Полный текст статьи
Печать

Архитектура одна из основных форм пространственной организации среды обитания человека. Это материально организованная среда необходимая для удовлетворения физических, материальных и духовных потребностей людей. Грамотно организованная архитектурная среда призвана отвечать целому комплексу требований. Проектируемые объекты должны создаваться в соответствии с возможностями и потребностями социума, при этом они должны обладать высокими функциональными качествами и обеспечивать высокий уровень комфорта для потребителя [1]. Подготовку специалистов нужного уровня осуществляет система высшего образования. Во всем мире до сих пор стоит и является актуальным вопрос – как учить? Этот вопрос поднимается на совещаниях и конференциях разных уровней и форматов и в частности, обращен и к проблеме подготовки специалистов – дизайнеров архитектурной среды. На сегодняшний день требуется определённый тип образованного человека, специалиста, способного ставить и решать задачи в рамках сложной деятельности. Современного работодателя интересует профессионально-образовательный опыт претендента на вакансию. Требования к квалификации, как к перечню усвоенных знаний, заменяются на требования к компетентности, как способности принимать верные решения в динамично развивающихся процессах. Специальность подтверждается документом об образовании, а компетентность подтверждается портфолио и созданием специальных модельных ситуаций на практике, как сказано в исследовании «Прогноз и сценарии развития высшей школы России до 2030 года» [2].

В данной статье речь пойдетоб опыте руководства дипломными проектами 2005, 2007 г.г. по специальности "Дизайн", специализациям "дизайн интерьера" и "дизайн среды". Поскольку методическими рекомендациями поощряется выбор тем дипломного проектирования, связанных с разработкой реальных объектов как внутренней, так и внешней среды проектируемых объектов, то кафедре дизайна Российского университета инноваций были предложены к разработке темы проектирования интерьеров строящегося тогда крупнейшего на Дальнем Востоке в то время, торгово-развлекательного комплекса Сити Молл в г. Южно-Сахалинске [4]. Автор статьи на тот период участвовал в разработке архитектурной концепции строящегося комплекса. Объект был интересен тем, что заказчик проектируемого и строящегося предприятия на стадии производства строительных работ обратился  к теме разработки стратегии бренда будущего предприятия. Выбор пал на компанию "SCG London", Великобритания, которой руководит член Гильдии королевских архитекторов Клайв Вуджер. "SCG London", специализируется на различных аспектах брендинга (стратегия, нейминг, идентификация бренда). Разработанный известной компанией бренд предлагалось методами средового дизайна внедрить в строящийся интерьер. Эта задача и была предложена выпускникам для дилломного проектирования. Поскольку объект большой, то и над реализацией задач, связанных с внедрением бренда в архитектурную среду торгово-развлекательного комплекса работало несколько студентов-выпускников, и не один год. Началась эта работа еще на этапе эскизного архитектурного проектирования, продолжалась несколько выпусков, и была завершена уже специалистами, перешедшими после окончания учебы в проектную компанию на период проектирования и строительства комплекса. Таким образом была реализована своеобразная вертикаль от учебы до реальной работы над крупным и интересным объектом с участием зарубежных специалистов. Выпускники сразу окунулись в работу дизайнеров-средовиков, им пришлось иметь дело с хорошими образцами графического дизайна, получить практику использования брендбука в своей сначала дипломной, а затем и проектной работе. Первые дипломные проекты по этому объекту были выполнены двумя студентками выпуска 2005 года. Тема одного из них – "Разработка проекта организации пространства атриума главного входа торгово-развлекательного комплекса в г. Южно-Сахалинске." В то время работа над объектом в проектной организации еще была на стадии разработки архитектурной концепции и экономической модели, и не имела еще брендинговой составляющей в законченной графической форме. В качестве исходного материала дипломнице был предложен эскизный проект здания торгово-развлекательного комплекса с основными планировочными решениями этажей, которые, однако уже определяли основные объемно-пространственные решения здания. В задачу входило создание художественно-образного решения атриума, молла входной группы торгово-развлекательного комплекса, с информационным блоком-ресепшеном, зеленой зоной, магазинами-бутиками и во втором свете – интернет-кафе и книжным магазином. Проработав солидное количество литературы, ознакомившись с аналогами, дипломница предложила интересные решения, успешно защитилась и некоторая часть ее предложений стали отправной точкой в разработке, архитектурно-планировочных и художественно-образных решений пространства атриума (Рис. 1,2,3,4) [6].

 

Продолжилась тема разработки помещений этого крупного объекта через один выпуск, в 2007 году, когда уже появился бренд и была разработана стратегия бренда, и появилась реальная необходимость внедрения бренда в уже существующую в рабочей проектной документации архитектурную среду, реализуемую в строительных конструкциях. Как я уже писал выше, разработкой бренда занималась компания "SCG London", Великобритания. Дипломники получили возможность пользования в своей работе реальным документом – брендбуком, выполненным солидной компанией, имеющим несколько разделов, в том числе гайд-лайн – основной раздел и кат-гайд, раздел, регламентирующий использование брендовых составляющих в интерьере и экстерьере (Рис. 4,5,6,7). На преддипломной практике, кроме сбора и анализа аналогов были составлены планы разработки дизайн-проекта, разработано техническое задание и здесь же, поскольку объект большой и достаточно сложный, студенты-выпускники начали выполнение работ по объемно-пространственному моделированию объекта [3]. Особое внимание уделено было изучению брендбука. При дальнейшей работе над проектом, в рамках проектной практики, выполнена была работа по моделингу экстерьера на основе тома утверждаемой части проекта "Генеральный план и транспорт", выданной в качестве исходного материала. Также в качестве исходников дипломникам предоставлены были существующие уже к этому времени комплекты АР (архитектурные решения) и ТХ (технологические решения), а также руководство по бренду, строящегося объекта. Брендбуком оговорены основные принципы внедрения стиля в архитектурную среду, но дипломникам была поставлена задача выполнения в эскизной части дипломного проекта вариантов (не менее трех), решения внедренческих задач.

Одна из тем дипломного проекта – "Внедрение дизайн-концепции в пространство общественного интерьера (на примере торгово - развлекательного комплекса г. Южно-Сахалинска"). Здесь стояла задача разработки интерьера главного молла входной группы, но уже по требованиям конкретного брендбука, уточненных стадией П (проект) объемно-планировочных и технологических решений. Это уже была реальная работа. К решению пространств больших по площади и различных по функции интерьеров в учебном процессе студенты сталкиваются редко, тем сложнее и интереснее был процесс нахождения нужных приемов работы (Рис. 8,9) [6].

 

Общая оформительская (брендовая) концепция применена к помещениям общественной функции крупного торгово-развлекательного комплекса, это моллы, рекреации, коридоры, фудкорты и пр.. Компетенция дипломников распространялась на помещения этой группы, поскольку арендаторы магазинов-бутиков и иных торговых пространств заходят в комплекс со своей торговой маркой. Еще одна тема дипломного проектирования в рамках этого же комплекса (площадь его составляет порядка 65 тыс. кв м) звучала так: "Разработка дизайн-проекта делового центра (на примере бизнес-центра в торгово-развлекательном комплексе г. Южно-Сахалинска)". Здесь выпускница работала над помещениями управления комплексом в рамках того же брендинга. Функция помещения иная, не торгово-развлекательная, бренд тот же. Но корпоративная палитра цвета позволяет использовать сочетания цвета и фактур и в помещениях делового характера, что и было проработано и предложено дипломницей (рис. 10.11) [6].

С темами еще двух дипломов, касающихся этого крупного объекта, университет участвовал во многих солидных выставках, в том числе в выставке "Дизайн-лэнд 2006" в рамках ежегодного дизайн-форума в г. Сочи, проводимого Союзом дизайнеров России [5]. Темы эти касались развития бренда в экстерьере  - "Архитектурный и художественный свет комплекса торгово-развлекательного в г. Южно-Сахалинске" и "Рекламная галерея комплекса торгово-развлекательного в Южно-Сахалинске". На этой выставке дипломные проекты стали лауреатами в своей номинации (Рис. 12,13).

Участие в профессиональных форумах творческих союзов, Союза дизайнеров России, Союза архитекторов России, а тем более, возможность стать лауреатами профессиональных конкурсов дает новый стимул к развитию у студентов и выпускников интереса к профессии, наращиванию ими проектных навыков и компетенций. Это напрямую связано с творческим ростом, возможностью продемонстрировать себя на более широком профессиональном горизонте и расширить круг своих будущих клиентов, стать успешным специалистом в своей области. Результаты дипломного проектирования нескольких выпусков университета были использованы в качестве отправной точки, как уже говорилось выше, теми же выпускниками, ставшими специалистами и реализованы на практике (Рис. 14, 15, 16, 17). 

Таким образом, постановка и решение реальных комплексных задач в дипломном проектировании со студентами дизайнерами интерьера, вовлечение их в тесный контакт с требованиями корпоративной культуры конкретного бренда, с задачей использования в среде цветографического и идентификационного ряда, дает несомненно хороший результат и ориентирует выпускников на достижение успеха в командной работе.