Полный текст статьи
Печать

Одной из основных проблем, с которыми сталкиваются современные инженерные вузы в работе со студентами, являются слабые знания физической картины мира и низкий уровень способности применять знания из разных областей для решения технических практических задач. Построенная на предметной базе школьная программа не позволяет развивать столь важные для инженерного творчества способности. Казалось бы, один из предметов учебного плана школы «технология», призван решать задачи по интеграции знаний и вывод их на практическое применение. Однако, только в идеальной программе школьного образования предметная область  «технология» является практико-ориентированным, синтезирующим естественно-научные, научно-технические, технологические, предпринимательские и гуманитарные знания. Считается, что в рамках этого предмета школьники должны учиться применять знания в различных областях деятельности человека, посредством таких образовательных компонентов, как самостоятельная проектная и исследовательская деятельность обучающихся. Однако сегодня предметная область «Технология» при отсутствии необходимого материального, методического и кадрового обеспечения не реализует данные программные задачи. Только частично формируются навыки и умения практической проектной работы, столь необходимые работникам всех современных профессий созидательного труда. Второстепенная роль предмета (нет экзаменов, не входит в перечень экзаменов для поступления в вуз, школьный незначительный статус предмета и др.), отсутствие в школах ориентации на изучение современных технологий, все это не позволяет вывести на желаемый и требуемый для технических вузов уровень подготовки выпускников школ.

Решением данной проблемы должна стать разработка новой метапредметной концепции образовательной модели технологического образования школьников и будущих учителей технологии на базе Вятского государственного университета. Базисом для данного проекта будет являться разработка новой программы подготовки учителей технологии и корректировка методики обучения предмету «технология» в школах. В данной концепции учебному предмету «технология», как и прежде, отводится роль комплексного и интегративного по своей сути. В содержательном плане он должен иметь реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной и основной школы: математика – моделирование, выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии; окружающий мир – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как источника инженерно-художественных идей; родной язык – развитие устной речи, формирование soft-skills в ходе представления учебных проектов; изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна и т.д.

В модели подготовки учителя технологии предполагается формирование следующих необходимых компетенций: готовность к организационно-экономической и производственной деятельности в условиях малого бизнеса и промышленных предприятий; готовность к творческо-конструкторской деятельности в области промышленного дизайна и компьютерной графики; способность создавать инновационную информационно-технологическую среду и  организовать эффективное взаимодействие с использованием сетевых электронных  образовательных ресурсов; способность проектировать образовательные программы, индивидуальные образовательные маршруты обучающихся, траектории своего профессионального роста и личностного развития; способность проектировать инновационные художественные и технологические объекты, в т. ч.  с использованием САПР; готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования,  руководить учебно-исследовательской и проектной деятельностью обучающихся.

Основными проблемами реализации данной концепции в средней школе являются:

- отсутствие программ подготовки учителя технологии, построенных на метапредметном принципе;

- отсутствие инфраструктуры, позволяющей не только решить техническую задачу, но и при необходимости реализовать решение в материале.

В рамках проекта будет разработана новая программа изучения предмета «технология» в средней школе, основанная на решении междисциплинарных технических задач; разработана и апробирована программа обучения учителей технологии, программы дополнительного профессионального образования и повышения квалификации в этой области.

Для решения инфраструктурных проблем будут использованы мощности «виртуального предприятия». На инновационных площадках школ-участниц проекта будут обеспечены возможности входа в информационную систему университета для использования программного обеспечения, необходимого в техническом творчестве (средства визуализации, моделирования, проектирования). Для учеников старших классов будет обеспечен доступ к 3D принтерам и другому современному оборудованию университета. Школьники получат возможность проведения учебных занятий (в т.ч. образовательные экскурсии и экспедиции), выполнения прикладных проектов на базе ведущих промышленных предприятий, расположенных в г. Кирове и районах Кировской области. ВятГУ на базе межшкольного учебного комбината г. Кирова будет создана коворкинговая площадка для реализации учебных проектов в материале самими разработчиками.

Этапы реализации;

2016 г. - первый набор на программу обучения «Учитель-технологии 2.0»,.

2017 г. - запуск переработанной программы обучения школьников предмету «технология» на базе двух региональных инновационных площадок.

2018 г. - на базе школ переработанная программа будет реализована для учащихся младших классов, учеников основной школы (не менее 200 человек); на базе Центра развития региональной системы образования ВятГУ  будет осуществлено повышение квалификации учителей технологии Кировской области (не менее 20 человек).

2019-2020 гг. – масштабирование программы в аутентичных регионах.

В реализации проекта готовы принять участие промышленные предприятия г. Кирова и районов Кировской области, путем предоставления расходных материалов для учебных проектов, предоставления технологического оборудования и инструментов.