Полный текст статьи
Печать

В условиях реорганизации высшей профессиональной школы, перехода общества к созданию университетов открытого типа, пониманию открытого, непрерывного, доступного профессионального обучения параллельно идут процессы совершенствования и дальнейшего развития системы языковой подготовки студентов неязыковых специальностей, которая направлена уже не только на получение узкопредметных знаний и умений, но и на формирование деятельностных умений, отвечающих современному уровню профессиональных и социальных знаний. В связи с тем, что статус языка как средства общения и взаимопонимания в процессе подготовки студентов неязыковых специальностей возрастает, то в рамках многоуровневой системы языкового образования в настоящее время идет процесс составления новых программ по иностранным языкам для студентов неязыковых специальностей. Отличительной чертой таких программ является коммуникативно-ориентированный и профессионально-направленный характер изучения языка [1, с. 3-4].

Возрастающая с каждым годом общественная потребность в знании иностранного языка и специалистах, владеющих одним или несколькими иностранными языками, приводит к тому, что система языковой подготовки в неязыковом вузе ориентирована на обучение языку с использованием новых концепций, методик и технологий. В современном мире все сферы деятельности людей подвержены влиянию новых информационных технологий (НИТ). Активное использование НИТ в сфере образования способствует формированию информационной культуры личности, повышает эффективность учебно-воспитательного процесса и качество профессиональной подготовки студентов. Эти цели достигаются с помощью продуктивного использования компьютера в качестве средства обучения и инструмента интеллектуальной деятельности [2, с. 3]. Внедрение современной компьютерной техники в процесс обучения иностранным языкам в неязыковом вузе позволяет осуществить быструю передачу информации, ее обработку и хранение; обеспечить индивидуальный темп обучения; повысить самостоятельность и ответственность студентов; побудить их к самообразованию; выстроить обучение в соответствии с интересами и потребностями студентов, что повышает их мотивацию; сделать обучение творческим, эмоциональным, привнести в учебный процесс элемент импровизации.

В результате процесса интеграции компьютерных технологий в образование современные информационные и телекоммуникационные технологии стали широко использоваться в качестве средства интенсификации учебного процесса, в частности, при обучении иностранному языку студентов неязыковых специальностей. Техническое развитие как программного, так и аппаратного обеспечения открывает широкие возможности применения компьютеров для проведения тестирования, тренировки грамматических навыков, навыков правописания, умения чтения, перевода и работы с текстом.

Важным средством, обеспечивающим создание нового информационного поля, являются телекоммуникационные проекты, которые открывают большие возможности в организации учебного процесса по иностранному языку, обеспечивают широкий доступ к информации, интерактивный диалог. Обучение иностранному языку как средству межкультурного общения через использование телекоммуникационных проектов способствует улучшению культуроведческой, языковой и коммуникативной подготовки студентов неязыковых специальностей за счет накопления информации на основе сравнения собственной и иноязычной культуры, углубления умения ознакомительного чтения и понимания аутентичной информации.

Дистанционное обучение (ДО) представляет собой форму организации образовательного процесса, базирующуюся на принципе самостоятельной работы студента. При такой форме обучения обучающиеся отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации. Образовательный процесс при дистанционном обучении состоит из последовательно чередующихся периодов контактного и неконтактного времени. Длительность этих периодов различна, а в некоторых случаях контактный период может вообще отсутствовать.

Высшей целью создания и развития системы ДО является предоставление самым широким кругам населения в любых районах страны и за ее рубежами равных образовательных возможностей, а также повышение качественного уровня образования за счет более активного использования научного и образовательного потенциала университета. Система ДО позволит студенту получить как базовое, так и дополнительное образование параллельно с его основной деятельностью. В конечном итоге создаваемая система дистанционного образования направлена на расширение образовательной среды, на наиболее полное удовлетворение потребностей и прав человека в области образования [3].

ДО предполагает, в первую очередь, усвоение студентами больших объемов учебной информации вне рамок аудиторных занятий. В Государственных образовательных стандартах предусмотрено увеличение удельного веса самостоятельной работы учащихся до 50% учебного времени, что актуализирует проблему самостоятельной познавательной деятельности студентов. Таким образом, одной из наиболее важных задач учебной деятельности является овладение студентами навыками и умениями самостоятельной работы, которая рассматривается как основа подготовки их к непрерывному профессиональному образованию. Эта проблема весьма актуальна для студентов неязыковых специальностей, изучающих иностранный язык. Использование современных образовательных телекоммуникационных технологий позволяет решить данную проблему путем разработки и внедрения в обучение разнообразных тестовых методик и заданий, позволяющих студентам осуществлять самоконтроль и самокоррекцию. Следовательно, одной из стратегических целей современного образования является превращение студента в активного субъекта собственного учения.  Он должен быть психологически и функционально готов – в зависимости от своих способностей, интересов, наклонностей и жизненных планов – выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, вести исследовательский поиск, извлекать из различных источников информацию и превращать ее в знание. Для этого необходимо, чтобы студент:

- занимал в обучении активную позицию;

- мог мобилизовать интеллектуальные и волевые усилия для достижения учебных целей;

- умел прогнозировать, проектировать и планировать учебную деятельность;

- был способен инициировать свою познавательную деятельность на основе внутренней мотивации.

Следовательно, студенты, которые могут и хотят заниматься по индивидуальным учебным планам, должны обладать высоким уровнем самомотивации, саморегуляции, самоконтроля, самоорганизации и самооценки [4, с. 227]. 

Следует отметить, что дистанционное обучение – одна из наиболее востребованных форм реализации индивидуальных образовательных траекторий.Такое обучение возможно характеризовать как систему, которая включает в себя целеполагание, прогнозирование, модулирование и планирование обучаемыми личной программы деятельности, которая учитывает фактор времени, основана на использовании информационных образовательных технологий (платформа Moodle), позволяющих организовать процесс обучения в пространстве и времени независимо от степени удаленности обучаемых и обучающих. Непременным атрибутом дистанционного обучения является автономная независимая работа студентов, наличие элементов самообучения и самовоспитания [5].  .

Индивидуальный учебный план выполняет в системе высшего образования следующие функции:

- компенсационная (компенсация запаздывающей учебной динамики обучающегося),

- оптимизационная (обеспечение оптимальных условий для обучающихся, обладающих индивидуальными интеллектуально-психологическими особенностями),

- адаптационная (адаптация обучающихся, не способных в силу объективных причин освоить тот или иной курс),

- функция интенсификации (обеспечение более высокого темпа усвоения того или иного курса),

- функция расширения содержания образования (введение в содержание углубленных курсов),

- функция обеспечения учебной мобильности (за счет привлечения сетевых кадровых ресурсов),

- здоровьесберегающая (уменьшение непродуктивной нагрузки на обучающегося).

На основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы: глобальные изменения на всех уровнях общества требуют новых подходов в образовании. Телекоммуникационные технологии, обладая потенциалом интерактивности, обучения в совместной деятельности и неограниченной возможности продолжения обучения в течение всей жизни, являются частью новой структуры образования. Дистанционное обучение на базе новых телекоммуникационных технологий может стать для студентов неязыковых специальностей реальной альтернативой традиционному обучению. Оно характеризуется возможностью организации активной познавательной деятельности каждого студента; обеспечением эффективной обратной связи, интерактивностью; индивидуализацией и дифференциацией процесса обучения; формированием устойчивой мотивации учебно-познавательной деятельности. В этом заключается возможность создания достаточно благоприятных условий для развития образовательной самостоятельности, автономной независимой деятельности обучаемых.