Реабилитационный центр это место где несовершеннолетние дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию или оказавшиеся в социально-опасном положении, проходят курс мероприятий по социальной реабилитации личности.
Социальная реабилитация личности – это сложный процесс ее взаимодействия с социальной средой, направленной на формирование у ребенка социально значимых норм и правил в обществе. Одной из главных целей такой реабилитации является приспособление, адаптация человека к социальной реальности, развитие у него соответствующих социальных навыков, необходимых в дальнейшей самостоятельной жизни. [4]
Подготовка детей к самостоятельной жизни, его социализация являются основополагающим фактором в развитии личности ребёнка, проходящего реабилитацию в социальном центре для несовершеннолетних «Вятушка».
Выделяют несколько видов социальной реабилитации: медико-социальная, социально-психологическая, социально-педагогическая, социально-правовая, социокультурная. [4]
Однако для детей, столкнувшихся с трудностями принятия норм и правил поведения в обществе, наиболее важной является социокультурная реабилитация, так как она направлена на социализацию ребенка в обществе. Именно эту задачу ставит перед собой реабилитационный центр для несовершеннолетних «Вятушка».
Социокультурная реабилитация проводится через творческую трудовую деятельность. Выполняя задания, дети расширяют кругозор знаний в области культуры и искусства. На занятиях решаются такие задачи:
- реализация несовершеннолетнего в доступных видах творчества, даже если они не приносят материального вознаграждения;
- использование различных форм арт-терапии (театральные сценки, музыкальное, танцевальное, изобразительное творчество).
- создание условий для организации досуга детей.
Творчество – это процесс создания чего-либо качественно нового, отличающегося неповторимостью, оригинальностью. Творческая деятельность требует от человека наблюдательности, умения сопоставлять и анализировать, комбинировать, т. е. является очень сложной по своей сути.
Одним из наиболее эффективных творческих процессов является ручной труд. Ручной труд – это средство для развития интеллекта и психики ребенка, сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих способностей, т.е. для общего развития ребенка. Ни один предмет не дает возможности для такого разнообразия движения пальцами, кистью руки, как ручной труд. На занятиях предметно-практической деятельностью развиваются тонко координированные движения – точность, ловкость, скорость и психологические особенности – усидчивость и терпеливость.
Ручной труд – это, прежде всего, средство развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих сил, творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта. [5]
На первых этапах социокультурной реабилитации творческий процесс для трудных детей должен быть доступным и понятным в исполнении и понимании. Это связанно с тем, что дети имеют внутренние барьеры, страхи участия в творческом процессе, самокритичность в оценке своей деятельности, вызванных как особенностями психоэмоционального развития ребенка, так и сложившимися поведенческими стереотипами из его прежней жизни.
Задача педагога реабилитационного центра создать такие условия, при которых раскрывается творческий и личностный потенциал ребенка и предоставляется возможность почувствовать в себе силы для преодоления внутренних страхов, испытать вкус успеха и радости от того дела, которым он занимается. Именно эти условия создаются на уроках труда, где ребенок включается в творческий процесс – будь то рисование, живопись, аппликация из бумаги, ткани, работа с пластичными материалами, оформление творческих мероприятий. Творчество и ручной труд здесь являются одними из основных реабилитационных методов в работе с детьми.
При всей увлекательности этих процессов, необходимо быть избирательными и последовательными, чтобы не захлестнуть ребенка потоком эмоций и информации, которые неизбежны в любом творческом деле.
Обобщая опыт педагогов и личный опыт работы в реабилитационном центре для несовершеннолетних «Вятушка», мы выделили следующее виды творчества, которые будут полезны ребенку в обычной жизни.
Виды творчества, техники |
Приобретаемые навыки |
Навыки применимые в жизни
|
Аппликация из бумаги «Квилинг», «Бумагапластика», «Декупаж» |
Развитие мелкой моторики, терпеливость, аккуратность, |
Разработка своей дизайнерской открытки, самостоятельное оформление и упаковка подарка на торжественные мероприятия. |
Рисование и Живопись «Точечная роспись», «Монотипия», «Гравюра», имитация техник «Мозаика» и «Витраж» |
Развитие воображение, перспективы, фантазии, восприятие цветовых оттенков. |
Участие в выставках, олимпиадах, творческих конкурсах. Украшение и декорирование интерьера. |
Лепка из теста, глины. «Поделки из папье–маше» |
Развитие мелкой моторики, объем пропорции, стабилизация психоэмоционального состояния ребенка |
Тематическое оформление праздничных столов, эстетическая подача кулинарных изделий. |
Изделия из ткани «Батик», «Аппликация из ткани», «Роспись по ткани» |
Усидчивость, готовность работать по инструкции (саморегуляция) контроль своего поведения (самоконтроль), |
Украшение одежды, оформление интерьера.
|
При планировании любого занятия педагог беседует со специалистами реабилитационного центра: психологом, врачом и воспитателем, для выявления особенностей детей. Психоэмоционального фона каждого ребенка и группы в целом, умственных и творческих способностей ребенка, присутствуют ли отклонения от норм поведения. В дальнейшем это поможет правильно спланировать рабочий процесс. Рассмотрим пример одного занятия.
Название занятия «Разработка коллажа в технике аппликация с использованием текстильных материалов»
Аннотация занятия: для мотивации к ручному труду и качественному выполнению изделия, художественные объекты должны быть полезны и применимы в дальнейшей жизни. Продолжительность занятия должна составлять не более 30 минут, так как у детей низкая работоспособность и усидчивость. Стоит учитывать, что дети в реабилитационном центре имеют разновозрастные границы от 9 до 15 лет. В стационарном отделении ребята делятся на группы мальчиков, девочек и малышей. Таким образом, для проведения занятия могут использоваться следующие формы работы с детьми: Коллективная форма-помогает создавать интересные многоплановые и красочные композиции, положительно влияет на нравственно-эстетическое развитие ребенка. Индивидуальная форма - показывает уровень творческих способностей. Дает возможность выстроить занятие под особенности ребенка.
В работе используется минимальный набор безопасных художественных инструментов: кисти, карандаш, канцелярский ножик, ножницы. Предварительно проводится инструктаж пользования каждым инструментом. Техника аппликации хорошо подходит для разновозрастных детей. Но стоит учитывать, что не все дети способны к самотворчеству, на этот случай педагог должен иметь в наличии заготовленный комплект материалов по данному занятию.
Цель: сформировать практические и творческие навыки работы с текстильными материалами и художественными инструментами для дальнейшего применения в жизни.
Задачи:
- развивать творческие способности и наглядно образное мышление;
- формировать навыки работы индивидуально и в коллективе;
- сформировать навыки грамотного и полезного использования информационных технологий (создание презентация, работа с текстом, изображениями)
Ход занятия:
Учитывая рекомендуемую продолжительность практической работы детей, занятие можно разделить на следующие этапы:
1) проводится беседа и анализ задания, инструктаж техники безопасности;
2) создание декоративного рисунка на заданную тему с использованием изобразительной техники (мозаика, витраж). В том случае если ребенок затрудняется, выполнять творческую работу ему предлагается заготовленный шаблон работы;
3) выполнение коллажа из текстильных материалов.
На первом этапе демонстрируется презентация по технике выполнения коллажа из ткани. Детям демонстрируются примеры готовых изделий.
На втором этапе ребята приступают к работе над эскизом. Педагог провод индивидуальную работу при создании декоративного изображения. Уточняются ошибки и композиционное решение будущего коллажа. Для работы ребята используют альбомные листы А4 для рисования, гуашевые краски и кисти, карандаши, фломастеры. Цель данного занятия разложить придуманный рисунок на конкретные цвета: синий, желтый, зеленый и т.д. Декоративный рисунок выполняется с имитацией мозаики или витража. Такая техника выполнения в дальнейшем облегчит подбор кусочков фактурных тканей.
Третий этап – подбор материалов и непосредственное выполнение работы. Через копирку, обводя только контурные линии, работа переносится на картон формата А3 (с учетом отступа для рамки). Вырезаются и наклеиваются кусочки ткани по форме в соответствии с заданным эскизом. В завершении работы с ребятами проводится рефлексия своего изделия.
Анализ занятия и его результаты:
Подобные занятия подтверждают эффективность социокультурной реабилитации. У детей появляется заинтересованность в создании качественного изделия, эстетичное оформление своей работы. Создавая коллаж, используя текстильные материалы, у детей появляется аккуратность, развиваются навыки плоскостного изображения предметов быта, природы и животных, а так же проектирование предметов на плоскости. Выполнения работу поэтапно в дальнейшем ребенок сможет спланировать и организовать свою деятельность самостоятельно.
Использование ручного труда выводит трудных детей на социореализацию, т.е. они более бережно относятся к изделиям, которые сами создавали т.к. видят в дальнейшем возможность обучения на профессию.