня, которые составляют основной контингент речевых групп, наблюдаются трудности в усвоении морфологии, проявляющиеся в стойких аграмматизмах в устной речи, а в дальнейшем и на письме.

Дети допускают большое количество ошибок в употреблении суффиксов, приставок и окончаний. Недостаточное умение пользоваться способами словообразования задерживает развитие словарного запаса у детей. Они с трудом изменяют слова и образуют новые. Старшие дошкольники редко используют для образования слов суффиксы и приставки, ограничиваясь изменением окончания, или же используют близкие в звуковом отношении и по смыслу слова.

В речи любого человека, как взрослого, так и ребенка, преобладает такая часть речи, как существительное, а основным способом образования существительных является суффиксальный. Раньше всего дети овладевают ласкательными формами существительных, в том числе и потому, что часто слышат их от окружающих людей. Работ, посвященных проблеме изучения нарушений суффиксального словообразования существительных в специальной литературе явно недостаточно, что подтверждает актуальность выбранной темы.

Методологическую основу исследования составили:

а) положения о пластичности центральной нервной системы и ее компенсаторных возможностях;

б) основные теоретические положения о единстве законов развития нормального и аномального ребенка;

в) положение о строении языка как целостной системы;

г) положение о языке как важнейшем средстве общения и социального взаимодействия людей;

д) положения о компенсаторной направленности обучения и воспитания детей;

ж) комплексном и системном подходе к его организации.

Методика исследования суффиксального словообразования имён существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи создавалась с учетом следующих принципов [13,9]:

1. Принцип динамичности наблюдения и изучения ребенка.

2. Принцип системного подхода. Исследование строится с учетом структуры речевого дефекта, в выделении ведущих расстройств, соотнесения речевой и неречевой симптоматики в структуре дефекта.

3. Возрастной принцип. Предъявляемые задания соответствуют возрасту исследуемых детей. Сравнивались показатели двух групп учащихся одного возраста.

4. Онтогенетический принцип предполагает формирование функций с учетом этапов и последовательности их формирования в онтогенезе.

В разработке методики констатирующего эксперимента основополагающим явилось современное понимание развития грамматического строя в норме [А.Н. Гвоздев, Т.Н. Ушакова, А.М. Шахнарович, Д.Б.Эльконин и др.] [14,15,16].

5. Принцип деятельностного подхода. Исследование проводилось в рамках ведущей деятельности, соответствующей возрасту исследуемых (игровой).

Методика исследования словообразования имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня разработана нами на основе научно-теоретических предпосылок, представленных в работах, в соответствии с рекомендациями таких авторов, как З.Е. Агранович [17],Т.В. Волосовец [18], О.Е. Грибова [19], Р.Е. Жукова [2],  Р.И. Лалаева [2,8], Л.Г. Парамонова [20], Н.В. Серебрякова [2],Т.В. Туманова [11], Г.В. Чиркина [5], Т.Б. Филичева [12]. При составлении методики констатирующего эксперимента использовались материалы, представленные в пособиях О.В. Елецкой, А.А. Таракановой; О.В. Елецкой, Е.А. Логиновой, Г.А. Пеньковской, В.П. Смирновой, А.А. Таракановой, С.М. Тимаковой, Д.А. Щукиной [19,20,21].

При определении содержания, и направлений в исследовании учитывались данные об общей картине развития грамматического строя речи в детском возрасте.

При её разработке в основу был положен психолингвистический подход. Научно-теоретическими предпосылками методики явились современные психолингвистические представления о структуре речевой деятельности [15,16].

Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных при помощи суффиксов– ик, - к, - ок, - чик, - ичк, - очк, - ечк, - оньк, - еньк, - иц, - ец, - ц, - ушк, -ышк.

Методика исследования состоит из 14 заданий.

Цель всех заданий: изучить способность к словообразованию существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов – ик, - к, - ок, - чик, - ичк, - очк, - ечк, - оньк, - еньк, - иц, - ец, - ц, - ушк, - ышк- по опорным словам.

Таким образом, используя данную методику исследования, позволит нам получить наиболее объективные данные по развитию способности к суффиксальному словообразованию имён существительных детьми с общим недоразвитием речи III уровня и дошкольников с нормальным речевым развитием (на основе среднего балла, полученного в результате выполнения всех заданий), выбрать правильное направление логопедической работы, определить этап, с которого можно начать коррекционное воздействие и разработать индивидуальную программу обучения.

Исследование проводилось в 2014-2015 г. в старших группах детских садов города Нижний  Тагил, Свердловской области на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения №20

В констатирующем эксперименте принимали участие 30 детей в возрасте 5-6 лет: из них 15 дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня (экспериментальная группа), и 15 детей с нормальным речевым развитием, посещающие детский сад (контрольная группа).

В констатирующем эксперименте принимали участие 30 детей в возрасте 5-6 лет: из них 15 дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, и 15 детей с нормальным речевым развитием, посещающие детский сад. Все дети, участвующие в исследовании, имели сохранный слух, зрение, интеллект.

Социальный статус семей обследуемых детей различен: у 12 детей экспериментальной группы полная благополучная семья, трое детей из неполной семьи; 13 детей контрольной группы имеют обоих родителей, одного ребёнка воспитывает бабушка, родителей нет. Один ребёнок из многодетной семьи.

У детей экспериментальной группы, в отличие от детей контрольной группы, отмечалось общее недоразвитие речи III уровня, стертая псевдобульбарная дизартрия.

Результаты исследования анамнеза детей с общим недоразвитием речи III уровня показали, что у матерей пяти детей наблюдался токсикоз в первой половине беременности; матерями ещё троих детей применялись лекарственные препараты во время беременности; в двух случаях применялась стимуляция во время родов (в одном случае – механическая, в другом – лекарственная); у одного ребёнка отмечалась асфиксия в родах. Имело место и воздействие различных вредоносных факторов в различные периоды развития ребёнка. Также можно отметить недоношенность или незрелость детей при рождении.

У всех детей экспериментальной группы отмечалось позднее начало речи, у двоих детей лепет задержался на 2 месяца (7-8 месяцев), у 5 детей наблюдалась задержка появления фразовой речи, появление связной речи нередко задерживалось до 2-3 лет.

Таким образом, общее недоразвитие речи у этой категории детей обусловлено пренатальной и натальной патологией.

Изучение речевых карт, беседы с учителями, логопедом и наблюдение за детьми показали, что для детей этой группы характерна недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, таких как внимание и память; словесно-логическое мышление; общая, мелкая и артикуляционная моторика. Дети быстро уставали от игровой деятельности.

На момент обследования дети занимались с логопедом на протяжении различного времени (4 детей – третий год, 6 дошкольников – второй).

Контрольная группа состояла из 15 дошкольников 5 - 6 лет: У детей (в отличие от их сверстников из экспериментальной группы), речевое развитие соответствовало норме. У данных детей не было каких-либо отклонений. Они с 2 – 3-х лет посещали обычную группу детского сада.

У них хорошо развито словесно-логическое мышление и аналитико-синтетическая деятельность, уравновешены процессы торможения и возбуждения. Также сформирована фразовая, монологическая и диалогическая речь. Дети обладают богатым словарем, соответствующим нормальному речевому развитию. Особенности поведения и эмоционально-волевой сферы проявляются в активности, устойчивость эмоций, наличии контроля за выполнением обязанностей, умение планировать свою деятельность для достижения цели.

При обследовании все дошкольники контрольной группы хорошо контактировали с экспериментатором, адекватно реагировали на замечания, выполняли инструкции. У детей наблюдалась высокая работоспособность. Дети дружелюбны между собой и с окружающими. С удовольствием отзывались на приглашение немного с ними поиграть (обследовать).

Таким образом, эти данные позволяют судить об отставании в речевом развитии детей экспериментальной группы, по сравнению с детьми с нормальным речевым развитием.

Исследование проводилось в виде индивидуального собеседования в доброжелательной игровой форме, в помещении группы и логопедического кабинета.

Каждое из указанных заданий предъявлялось детям индивидуально с подробной фиксацией в отдельном протоколе, не только результатов выполнения непосредственно предложенных проб, но и с констатацией особенностей деятельности ребёнка в ходе эксперимента. К таковым была отнесена следующая информация: сколько раз повторялась инструкция, сразу ли её понял ребёнок, нуждался ли он в помощи взрослого, прибегал ли к речевому анализу ситуации в момент принятия словообразовательных решений.

В случае возникновения затруднений у детей при выполнении заданий в зависимости ситуации использовались такие виды помощи, как: привлечение внимания ребёнка, стимуляция его речемыслительной деятельности посредством указаний, советом («Посмотри внимательно», «Не спеши выполнять задание, подумай» и другие), повтор инструкции.

Количественная оценка результатов проводилась по шестибальной шкале. Критерии оценки базировались на учете количества правильно выполненных испытуемыми заданий.

Таким образом, мы подобрали две однородные группы детей, одинаковые по возрасту и диагнозу. Тщательно продуманная адаптированная методика исследования позволит нам получить наиболее объективные данные по развитию способности к суффиксальному словообразованию имён существительных детьми с общим недоразвитием речи III уровня и дошкольников с нормальным речевым развитием.

Результаты констатирующего эксперимента позволили нам сформулировать следующие выводы:

общий показатель успешности образования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов у детей экспериментальной группы намного ниже, чем у контрольной (321 слово и 765 соответственно);

наибольшее количество ошибок, допущено у детей экспериментальной группы в задании 10 образование существительных с помощью уменьшительного суффикса - иц – (11 правильных ответов) и в задании 11 образование существительных с помощью уменьшительного суффикса - ец - – (9 правильных ответов);

меньшее затруднение вызвали задания 2- образование существительных с помощью уменьшительного суффикса -к- – (31 правильный ответ), задание 3 образование существительных с помощью уменьшительного суффикса - ок- –(32 правильных ответа), задание 4 образование существительных с помощью уменьшительного суффикса - чик- – (32 правильных ответа),

Значительное количество неологизмов при словообразовании свидетельствует о том, что данный процесс находится у дошкольников с общим недоразвитием речи и с нормальным речевым развитием в стадии формирования.

Изучение количества и характера, допущенных детьми ЭГ ошибок в словообразовании существительных позволяет утверждать, что у дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдается запаздывание в усвоении соотношения между системой и нормой языка в целом. Дети обеих групп ещё недостаточно готовы к проведению операций суффиксального словообразования в силу определённой когнитивной и языковой незрелости. Кроме того, случайный и немотивированный характер словообразовательных неологизмов говорит о том, что у дошкольников с общим недоразвитием речи недостаточно усвоены даже продуктивные модели словообразования, так как, овладение суффиксальным словообразованием осуществляется на основе мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза, обобщения и предполагает достаточно высокий уровень интеллектуального и речевого развития.

Как показали результаты исследования словообразования уменьшительно - ласкательных существительных, дошкольники с общим недоразвитием речи показывают недостаточную сформированность этого процесса. Практически каждое задание вызывало трудности, дети не могли удержать в памяти инструкцию задания, часто переспрашивали.

Анализ результатов экспериментального исследования позволил сказать о том, что в структуру, для преодоления у детей дошкольного возраста общего недоразвития речи должна быть включена специальная работа по формированию уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных у детей, которая осуществляется в процессе развития понимания речи, расширения и уточнения словарного  запаса. Формирования грамматических средств языка, произношения и обучения грамоте, развития связной речи.