Современная система образования предлагает огромный выбор технологий и методов для организации системно – деятельностного подхода как методологической основы реализации требований ФГОС.
Перед нами встала задача – выбрать из всего многообразия технологий и методов такие, которые бы в полной мере способствовали формированию:
- универсальных учебных действий
- сохранению здоровья учащихся
- повышению мотивации
- росту качества обученности учащихся
Одним из таких технологий обучения является Технология интеллект - карт, которая позволяет формировать УУД и развивать следующие ключевые компетенции:
- Когнитивные
- Деятельностные
- Творческие
- Мировоззренческие
Цель исследования: формирование универсальных учебных действий младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
- Изучить методическую литературу по данной технологии (Гузеев В.В.);
- Развивать когнитивное мышление, умение работать с информацией, систематизировать, преобразовывать информацию;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- Научить учащихся создавать интеллект-карты и применять их в практике.
Объект исследования: формирование универсальных учебных действий у младших школьников.
Предмет исследования: Технологии интеллект-карт .
Гипотеза:
Интеллект-карта - это инструмент, позволяющий учащимся:
- эффективно обрабатывать и структурировать информацию;
- мыслить, используя весь свой интеллектуальный и творческий потенциал.
Новизна работы: технология интеллект-карт является одной из инновационных технологий, позволяющих наиболее успешно развивать УУД у младших школьников как в учебной, так и во внеурочной и внеклассной работе.
Ожидаемые результаты:
- формирование ключевых компетенций учащихся;
- организация самостоятельной и исследовательской деятельности учащихся;
- развитие пространственного, когнитивного, творческого мышления, познавательных способностей учащихся;
- навыки, приобретенные обучающимися при работе по данной технологии, станут тем фундаментом, на котором сформируется личность, способная мыслить творчески, созидать разумно, воспринимать объективно постоянно меняющийся мир.
Методическая и практическая ценность:
Технология интеллект-карт является универсальной и её применение на уроках и во внеурочной деятельности:
- расширяет возможности творчества как учителя, так и учеников;
- повышает учебную мотивацию;
- способствует повышению качества обученности;
- позволяет создать ситуацию успеха каждому ребенку.
Интеллект-карты – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления.
Для более эффективного применения данного метода обучения необходимо следовать трём принципам:
1. «Принимай» – сначала внимательно изучи все достоинства интеллект-карт, правила и инструкции по их созданию;
2. «Применяй» – начни применять эту технологию, составь не меньше 100 интеллект-карт;
3. «Приспосабливай» – пропусти эту технологию через себя, совершенствуй свои навыки.
Интеллект-карты имеют следующие отличительные свойства:
- наглядность
- привлекательность.
- своевременность
- запоминаемость
- творчество
- возможность пересмотра
Этапы составления интеллект-карт:
1 этап - определение объекта изучения (центрального образа интеллект-карты), подбор ассоциаций (запись любых слов, образов, символов, пришедших в голову при взгляде на центральный объект карты);
2 этап - построение первичной интеллект-карты
В центре листа рисуется центральный образ (объект изучения), символизирующий основную идею. Основные темы и идеи, связанные с объектом изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей первого и второго уровней. На каждой линии записывается одно ключевое слово. Везде, где возможно, добавляются рисунки, символы и другая графика, ассоциирующиеся с ключевыми словами. Наносятся стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках. Для большей понятности нумеруются ветки и добавляются ореолы. По возможности используется максимальное количество цветов;
3 этап - «Реконструкция и ревизия»:
- повторный подбор свободных ассоциаций
- пересмотр интеллект-карты
- проверка способности к вспоминанию информации, содержащейся в интеллект-карте;
4 этап - защита проекта.
С введением ФГОС учитель должен научить ребёнка добывать информацию самостоятельнои использовать её. Поэтому мы используем интеллект-карты в урочной и во внеурочной деятельности.
Как же дети создают интеллект-карты? В центре листа рисуют центральный образ (объект изучения), символизирующий основную идею. Основные темы и идеи, связанные с объектом изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей первого и второго уровней. На каждой линии записывают одно ключевое слово. Везде, где возможно, добавляют рисунки, символы и другую графику, ассоциирующиеся с ключевыми словами. Наносят стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках, нумеруют ветки и добавляют ореолы.
Результаты:
По диаграммам видно, что использование технологии интеллект-карт повышает уровень универсальных учебных действий у младших школьников.
А также повышает уровень качества обучения школьников.
Вывод
Технология интеллект-карт способствует формированию у учащихся УУД.
Учащиеся учатся :
- фиксировать затруднения в собственной деятельности, осуществлять поиск необходимой информации.
- сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать свое мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве.
- обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом
- строить логическое рассуждение
- структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
- создавать интеллект-карты