Мастер-классы являются одной из актуальных форм при формировании новых, углублении и совершенствовании имеющихся знаний и умений по любому виду декоративно-прикладного творчества. Особенно часто мастер-классы проводятся на разных уровнях системы художественного образования.
Следует отметить, что вопреки прогрессу во всех сферах современной жизни, декоративно-прикладное творчество, народные промыслы и ремесла не только не исчезают, но и активно развиваются. Одним из ярких современных видов творчества является техника художественного плетения из проволоки «Wire wrap».
Термин «Wire wrap» (от английского Wire – проволока, wrap – обертывание) имеет несколько значений. Wire wrap – техника изготовления предметов, украшений, аксессуаров из проволоки разных размеров с помощью специальных инструментов, путем составления различных узоров и плетения, с добавлением различных компонентов: натуральных и искусственных камней, бусин, бисера, металлической фурнитуры и других материалов [1.2]. Также «Wire wrap» – понятие, которым называют изделия, сплетенные или скрученные из проволоки.
Такие свойства проволоки, как гибкость и сохранение заданной формы, уникальны и позволяют, как никакой другой материал, создавать любую конструкцию без сложного оборудования.
В отличие от большинства других видов декоративно-прикладного творчества, технике Wire wrap свойственна доступность и малая цена расходных материалов и инструментов. При этом изделия смотрятся добротно, дорого и самобытно.
В результате поиска литературных источников, мы выяснили, что о технике плетения из проволоки нет учебных пособий, книг или брошюр. Существует несколько англоязычных журналов, предлагающих примитивное применение проволоки. У данного вида творчества нет устоявшейся системы понятий, терминов, технологических приемов. В настоящее время в сети Интернет существует большое количество рекомендаций мастеров по изготовлению изделий из проволоки. Кроме того, некоторые приемы не имеют названия, и каждый автор использует «свои» термины, что лишь вносит путаницу в систему понятий вида творчества.
Вышеперечисленные факты позволяют сформулировать задачи исследования: осуществление поиска, обобщение имеющейся информации и представление ее в виде системы знаний о технике художественного плетения из проволоки как виде декоративно-прикладного творчества; разработка серии мастер-классов по овладению этой техникой на примере выполнения изделий различных по назначению.
Систематизацию сведений о технике художественного плетения из проволоки (содержание) выполним на основе следующего алгоритма: сведения из истории, ассортимент изделий из проволоки, виды композиций, элементы и мотивы, материалы и инструменты для изготовления изделий, технологические приемы, этапы изготовления изделия.
Сведения из истории в обобщенном виде представим на основе содержания статьи «Плетение из проволоки и изделия из проволоки» (автор не указан) с сайта «Художественная чеканка и художественные изделия из металла. Травление металла, художественное литье, гальванопластика и ковка», [1.1]. Также отметим, что данная информация имеется и на других сайтах.
Создание изделий из проволоки – древнее искусство, возникшее в Египте примерно за 3 000 лет до н. э. В 2600 г. до н. э. проволока использовалась в Шумере для изготовления золотых и серебряных лент, которыми придворные дамы украшали свои прически. Постепенно это ремесло распространилось в Передней Азии и затем – в Европе.
Изначально «проволокой» служили узкие полоски, нарезанные из металлического листа. Их перекручивали, затем прокатывали между двумя плоскими поверхностями, чтобы сгладить острые кромки или спирально навивали на круглый сердечник.
Ныне проволоку производят волочением. Такой способ изобретен в Персии в VI веке до н. э., в Европе он появился в X веке н. э. Стальная проволока использовалась для изготовления кольчуг, щеток для чесания шерсти, для конской сбруи, цепей, рыболовных крючков и иголок. Золотая и серебряная проволока до этого времени выпускалась исключительно для производства ювелирных изделий. В средние века тонкая проволока применялась в вышивке. Изготовление золотой и серебряной проволоки процветало до Великой французской революции, после которой мода на вышивку золотом прошла, и эта отрасль промышленности начала приходить в упадок.
Из-за того, что железо ржавеет, очень немногие предметы из проволоки сохранились до наших дней. С XIX века для защиты проволочных изделий от ржавчины применяют лужение и покрытие черным лаком.
К середине XIX века с появлением паровой машины началось массовое производство проволоки, проволочной сетки. К концу века ассортимент изделий расширился от предметов домашнего обихода (венички, корзинки, вешалки) до фонарей и ограждений. Однако появление пластмассы привело к постепенному угасанию этого производства.
В начале XXI века проволоку стали использовать в декоративно-прикладном творчестве, которое активно развивается в Африке и Мексике. В Европе с возобновлением интереса к ручному творчеству художественное плетение переживает второе рождение.
На современном этапе о технике Wire wrap в России известно немного. Однако кольчуги изготавливали еще в Древней Руси, следовательно, умели изготавливать проволоку и делать из нее различные изделия.
Отметим, что если ранее проволока использовалось в военных, промышленных и бытовых целях, то на современном этапе применяется как материал и в декоративно-прикладном творчестве.
Одним из основоположников художественного плетения из проволоки является американский скульптор, дизайнер Александр Колдер (1898–1976 гг.). Он приобрел всемирную известность благодаря замысловатым фигурам из проволоки и «мобилям» – кинетическим скульптурам, которые приводятся в движение электричеством или ветром. Также он создавал плетеные украшения из золота, меди, алюминия с дополнениями из стекла, осколков керамики и пр. [1.3].
В настоящее время в мире множество мастеров создают неповторимые изделия из проволоки. Заслуживают внимания работы и российских авторов Е. Синельник, А. Ликратовой, А. Кустовой, М. Макаровой.
Анализ большого количества готовых изделий в технике плетения позволяет сделать вывод, что ассортимент изделий из проволоки очень широк. Это
- предметы интерьера (мебель – кресла, столики, скамьи; абажуры, вешалки, занавески, корзинки, блюда, вазы и др.);
- сувениры (подставки, держатели для украшений, статуэтки, интерьерные подвески, брелоки для ключей, закладки для книг и др.);
- украшения (браслеты, кольца, серьги, броши, кулоны, бусы, ожерелья, цепочки, гребни, диадемы, короны, венцы, каффы, воротнички, пуговицы и др.);
- аксессуары (сумочки, зонты, пояса, перчатки и др.);
- историческая реконструкция (кольчуги);
- малые архитектурные формы.
Изделия могут выполнять и эстетическую, и утилитарную функции (Илл. 1–4). Украшения составляют большую часть ассортимента.
Виды композиций, основные элементы и мотивы. В результате изучения ассортимента готовых изделий, выполненных в технике Wire wrap, мы выяснили, что они разнообразны по стилевому и цветовому решению.
Часто используются геометрические и растительные элементы и мотивы. Основными элементами являются спирали, завитки и плавные линии, из которых могут составляться узоры.
Композиции в изделиях могут быть абстрактными или изображать животных, людей, растения и др.; быть симметричными или асимметричными. Часто композиции выполняют в круге.
Цвет изделий зависит от цвета проволоки. Дополнения для декорирования изделия подбирают в сочетании с основным цветом проволоки.
Основным материалом для изготовления изделий в технике художественного плетения является металлическая проволока. Она бывает различных диаметров (от 0,2 до 5,0 мм) и сечений (круглое, полукруглое, плоское, квадратное, шестиугольное). Сочетание нескольких сечений в одном изделии смотрится выразительно. Назначение проволоки различных диаметров представлено в таблице 1.
Таблица 1
Назначение проволоки по диаметру сечения
Диаметр, мм |
Назначение |
0,2–1,0 |
Используется для обмотки, соединения, закрепления деталей. Несет конструктивное и декоративное назначение |
1,2–2,0 |
Используется для изготовления основных деталей изделия, а также может применяться для обмотки и соединения деталей |
2,2–3,6 |
Используется для изготовления основных деталей изделия |
4,0–5,0 |
Применяется редко, в основном для создания конструкции |
По составу проволока делится на три группы: проволока из недрагоценных металлов; из недрагоценных металлов с покрытием из драгоценных металлов; из драгоценных металлов.
I группа – проволоке из недрагоценных металлов относятся:
- медная проволока (пластична, не боится многократных сгибаний и разгибаний, легко режется кусачками; продается в специализированных магазинах по невысокой цене);
- проволока из сплавов меди – бронзы и латуни (мягкая, пластичная; продается в магазинах, специализирующихся на металлопрокате);
- алюминиевая проволока (очень мягкая, легко гнется руками, проста в обработке; имеет низкую стоимость; продается в различных магазинах);
- стальная проволока (жесткая, прочная, хорошо держит форму; сложная в обработке; продается в специализированных магазинах);
- нейзильбер – дешевый аналогом мельхиора (пластичен, но требуется опыт в обработке; продается в ювелирных мастерских).
II группа – проволока из недрагоценных металлов (обычно медь) с покрытием из драгоценных металлов:
- проволока с серебряным напылением (пластичная, мягкая, однако покрытие тонкое; продается только в ювелирных мастерских и на специализированных сайтах);
- проволока с наполнением золотом (пластичная, мягкая; имеют высокую стоимость; продается только в ювелирных мастерских и на специализированных сайтах);
III группа – проволока из драгоценных металлов – золота и серебра (очень мягкая; имеет высокую стоимость; продаются только в ювелирных мастерских и на специализированных сайтах).
Чаще всего при создании изделий в технике художественного плетения используется медная проволока.
Для украшения плетеных изделий применяют различные декоративные дополнения (бисер, бусины из различных материалов; кабошоны из камня и пластика; камни, минералы, дерево, металл, окаменелости; зубы, когти, кости, рога; запчасти от механизмов и др.). Они могут занимать главное место в композиции изделия или быть лишь завершающим штрихом.
Инструменты для изготовления изделий подразделяются по назначению (для формообразования деталей; для отделки деталей; для окончательной отделки изделий).
Для формообразования деталей используются:
- плоскогубцы, круглогубцы – для изгибания поволоки;
- ригель – металлический конус для изготовления колец;
- вигджик («ленивец») – доска с отверстиями с некоторым количеством колышек, которые можно вставлять в доску для составления узора. Позволяет изготавливать ровные витки, сложные узоры, одинаковые детали;
- кусачки.
Для отделки деталей применяют:
- молоток – для уплощения проволоки;
- молоток для чеканки (с шаровидной головкой) – для создания фактур на поверхности проволоки;
- наковальня;
- наждачная бумага – для обработки острых концов проволоки;
- волочильная доска (фильера) – доска с отверстиями различного диаметра. Используется для выравнивания плетеных круглых шнуров;
- горелка, либо паяльник – для создания шариков на концах проволоки;
- лимонная кислота – для удаления налета с проволоки;
- раствор аммиака, серная печень, акриловая жидкость – для искусственного состаривания проволоки.
Для окончательной отделки изделий понадобятся:
- бормашина (гравер) – ротационный инструмент, имеющий различные насадки для шлифования и полирования изделий;
- паста ГОИ – шлифование и полирование изделия.
Основные технологические приемы. Как было нами отмечено в актуальности исследования у данного вида творчества нет устоявшейся системы технологических приемов. Для решения задачи исследования мы осуществили поиск имеющихся в сети интернет технологических приемов. Проанализировав и описав их, составили классификацию, которая представлена в таблице 2.
Таблица 2
Основные технологические приемы, их назначение
Следует отметить, что, нами представлена первая классификация технологических приемов по назначению приемов на разных этапах изготовления изделия: приемы конструктивно-декоративные для формообразования деталей; приемы декоративные для отделки деталей; приемы декоративные для окончательной отделки изделия.
Шести приемам мы присвоили названия (спиральная обмотка, сплошная обмотка, фигурная обмотка, ажурное плетение, простое отбивание, фактурное отбивание). Однако понимаем, что работу по расширению видов технологических приемов можно продолжить, так как многие из приемов представлены в таблице в обобщенном виде (например, кольчужное плетение и вязание имеют большое количество схем).
В результате анализа готовых работ, а также собственного опыта создания изделий в технике художественного плетения из проволоки нами разработаны основные этапы изготовления изделий:
- создание эскиза и описание изделия (продумывается конструкция и прорисовывается форма изделия и отдельных элементов с учетом основных и дополнительных материалов; уточняются размеры изделия, дополнений и места скрепления деталей);
- выполнение чертежа и разверток проектируемого изделия (при необходимости);
- изготовление основных деталей;
- отделка основных деталей (отбивание, патинирование при необходимости);
- изготовление дополнительных деталей;
- отделка дополнительных деталей (отбивание, патинирование при необходимости);
- сборка изделия (скрепление деталей с помощью обмотки или плетения);
- декорирование изделия (патинирование при необходимости);
- окончательная отделка изделия (шлифовка и полировка изделия);
- лакировка изделия.
Этот перечень подходит для большинства изделий, однако при создании конкретного изделия количество этапов и их порядок могут меняться.
Выше представленное нами содержание составляет основу мастер-классов по технике художественного плетения из проволоки, что является второй задачей нашего исследования. Планирование мастер-классов осуществлено с учетом соблюдения принципов обучения.
При подборе изделий для мастер-классов мы руководствовались методической установкой – при минимальном количестве времени усвоить достаточное количество знаний и умений, выполнив несложные изделия, для дальнейшего самостоятельного освоения техники.
Для проведения трех мастер-классов мы рекомендуем три изделия: кулон (плоскостное плетение), кулон (оплетение предметов), интерьерная подвеска (объемное плетение). Содержание мастер-классов представлено в таблице ниже.
Таблица 3
Содержание мастер-классов
Результаты апробации мастер-классов. Данные мастер-классы апробированы в КОГПОБУ «Кировских технологический колледж» в группах студентов специальности «Дизайн в текстильной и легкой промышленности», «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий». В них приняли участие 16 человек. Результатом стали три изделия для каждого участника, созданные в технике художественного плетения из проволоки. По окончании мастер-классов с участниками и руководителями групп была проведена беседа, по результатам которой сделаны выводы:
- никто из участников раньше не слышал об этой технике. Wire wrap вызвал удивление у студентов и желание овладеть всеми технологическими приемами техники;
- на мастер-классах работа велась по готовым эскизам, однако две трети участников проявляли творческую инициативу, изменяя композицию изделия;
- руководители группы внесли предложение организовать в колледже спецкурс по технике плетения из проволоки для дизайнеров и конструкторов одежды. Полученные умения и навыки студенты смогут использовать для выполнения аксессуаров и дополнений для авторских коллекций одежды, которые ежегодно проектируют и воплощают в материале.
Таким образом, в результате исследования:
– представлены сведения о технике художественного плетения из проволоки Wire wrap в виде системы знаний, как виде декоративно-прикладного творчества;
– впервые разработана классификация технологических приемов,
– нами доказано, что техника художественного плетения из проволоки имеет большой обучающий потенциал (способствует развитию художественного и технологического мышления), поэтому целесообразна для включения в систему художественного образования (детей и взрослых).
– разработанные мастер-классы по технике Wire wrap также рекомендуются всем любителям декоративно-прикладного творчества.