Полный текст статьи
Печать

Реабилитационный центр это место где несовершеннолетние дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию или оказавшиеся в социально-опасном положении, проходят курс мероприятий по социальной реабилитации личности.

Социальная реабилитация личности – это сложный процесс ее взаимодействия с социальной средой, направленной на формирование у ребенка социально значимых норм и правил в обществе. Одной из главных целей такой реабилитации является приспособление, адаптация человека к социальной реальности, развитие у него соответствующих социальных навыков, необходимых в дальнейшей самостоятельной жизни. [4]

Подготовка детей к самостоятельной жизни, его социализация являются основополагающим фактором в развитии личности ребёнка, проходящего реабилитацию в социальном центре для несовершеннолетних «Вятушка».

Выделяют несколько видов социальной реабилитации: медико-социальная, социально-психологическая, социально-педагогическая, социально-правовая, социокультурная. [4]

Однако для детей, столкнувшихся с трудностями принятия норм и правил поведения в обществе, наиболее важной является социокультурная реабилитация, так как она направлена на социализацию ребенка в обществе. Именно эту задачу ставит перед собой реабилитационный центр для несовершеннолетних «Вятушка».

Социокультурная реабилитация проводится через творческую трудовую деятельность. Выполняя задания, дети расширяют кругозор знаний в области культуры и искусства. На занятиях решаются такие задачи:

- реализация несовершеннолетнего в доступных видах творчества, даже если они не приносят материального вознаграждения;

- использование различных форм арт-терапии (театральные сценки, музыкальное, танцевальное, изобразительное творчество).

- создание условий для организации досуга детей.

Творчество – это процесс создания чего-либо качественно нового, отличающегося неповторимостью, оригинальностью. Творческая деятельность требует от человека наблюдательности, умения сопоставлять и анализировать, комбинировать, т. е. является очень сложной по своей сути.

Одним из наиболее эффективных творческих процессов является ручной труд. Ручной труд – это средство для развития интеллекта и психики ребенка, сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих способностей, т.е. для общего развития ребенка. Ни один предмет не дает возможности для такого разнообразия движения пальцами, кистью руки, как ручной труд. На занятиях предметно-практической деятельностью развиваются тонко координированные движения – точность, ловкость, скорость и психологические особенности – усидчивость и терпеливость.

Ручной труд – это, прежде всего, средство развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих сил, творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта. [5]

На первых этапах социокультурной реабилитации творческий процесс для трудных детей должен быть доступным и понятным в исполнении и понимании. Это связанно с тем, что дети имеют внутренние барьеры, страхи участия в творческом процессе, самокритичность в оценке своей деятельности, вызванных как особенностями психоэмоционального развития ребенка, так и  сложившимися поведенческими стереотипами из его прежней жизни.

Задача педагога реабилитационного центра создать такие условия, при которых раскрывается творческий и личностный потенциал ребенка и предоставляется возможность почувствовать в себе силы для преодоления внутренних страхов, испытать вкус успеха и радости от того дела, которым он занимается. Именно эти условия создаются на уроках труда, где ребенок включается в творческий процесс – будь то рисование, живопись, аппликация из бумаги, ткани, работа с пластичными материалами, оформление творческих мероприятий. Творчество и ручной труд здесь являются одними из основных реабилитационных методов в работе с детьми. 

При всей увлекательности этих процессов, необходимо быть избирательными и последовательными, чтобы не захлестнуть ребенка потоком эмоций и информации, которые неизбежны в любом творческом деле.

Обобщая опыт педагогов и личный опыт работы в реабилитационном центре для несовершеннолетних «Вятушка», мы выделили следующее виды творчества, которые будут полезны ребенку в обычной жизни.

Виды творчества,

техники

Приобретаемые навыки

Навыки применимые в жизни

 

Аппликация из бумаги

«Квилинг», «Бумагапластика», «Декупаж»

Развитие мелкой моторики, терпеливость, аккуратность,

Разработка своей дизайнерской открытки, самостоятельное оформление и упаковка подарка на торжественные мероприятия.

Рисование и Живопись

 «Точечная роспись», «Монотипия», «Гравюра», имитация техник «Мозаика» и «Витраж»

Развитие воображение, перспективы, фантазии, восприятие цветовых оттенков.

Участие в выставках, олимпиадах, творческих конкурсах. Украшение и декорирование интерьера.

Лепка из теста, глины.

«Поделки из папье–маше»

Развитие мелкой моторики, объем пропорции, стабилизация психоэмоционального состояния ребенка

Тематическое оформление праздничных столов, эстетическая подача кулинарных изделий.

Изделия из ткани

«Батик», «Аппликация из ткани», «Роспись по ткани»

Усидчивость, готовность работать по инструкции (саморегуляция) контроль своего поведения (самоконтроль),

Украшение одежды, оформление интерьера.

 

 

При планировании любого занятия педагог беседует со специалистами реабилитационного центра: психологом, врачом и воспитателем, для выявления особенностей детей. Психоэмоционального фона каждого ребенка и группы в целом, умственных и творческих способностей ребенка, присутствуют ли отклонения от норм поведения. В дальнейшем это поможет правильно спланировать рабочий процесс. Рассмотрим пример одного занятия.

Название занятия «Разработка коллажа в технике аппликация с использованием текстильных материалов»

Аннотация занятия: для мотивации к ручному труду и качественному выполнению изделия, художественные объекты должны быть полезны и применимы в дальнейшей жизни. Продолжительность занятия должна составлять не более 30 минут, так как у детей низкая работоспособность и усидчивость. Стоит учитывать, что дети в реабилитационном центре имеют разновозрастные границы от 9 до 15 лет. В стационарном отделении ребята делятся на группы мальчиков, девочек и малышей. Таким образом, для проведения занятия могут использоваться следующие формы работы с детьми: Коллективная форма-помогает создавать интересные многоплановые и красочные композиции, положительно влияет на нравственно-эстетическое развитие ребенка. Индивидуальная форма - показывает уровень творческих способностей. Дает возможность выстроить занятие под особенности ребенка.

В работе используется минимальный набор безопасных художественных инструментов: кисти, карандаш, канцелярский ножик, ножницы. Предварительно проводится инструктаж пользования каждым инструментом. Техника аппликации хорошо подходит для разновозрастных детей. Но стоит учитывать, что не все дети способны к самотворчеству, на этот случай педагог должен иметь в наличии заготовленный комплект  материалов  по данному занятию.

Цель: сформировать практические и творческие навыки работы с текстильными материалами и художественными инструментами для дальнейшего применения в жизни.

Задачи:

- развивать творческие способности и наглядно образное мышление;

-  формировать навыки работы индивидуально и в коллективе;

- сформировать навыки грамотного и полезного использования информационных технологий (создание презентация, работа с текстом, изображениями)

Ход занятия:

Учитывая рекомендуемую продолжительность практической работы детей, занятие можно разделить на следующие этапы:

1)              проводится беседа и анализ задания, инструктаж техники безопасности;

2)              создание декоративного рисунка на заданную тему с использованием изобразительной техники (мозаика, витраж). В том случае если ребенок затрудняется, выполнять творческую работу ему предлагается заготовленный шаблон работы;

3)              выполнение коллажа из текстильных материалов.

На первом этапе демонстрируется презентация по технике выполнения коллажа из ткани. Детям демонстрируются примеры готовых изделий.

На втором этапе ребята приступают к работе над эскизом. Педагог провод индивидуальную работу при создании декоративного изображения. Уточняются ошибки и композиционное решение будущего коллажа. Для работы ребята используют альбомные листы А4 для рисования, гуашевые краски и кисти, карандаши, фломастеры. Цель данного занятия разложить придуманный рисунок на конкретные цвета: синий, желтый, зеленый и т.д. Декоративный рисунок выполняется с имитацией мозаики или витража. Такая техника выполнения в дальнейшем облегчит подбор кусочков фактурных тканей.

Третий этап – подбор материалов и непосредственное выполнение работы. Через копирку, обводя только контурные линии,  работа переносится на картон формата А3 (с учетом отступа для рамки). Вырезаются и наклеиваются кусочки ткани по форме в соответствии с заданным эскизом. В завершении работы с ребятами проводится рефлексия своего изделия.

Анализ занятия и его результаты:

Подобные занятия подтверждают эффективность социокультурной реабилитации. У детей появляется заинтересованность в создании качественного изделия, эстетичное оформление своей работы. Создавая коллаж, используя текстильные материалы, у детей появляется аккуратность, развиваются навыки плоскостного изображения предметов быта, природы и животных, а так же проектирование предметов на плоскости. Выполнения работу поэтапно в дальнейшем ребенок сможет спланировать и организовать свою деятельность самостоятельно.

Использование ручного труда выводит трудных детей на социореализацию, т.е. они более бережно относятся к изделиям, которые сами создавали т.к. видят в дальнейшем возможность обучения на профессию.