«Безбрежна и прекрасна культура всякого народа.
Есть закон человеческой природы и культуры,
все великое может быть сказано человеком
или народом только по-своему,
и все человечное родиться
именно в лоне национального опыта, уклада и духа».
И.А.Ильин
«Толерантность» слово, недавно вошедшее в использование в речи россиянина. Проблема межнациональных отношений и межэтнической толерантности в современной России относится к числу актуальных. Ведь именно такая Великая держава, как Россия, является одним из крупнейших многонациональных государств современного мира. Страна объединила разные национальности, обладающие своей неповторимой культурой. Однако, участившиеся в последние годы акты насилия, терроризма, нетерпимости, обострили межрелигиозные, межнациональные и другие конфликты. Люди все больше приходят к пониманию того, что бескомпромиссность и непримиримость должна уступить место более высоким ценностям – умению находить взаимоприемлемые решения, предотвращать назревающие и преодолевать существующие конфликты.
Сегодняшнему студенту завтра предстоит в рамках личностной и профессиональной сферы работать над формированием общественных, в том числе и межнациональных, отношений. Поэтому наиболее актуальным становится проведение тематических мероприятий, направленных на развитие национальных культур и народных традиций, совершенствование форм и методов работы со студенческой молодёжью по пропаганде этнических культур, принципов толерантности. Для формирования социокультурной толерантности оптимальным возрастным периодом является юношеский, к которому относится и студенчество. Проблема толерантности в студенческой среде одна из наиболее ярчайших, так как, начиная учиться в университетах, молодежь начинает сталкиваться с большим количеством иностранных людей с другой верой, культурой, внешностью и взглядами на жизнь.
Наилучший способ установления толерантных отношений в студенческой среде – совместная деятельность, причем, желательно не соревновательная, а коллективная. Студенческая группа является тем самым коллективом, где ребята постоянно находятся плечом к плечу, вместе учатся и сдают сессию, участвуют в общественной жизни факультета, университета и т.д., объединяясь по интересам, предпочтениям с учетом своих жизненных позиций. Несомненно, это объединяет студентов.
Толерантность – интегрированное качество, которое проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям. В то же время, опыт показывает, что человек может быть толерантным в отношениях с близкими, знакомыми, но при этом пренебрежительно и нетерпимо относиться к людям другой веры или национальности. В этой связи, на наш взгляд, можно говорить о межличностной, социальной, национальной толерантности и веротерпимости. Межличностная толерантность проявляется по отношению к конкретному человеку; социальная - к конкретной группе, обществу; национальная - к другой нации; веротерпимость - к другой вере. Безусловно, все эти аспекты должны быть учтены при планировании работы, направленной на воспитание толерантности у студента.
В данной статье мы покажем опыт работы с многонациональным студенческим коллективом. На всех этапах работы с группой, где представлены разные национальности, независимо от возраста студента необходимо продумывать практические меры, чтобы детям легче было преодолеть в себе национальную замкнутость, ориентироваться на повышение культуры общения всего студенческого коллектива.
Ввиду того, что коллектив студентов факультета технологий, инжиниринга и дизайна ВятГУ многонациональный по своему составу, для воспитания толерантности к представителям народов и приобщения к культурам и традициям разных национальностей на факультете проводятся кураторские часы в форме мастер-классов. В рамках кураторских часов происходит знакомство с этнографическими знаниями о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, искусства, художественных промыслов, праздников, которые являются неотъемлемой частью жизни каждого народа. В них отражаются психологические черты, присущие народу, его самобытность, уклад жизни. Наибольший интерес у студентов во время проведения кураторского часа вызывает совместная практическая деятельность по выполнению объектов, характерных для национальной культуры обучающихся студентов.
Мастер-класс на сегодняшний день является одной из эффективных форм интерактивного обучения и обмена опытом. В живом неформальном общении студенты учатся уважительно относиться к представителям различных национальностей, вероисповеданий и взглядов, преодолевается национальная замкнутость.
Студенческий коллектив факультета представлен русскими, чеченцами, таджиками, марийцами, удмуртами, украинцами. Задача национальной студенческой группы раскрыть уникальность своего народа и через мастер-класс приобщить к национальной культуре. Опишем последовательность проведения одного из них со студентами, обучающимися по направлению подготовки «Конструирование изделий легкой промышленности».
На первом этапе проведения мастер-класса была показана презентация, дающая представление о традициях и известных представителях национальностей, представленных в студенческой группе (марийцы, русские, таджики, чеченцы).
На следующем этапе мероприятия организована индивидуальная работа с участниками мастер-класса. Для этого студенты разделились на 3 подгруппы. Каждая подгруппа работала со студентом, который выполнял роль «профессионала», и руководил работой при выполнении творческого задания. Первая группа выполняла аппликацию таджикского национального платка. Первоначально у всех были совершенно одинаковые трафареты орнамента, и каждый выполнял одни и те же действия, но, тем не менее, узор у всех получился разный. Почему так получилось? После обсуждения, выяснили, что все разные, не похожи друг на друга, каждый уникален.
Вторая группа училась повязывать платок на голову различными способами в традициях чеченских женщин. Третья ‑ завязывать пояс с элементами стилизации в русских традициях. Затем группы менялись. В итоге каждый студент выполнил три творческих задания. Завершился мастер-класс угощениями национальных блюд, приготовленных студентами.
Участники мастер-классов выразили общее мнение о необходимости проведения таких мероприятий, чаще организовывать встречи и знакомиться с традициями и обычаями разных народов в активной творческой деятельности.
Как было отмечено выше, наилучший способ установления толерантных отношений – совместная деятельность. Поэтому основной акцент был сделан на проведение мастер-классов среди студентов учебной группы факультета технологий, инжиниринга и дизайна. Во время участия в мастер-классах студенты не только обогащают свои знания, но и приобретают практические умения и навыки, необходимые в жизни, учатся общаться. Самым важным преимуществом является то, что у студентов в процессе совместной творческой работы повышается интерес к будущей профессиональной деятельности [1], быстрее приобретаются навыки и самое главное, развивается толерантное мышление.
Проведение подобных мероприятий помогает студенту, почувствовать себя в коллективе, не быть изгоем, не быть лишним, чтобы каждый был услышан, понят, принят таким, какой он есть. При этом, очень многое зависит от каждого преподавателя учебного заведения, от его личной позиции в решении проблемы межконфессионального общения, от профессионализма в подходе к данному вопросу в учебной и во внеучебной работе.