Полный текст статьи
Печать

С давних времен лошадь играла важную роль в жизни человека. Лошадь в разное время для человека была символом жизни, солнца, плодородия, достатка, силы и власти. Именно это животное участвовало в рыцарских турнирах и военных походах. Без лошади невозможна была тяжелая работа – на ней пахали, перевозили грузы. В XIX веке лошади перевозили тележки с углем в угольных шахтах глубоко под землей. Долгое время лошадь была единственным наземным средством передвижения. В настоящее время лошадей держат чаще всего для занятий спортом и организации досуга.

Образ лошади не оставлял равнодушным художников и мастеров разных эпох, начиная от первобытного общества до современности. Свидетельством этому являются первые наскальные рисунки в пещере Альтаира; стилизованные образы лошадей в вышивках и росписях по дереву (Городецкая, Палехская); украшения крыш домов крестьян коньком, который служил оберегом и хранителем семейного очага. Произведения с изображениями лошадей и по сей день выполняются в разных техниках и стилях.

Рисование лошади интересный и в то же время сложный процесс. В результате изучения специальной литературы по выполнению рисунка лошади нами выявлено, что существует достаточно много методик по выполнению рисунка лошади. Все имеющиеся методики в статье описать невозможно. Ниже приведем характеристику трех методик рисования лошади Л. Хэммонд, Г. Баммеса и неизвестного автора с сайта allday.com.

Методика рисования лошади Ли Хэммонд на основе копирования при помощи сетки (рис. 1, 2) является самой простой, на наш взгляд. Методика позволяет в точности машинально скопировать изображение лошади, но в то же время не учит рисовать лошадь грамотно и осознанно [2], не дает знаний об анатомическом строении лошади. Данная методика подойдет лишь для простого копирования.                             

 Рис. 1. Первый этап «Создание сетки»  (авт. Л. Хэммонд).            Рис. 2. Второй этап «Перенос изображения» (авт. Л. Хэммонд).    

        

Методика Готтфрида Баммеса (рис. 3–7) состоит в рисовании лошади из построенного в перспективе параллелепипеда [1]. Основным преимуществом этой методики является грамотное рисование лошади с учетом всех ее пропорций, соблюдая законы перспективы. Однако данная методика эффективна тогда, когда обучающийся может легко выполнять построения в перспективе. Мы считаем, что методика Г. Баммеса сложная для обучающихся начального и среднего звена. Также следует отметить, что Г. Баммес – болгарин и методика описана на болгарском языке. Отсутствуют пояснения к рисункам, поэтому приходится полагаться лишь на схематичные изображения.

Рис. 3. Первый этап (авт. Г. Баммес).       Рис. 4. Второй этап (авт. Г. Баммес)

 

Рис. 5. Третий этап (авт. Г. Баммес).      Рис. 6. Четвертый этап (авт. Г. Баммес)


 

Рис. 7. Заключительный этап (авт. Г. Баммес). 

На рис. 8 представлена последовательность рисования лошади, автор которой неизвестен. Методика взята нами с сайта allday.com. Основной принцип методики заключается в рисовании лошади при помощи геометрических фигур и форм [3]. В данной методике лошадь представляется как совокупность кругов, овалов, прямоугольников и линий. Такой метод принцип рисования прост и понятен для начинающих, но не позволяет полноценно передать анатомию лошади.

Рис. 8. Поэтапное рисование лошади (автор неизвестен).

 

Нами замечено, что рисование лошади, всегда занимательный процесс для детей любого возраста. Кроме того, рисование лошади – это чаще всего рисование по памяти и представлению. Рисование с натуры лошади, несомненно имеет важное значение в обучении, но в основном недоступно в общеобразовательной школе.

Используя преимущества и положительные характеристики выше представленных методик, мы разработали методику выполнения рисунка лошади. Методика основана на рисовании лошади, используя анатомическое строение и скелет лошади, при этом, не вдаваясь в сложности различных ракурсов.

Рисование лошади начинается от определения ее положения (силуэта) на листе. Несколькими линиями намечаются основные формы животного – туловище, шея, голова, ноги (рис.10).

 
 Рис. 10. Первый этап выполнения рисунка лошади. 

На следующем этапе определяем и намечаем расположение и форму ног, местоположение вершины и линии вогнутой спины, а также – нижнюю линию контура туловища (рис. 11). Уточняем пропорции и форму ног. 

 Рис. 11. Второй этап выполнения рисунка лошади.

 

Ноги – самая сложная часть фигуры лошади. У лошадей обычно тонкие ноги, состоящие из отчетливо видимых сухожилий, с ярко выраженными мышцами вверху. На первый взгляд ноги кажутся прямыми и ровными, но нарисованные таким образом они будут напоминать палки. Для лучшей наглядности и удобства последовательность выполнения рисунка ног лошади согласно ее анатомическому строению представлена в таблице.

Таблица

Особенности выполнение рисунка ног лошади 

Стати лошади

Пояснительное изображение

Анализ формы

Особенность рисования

Передние конечности

Предплечье, запястье

 

Предплечье имеет округлую форму, расходящуюся вверху и сужающуюся к запястью.

Запястье снова идет на расширение и напоминает форму шара

 

Рисуем сверху вниз. Два контура на расстоянии друг от друга ведем вниз и сводим их, но не соединяем. Далее рисуем небольшой круг

Пясть, путовый сустав, копыто

 

От запястья идет пясть, по форме цилиндра.

У путового сустава выпуклая форма, сзади щетка и выемка под ней, спереди – выпуклость

Копыто прямое вверху и округлое снизу

Пясть рисуем двумя параллельными контурами. Справа контуром описываем дугу, слева – линией под углом примерно в 45ᵒ. Копыто рисуем как неправильный параллелограмм

Задние конечности

Бедро, колено, голень, скакательный сустав

  

Бедро имеет шарообразную округлую форму.

Колено выпукло и уходит в голень, которая имеет цилиндрическую  форму.

 Скакательный сустав выпуклый наружу и утолщенный.

Рисуем также сверху вниз. Оба контура ведем параллельно. Дальше верхним контуром описываем дугу. Нижний контур ломаем в колене и изгибаясь, опускаем вниз. Задний контур, продолжаем изгибать кнаружи, опускаем ниже колена, и изгибаем в обратную сторону

Плюсна, путовый сустав, копыто

  

От скакательного сустава идет плюсна, по форме цилиндра.

У путового сустава выпуклая форма, сзади щетка и выемка под ней, спереди – выпуклость

Копыто прямое вверху и округлое снизу

Плюсну выполняем двумя параллельными контурами. Справа контуром описываем дугу, слева – линией под углом примерно в 45ᵒ. Копыто рисуем как неправильный параллелограмм

 

 

Рис. 12. Третий этап выполнения рисунка лошади. 

Прорабатываем рисунок, уточняем пропорции, формы, объемы, в частности – длину и пропорциональность ног и копыт, туловища. На данном этапе следует удостовериться в правильности построения всей лошади и каждой ее части тела  (рис.13).

Рис. 13. Четвертый этап выполнения рисунка лошади. 

На последнем этапе рисунок детализируем – намечаем глаза, ноздри, мускулатуру головы и шеи, гриву и хвост, отмечаем выпуклые части передних и задних конечностей, таза и переходим к штриховке карандашом.

Ниже представим основные этапы методики рисования лошади.

Методика выполнения рисунка лошади на основе ее анатомического строения

1. Определить положение и силуэт лошади на листе.

2. Определить и наметить расположение ног и туловища лошади.

3. Выполнить рисунок передних и задних конечностей лошади.

4. Выполнить детализацию изображения лошади (прорисовка головы, глаза, ноздри, грива и хвост)

5. Выполнить тоновую штриховку рисунка лошади.

Данная методика была апробирована нами на занятиях во втором классе МОУ ДОД «Шахунской детской художественной школы».

Анализ готовых работ школьников и их увлеченности во время занятия, позволяет нам заключить, о том, что предлагаемая авторами методика понятна, проста для овладения и целесообразна для дальнейшей апробации в широкой практике обучения школьников рисованию лошади.

Методика рисования лошади – это алгоритм, который позволяет, во-первых, выполнить рисунок лошади без ошибок (первоначальное умение), во-вторых, в результате многократных прорисовок у школьников вырабатывается умение изображать лошадь без схемы (умение и навык). При этом самое важное – на начальном этапе обучения грамотно объяснить алгоритм рисования лошади.