Полный текст статьи
Печать

Семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Детско-родительские отношения состоят из нескольких подсистем семейных отношений,  рассматриваемых, как составляющие системы межличностных отношений человека.

Рождение психически или физически неполноценного ребенка всегда связано с сильнейшими эмоциональными переживаниями родителей. Семья переживает целый ряд кризисов и проблем, которые В. В. Ткачева характеризует, как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик  [1].

Мощное негативное влияние на семейную систему оказывает рождение ребенка с интеллектуальными нарушениями. Умственно отсталые дети  весьма разнородны. Они характеризуются разным темпом и разной динамикой психофизического развития.  Системный характер имеет поражения центральной нервной системы (ЦНС), когда в патологический процесс оказываются вовлеченными все стороны психофизического развития ребенка: мотивационно-потребностная, социально-личностная, моторно-двигательная; эмоционально-волевая сфера, а также когнитивные процессы - восприятие, мышление, деятельность, речь, поведение. Последствия поражения ЦНС проявляются в задержке сроков возникновения и незавершенностивозрастных психологических новообразований и, главное, в неравномерности, нарушении целостности психофизического развития [5].

Такие дети требуют постоянного внимания не только в самом раннем детстве, но на протяжении всего дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста. Родители вкладывают свои силы и эмоции в воспитание и развитие таких детей. Помимо этого, каждый возрастной этап прибавляет своих забот.С течением времени накапливается усталость, растет внутреннее напряжение, родителям все сложнее сохранять позитивные детско-родительские отношения.

В семье, в которой воспитывается ребенок с умственной отсталостью, выражены нарушения детско-родительских отношений, которые обусловлены рядом факторов: стрессовостью факта его рождения, нарушающими супружеские отношения, генетическими факторами, отклонениями в развитии ребёнка, трудностями в обучении и воспитании, стилями общения и взаимоотношения в семье и др.  Основная причина этих нарушений связана с неблагопрятной обстановкой в семье и неправильным, ненормативным, возможно, жестоким отношением родителей к детям [6].

Помимо этого, происходят изменения и в супружеских взаимоотношениях. В сознании отца ребенка с недостатками в развитии резко снижается оценка его жены как женщины, так как она родила такого ребенка, что в свою очередь приводит к охлаждению чувств, разводу и уходу из семьи. Лишь в некоторых случаях (при наличии здорового ребенка, рождении второго здорового ребенка, при условии высокого духовно-нравственного развития супругов) на месте остывших чувств может возникнуть жалость к жене, снисхожде­ние к ее трудностям, терпение.

И.С. Багдасарьян (2000) утверждает, что младшие школьники  адекватно воспринимают существующие межличностные отношения в семье, определяя свое место в ее структуре. В случае, если отношения между мужем и женой нарушены, умственно отсталый ребенок замечает это, и для него это является психотравмирующей ситуацией [2].

В исследованиях ученых Багдасарьян, И.С., Игнатьевой Е.А., Ильиных, Ю.В., Ткачёвой В.В. и др. показано, что от того, какие взаимоотношения сложились в семье, каков стиль детско-родительских отношений, зависит - по какому пути пойдет развитие детей данной категории и их дальнейшая социализация [1, 2, 3, 4].

 Отсутствие родительского тепла существенно влияет на   личностную сферу ребенка, формируя вместо позитивно устойчивых черт характера, необходимых для успешной адаптации в социуме, неадекватные личностные характеристики. Родительская неадекватность в принятии ребенка с умственной отсталостью, отвержение ребенка, недостаточность в эмоционально-теплых отношениях провоцируют развитие у детей негармоничных форм взаимодействия с социальным миром и формируют дезадаптивные характерологические черты личности. Тогда как теплые отношения в семье, позитивная безусловная поддержка ребенка способствуют сглаживанию личностных черт, ощущению комфорта у подростка, его социальной адаптации.

Нарушения отношений в ту или иную сторону (диктаторство,  отвержение, потворствование и пр.), негативно влияет на эмоциональное состояние ребенка, ведет к формированию конфликтной и агрессивной позиции, дистанцированию ребенка от родителей.

Любое нарушение в системе детско-родительских отношений повышает эмоциональный дискомфорт подростка, вызывает негативное восприятие родительского отношения, выражается в агрессивных, протестных действиях подростка.

Нарушение отношения к ребенку со стороны одного или обоих родителей является фактором риска и может способствовать развитию у него дезадаптации.

Противоречие между восприятием родителями ребенка как имеющего нарушение в  своем интеллектуальном развитии и предъявлением к нему требований как к нормально развивающемуся подростку и является чаще всего причиной неэффективных взаимоотношений между родителями и детьми. Как результат – утрата так необходимых детям этого возраста добрых теплых отношений с самыми близкими людьми. В  результате чего, семья с ребенком с умственной отсталостью  часто становится дисфункциональной, т.е. она перестает удовлетворять потребности ребенка в  любви, принятии, эмоциональной поддержке. Особенно, это касается взаимоотношений с отцом, которые в восприятии подростка отдалены и отчуждены от них, он не получает от отца поддержки и необходимого ему внимания. Вместо этого, ребенок получает отчуждение, завышенные требования, игнорирование потребностей в любви и принятии.

              В. В. Ткачева в своем исследовании описывает, что члены семей не демонстрируют общности интересов и целей, проявляются существенные расхождения в понимании семейных ролей между мужем и женой, родителями и детьми, отсутствует чувство духовной близости [1].

 Проведенное  нами исследование в Государственном казённом общеобразовательном  учреждении  «Специальная (коррекционная)   школа

№ 20 г. Оренбурга с детьми, имеющими диагноз легкая степень умственной отсталости и их родителями,  выявило, что детско - родительские отношения в семье характеризуется теми или иными нарушениями, отклонениями.

Основным стилем воспитания умственно отсталых подростков является авторитарный стиль, гиперопека, соседствующий с эмоциональным непринятием и отторжением ребенка.

Большинство умственно отсталых подростков преимущественно положительно относятся к своей матери, но не у всех из них положительное восприятие отца. Именно взаимоотношения с отцом часто становятся источником эмоционального дискомфорта у подростков с умственной отсталостью. 

Также, выявлено, что более важным и эмоционально значимым, комфортным для умственно отсталых подростков, являются отношения с их прародителями.

          Личностные проявления и поведение ребенка не отвечают ожиданиям родителей и, как следствие, вызывают у них раздражение, горечь, неудовлетворенность.

          Важную роль в развитии ребёнка играют родители, умеющие принимать своего ребёнка таким, какой он есть, одобрять его интересы, проводить с ним достаточно много времени, поощрять самостоятельность и инициативу, удовлетворять разумные потребности, заботиться о нем.

Поэтому, чтобы улучшить детско-родительские отношения необходимо рассматривать проблемы ребенка позитивно, с ориентацией на будущее; во всем помогать ему; научиться регулировать свои эмоции, настроения и действия, ведь рядом с ребенком должен постоянно находиться любящий и понимающий его человек.