Полный текст статьи
Печать

Современная система образования предлагает огромный выбор технологий и методов для организации системно – деятельностного подхода как методологической основы реализации требований ФГОС.

Перед нами встала задача – выбрать из всего многообразия технологий и методов такие, которые бы в полной мере способствовали формированию: 

- универсальных учебных действий

- сохранению здоровья учащихся

- повышению мотивации

- росту качества обученности учащихся

Одним из таких технологий обучения является Технология интеллект - карт, которая позволяет  формировать УУД и развивать следующие ключевые компетенции:

- Когнитивные

- Деятельностные

- Творческие

- Мировоззренческие

Цель исследования: формирование  универсальных учебных действий  младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.

Задачи исследования:

  1. Изучить методическую литературу по данной технологии (Гузеев В.В.);
  2. Развивать когнитивное мышление, умение работать с информацией,  систематизировать, преобразовывать информацию; 
  3. устанавливать причинно-следственные связи;
  4. Научить учащихся создавать интеллект-карты и применять их  в практике.

Объект исследования: формирование универсальных учебных действий у младших школьников.

Предмет исследования: Технологии интеллект-карт .

Гипотеза:

 Интеллект-карта - это инструмент, позволяющий учащимся:

- эффективно обрабатывать и структурировать информацию;

- мыслить, используя весь свой интеллектуальный и творческий потенциал.

Новизна работы: технология интеллект-карт является одной из инновационных технологий, позволяющих наиболее успешно развивать УУД у младших школьников как в учебной, так и  во внеурочной и  внеклассной работе.

Ожидаемые  результаты:

- формирование ключевых компетенций учащихся;

- организация самостоятельной и исследовательской деятельности учащихся;

- развитие пространственного, когнитивного, творческого  мышления, познавательных способностей учащихся;

- навыки, приобретенные обучающимися при работе по данной технологии, станут тем фундаментом, на котором сформируется личность, способная мыслить творчески, созидать разумно, воспринимать объективно постоянно меняющийся мир.

Методическая и практическая ценность:

Технология интеллект-карт является универсальной и её применение на уроках и во внеурочной деятельности:

- расширяет возможности творчества как учителя, так и учеников;

- повышает  учебную мотивацию;

- способствует повышению качества обученности;

- позволяет создать ситуацию успеха каждому ребенку.            

Интеллект-карты – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления.

              Для более эффективного применения данного метода обучения необходимо следовать трём принципам:
1. «Принимай» – сначала внимательно изучи все достоинства интеллект-карт, правила и инструкции по их созданию;

2. «Применяй» – начни применять эту технологию, составь не меньше 100 интеллект-карт;

3. «Приспосабливай» – пропусти эту технологию через себя, совершенствуй свои навыки.

Интеллект-карты имеют следующие отличительные свойства:

- наглядность

- привлекательность.

- своевременность

- запоминаемость

- творчество

- возможность пересмотра

Этапы составления интеллект-карт:

1       этап - определение объекта изучения (центрального образа интеллект-карты), подбор  ассоциаций (запись любых слов, образов, символов, пришедших в голову при взгляде на центральный объект карты);

2       этап - построение  первичной интеллект-карты

В центре листа рисуется центральный образ (объект изучения), символизирующий основную идею. Основные темы и идеи, связанные с объектом изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей первого и второго уровней. На каждой линии записывается одно ключевое слово. Везде, где возможно, добавляются рисунки, символы и другая графика, ассоциирующиеся с ключевыми словами. Наносятся  стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках. Для большей понятности нумеруются ветки и добавляются ореолы. По возможности используется максимальное количество цветов;

3       этап - «Реконструкция и ревизия»:

- повторный подбор свободных ассоциаций

- пересмотр интеллект-карты

- проверка способности к вспоминанию информации, содержащейся в интеллект-карте;

      4 этап - защита проекта.

С введением ФГОС учитель должен научить ребёнка добывать информацию самостоятельнои использовать её. Поэтому мы используем интеллект-карты в урочной и во внеурочной деятельности.

Как же дети создают интеллект-карты? В центре листа рисуют центральный образ (объект изучения), символизирующий основную идею. Основные темы и идеи, связанные с объектом изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей первого и второго уровней. На каждой линии записывают одно ключевое слово. Везде, где возможно, добавляют рисунки, символы и другую графику, ассоциирующиеся с ключевыми словами. Наносят стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках, нумеруют ветки и добавляют ореолы.  

Результаты: 

                                                

По диаграммам видно, что использование технологии интеллект-карт повышает уровень универсальных учебных действий у младших школьников.

А также повышает уровень качества обучения школьников. 

 Вывод 

Технология интеллект-карт способствует формированию у учащихся УУД.

Учащиеся учатся :

- фиксировать затруднения в собственной деятельности, осуществлять поиск необходимой информации.

- сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать свое мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве.  

- обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом

- строить логическое рассуждение

- структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

- создавать интеллект-карты