Сегодня мы не только наблюдаем, но и сами участвуем в создании информационной среды технологического образования школьников и студентов. В статье речь пойдет о создании информационной образовательной среды, и представлен один из ее компонентов «электронный образовательный курс», проектирование которого основано на авторской методике (доцент СыктГУ Н.Н. Новикова) работы со студентами и магистрантами по созданию сетевого образовательного курса. Авторы статьи на основе дистанционного общения, создали информационный продукт, который будет внедрен в образовательный процесс одного из вузов, а это еще один из примеров взаимодействия в информационной образовательной среде.
Задача по информатизации образования обусловлена требованиями государственных стандартов [1,2], государственными программами по информатизации общества [3]. Информационная составляющая является одним из важнейших компонентов в подготовке специалистов практически всех профессий. В моделях подготовки наблюдается как изучение специализированного, компьютерного программного обеспечения, ориентированного на выполнение конкретных профессиональных задач, освоение высокотехнологического оборудования, так и использование обще пользовательских ресурсов при организации учебного взаимодействия.
Согласно требованиям современных образовательных стандартов педагог должен уметь конструировать электронную образовательную среду и направлять деятельность обучающегося в потоке информации, создавать условия для индивидуального обучения. Индивидуальный подход сегодня чаще всего реализуется через создание образовательных маршрутов и разработки индивидуальных образовательных программ. Такой подход реализовать в полной мере стало возможным за счет применения инновационных педагогических технологий, основанных на создании электронной образовательной среды, в частности, с применением облачных технологий. Последние несколько лет они становятся альтернативой традиционной IT-инфраструктуры вуза и школы. Модель облачных вычислений обеспечивает доступ через Интернет к различным ресурсам в виде сетевых образовательных курсов, доступ к системам хранения данных, различным приложениям и т.п. Все это позволяет с большей мобильностью выстраивать учебные курсы, вовлекать обучающихся в активные образовательные действия, обеспечивать доступ к учебной информации из любой точки доступа и др. преимущества.
На сегодняшний день сеть Интернет рассматривается как универсальный информационный ресурс образовательного назначения и универсальная среда для обеспечения учебного взаимодействия, в том числе посредством сетевых образовательных курсов. В настоящее время сетевые образовательные проекты (учебные курсы, квесты и т.п. формы) приобретают актуальность за счет мобильности и доступности, быстрого распространения. Для уточнения используемых в статье терминов приведем толкование двух из них «сетевой образовательный проект» и «электронный образовательный ресурс». Под сетевым проектом понимается совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, деятельность, направленная на достижение совместного результата (Е.С. Полат). Под электронным образовательным ресурсом понимают образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме (ГОСТ 52653-2006), для использования которого необходимы средства вычислительной техники. В целом, электронный образовательный ресурс включает в себя данные предметного содержания, общую информацию, программное обеспечение, имеет четкую структуру [4].
Приведенные определения терминов свидетельствуют о том, что пока нет достаточно четкого понимания, что такое электронный образовательный ресурс, представленный для доступа в сети интернет, и реализованный в виде технологии сетевого взаимодействия. В статье В.А. Ильина [4] дается подробное описание этапов проектирования электронных образовательных ресурсов (учебника, учебного пособия, самоучителя, практикума и т.п.) с последующей публикацией их в виде электронного издания. Алгоритм технологических процессов подготовки электронного издания для реализации его функциональности представлен следующим образом. 1. Разработка сценария (развернутого план-проспекта, тематического плана) издания. 2. Разработка сценариев (макетов) экранных страниц, кадров при необходимости. 3. Создание текстовых, графических, мультимедийных и других объектов экранных страниц (кадров). 4. Создание экранных страниц. 5. Формирование глоссария, списка литературы, оглавления. 6. Установление логических связей (гиперссылок) между элементами экранных страниц, оглавлением, глоссарием, списком литературы. 7. Формирование аппарата электронного издания. 8. Окончательное формирование файла или группы файлов издания. 9. Разработка и изготовление этикетки, первичной и вторичной упаковок электронного издания локального использования. 10. Научное редактирование издания при необходимости. 11. Литературное редактирование издания. 12. Техническое и художественное редактирование. 13. Рецензирование, экспертиза и получение грифа издания. 14. Тиражирование локального электронного издания или размещение на сайте или на сервере локальной сети образовательной организации электронного издания сетевого доступа [4]. Рекомендации В.А. Ильина, приняты во внимание при проектировании образовательного сетевого курса «Методы и средства исследований» для студентов, обучающихся в Вятском государственном университете. Основой же для проектирования служит авторская методика доцента СыктГУ Н.Н. Новиковой, реализуемая в рамках дисциплины «Проектирование электронных образовательных курсов» при обучении студентов и магистрантов технологического образования в г. Сыктывкаре и г. Перми. При создании работали дистанционно, доцент Н.Н. Новикова вела обучающий блок, магистрант Н.П. Смирнова создавала электронный курс на основе методического контента, разработанного профессором Г.Н. Некрасовой.
Сегодня предоставляется широкий спектр инструментов для разработки электронных образовательных ресурсов, мобильные версии учебных курсов, создаются средствами различных приложений, например, таких как Google Sites. Google, одна из крупнейших компаний, которая предлагает широкий спектр инструментов, позволяющих обмениваться данными между приложениями просто и быстро, доступно практически для любого пользователя. Общие черты интерфейса инструментов позволяют уcпешно овладеть одним инструментарием и легко перейти к работе с другим. Эти же инструменты позволяют по-разному организовывать деятельность с представленными информационными фрагментами: индивидуально или коллективно, непосредственно в аудитории или дистанционно. Google предлагает возможности для «встраивания» внешних объектов, для свободного оперирования ими (внесения правок, доработки и т. д.). Все это позволяет организовать собственную среду обучения, разрабатывать электронные образовательные ресурсы и подстроить под особенности учебного предмета, направления подготовки, расписания и т. д.
Нами было принято решение с помощью сервиса Google Sites, совершенствовать преподавание дисциплины «Методы и средства исследований», разработать электронный образовательный курс, который планируется использовать в процессе подготовки конструкторов изделий легкой промышленности. Поставлена задача создать сайт и наполнить его учебным контентом, способами учебного взаимодействия в сети, элементами контроля. Подробнее остановимся на этапах проектирования сетевого образовательного курса.
На первом техническом этапе, для того чтобы начать работу и получить доступ к Google сервисам необходимо войти в аккаунт Google. Затем в одноименной странице поиска в поисковой строке ввести Google Sites. Оказавшись на странице этого приложения, выбираем команду «Создать». На следующей странице, выполняются действия по выбору шаблона сайта. Затем вводим название сайта (автоматически происходит указание месторасположения сайта). Для окончательного дизайнерского оформления сайта выбираем тему, которая будет задавать фоновое изображение, а также стили и цвета шрифтов для сайта. Результатом этого этапа является пустой сайт, в котором можно создавать новые страницы, изменять и добавлять текст, загружать видео и изображения.
На втором этапе, который определяется как разработка сценария электронного ресурса, разрабатывается структура сетевого учебного курса. Структурные компоненты электронного сетевого курса разрабатываются на основе традиционного учебно-методического комплекса дисциплины, и отличаются только элементами для организации контроля. Каждая тема рассматривается на лекции, семинарском занятии, выдается задание для домашней самостоятельной работы. На этом этапе проектирования создается структура в соответствии с тематическим планом (Методология научных исследований. Поиск, накопление и обработка научно-технической информации. Применение метода моделирования в научно- исследовательской работе. Применение метода опросов в проектировании изделий легкой промышленности. Организация эксперимента. Представление результатов исследования.). Для каждой темы формируются страницы: лекционный материал, задания для самостоятельного изучения, задания для обсуждения на семинарах, дополнительный информационный материал (видео, презентации, электронные версии учебных пособий и учебников и т.п.), тестовые задания, отчеты студентов, электронная ведомость. Каждый из структурных элементов является отдельной страницей.
Затем выполняется наполнение курса учебным информационным контентом. Структура сайта представлена в виде страниц, и для того чтобы добавить страницы в приложении выбираем команду «Создать страницу», после этого вводим название страницы, выбираем шаблон и её месторасположение. Таким образом, создаются все страницы, соответствующие структурным компонентам учебного ресурса. А затем уже все структурные страницы наполняются учебным материалом.
Для лучшего восприятия информации и «разбавления» сплошного текста, мы воспользовались приложением Google Диск. С помощью этого приложения создаются презентации, таблицы, текстовые документы и рисунки. Корректировка страниц осуществляется в течение всего времени создания ресурса для того, чтобы добавить нужный текст, изображение, документ или презентацию. Такую корректировку и наполнение страниц преподаватель может выполнять оперативно, по мере необходимости.
Для организации контроля, нами разработаны страницы с организацией тестового контроля, отчетами студентов и электронный журнал. Для наполнения структурного компонента «тестовый контроль» использовалось приложение Google Формы, с помощью него можно проводить интерактивный опрос большого количества учащихся за минимальное время. Чтобы создать и вставить форму на страницу сайта, необходимо войти в меню Google Диск и выполнить действия «Создать – Ещё – Google Формы». Затем изменяется страница, выбирается команда «Вставка – Диск – Форма», устанавливаются её размер и расположение на странице сайта.
Подобным образом, используя общедоступный ресурс Google Sites, можно в электронном виде представить любой учебный курс. Настроить доступ к сайту для обучающихся и организовать взаимодействие в электронной образовательной среде. На сегодня, по оценкам специалистов [5], образовательные сайты, как средство и форма организации учебного информационного взаимодействия позволяют педагогам формировать информационно-коммуникационную среду по различным направлениям подготовки школьников и студентов, тем самым расширяя возможности для реализации образовательных стандартов нового поколения. Более того, образовательные сайты существенно влияют на повышение мотивации обучаемых, в процессе их использования создаются условия для активной самостоятельной деятельности.