Трансформация подходов к обучению, воспитанию и развитию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – обучающиеся с ОВЗ) направлено на социализацию личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения в современных социально-экономических условиях. Одним из путей решения этой проблемы является инклюзивное образование, обеспечивающее равные права, доступность, возможность выбора подходящего образовательного маршрута для любого ребенка вне зависимости от его физических и других возможностей.
Российское общество постепенно приходит к пониманию того, что коллективное обучение детей с ОВЗ и сверстников условной нормы имеет большое значение, как для первой, так и для второй группы. Одним из основных положений инклюзивного образования является признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку.
Важным условием результативной работы образовательной организации в области развития инклюзивной теории и практики является эффективное управление всем процессом включения обучающегося с ОВЗ и его семьи в общеобразовательную среду [1].
Анализ сложившейся ситуации позволяет сделать вывод, что данный процесс при реализации на практике является сложным и весьма противоречивым, так как пока еще не выработаны четкие, понятные управленцам и педагогам-практикам механизмы, позволяющие эффективно решать вопросы по включению обучающихся с ОВЗ в образовательную среду. На сегодня многие злободневные проблемы организации инклюзивного образования субъекты РФ вынуждены решать самостоятельно, нередко в ситуации ограниченности финансовых ресурсов.
Одной из таких проблем является условия привлечения специалистов (тьютор и др.), имеющих соответствующие умения и навыки по работе с детьми с ОВЗ. По нашему мнению, ситуацию осложняет тот факт, что например, многие образовательные организации, находящиеся в сельской местности объективно не имеют возможностей по созданию специальных условий для пребывания там детей с ОВЗ.
Между тем, образовательной организации, работающей в условиях инклюзии необходимо предоставить всем обучающимся как возможности для получения качественного образования, так и для полноценной социальной жизни, активного участия в делах коллектива группы (класса), учреждения, в целом, обеспечивая тем самым, плодотворное сотрудничество всех субъектов образовательного процесса [2].
Создание системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ можно рассматривать как одно из основных условий и составляющих успешности инклюзии.
На сегодня основная задача состоит в том, чтобы на основе существующего опыта в области образования обучения и воспитания детей с ОВЗ создать оптимальную и результативную систему психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования в учреждениях разных типов и видов.
Анализ современной научной литературы по проблеме психолого-педагогического сопровождения позволяет сделать вывод о том, что у исследователей еще не сложился единый методологический подход к определению сущности данного процесса (таблица 1).
Таблица 1
Содержание понятия «психолого-педагогическое сопровождение»
Исследователи
|
Понятие «психолого-педагогическое сопровождение» |
Е.В. Казакова |
мультидисциплинарный метод, обеспечиваемый единством усилий педагогов, психологов, социальных и медицинских работников |
Р.М. Битянова |
вся система деятельности специалистов |
Н.С. Глуханюк |
общий метод работы |
Р.В. Овчарова |
одно из направлений и технология профессиональной деятельности психолога и педагога образовательного учреждения |
Д.З. Ахметова, З.Г. Нигматов, Т.А. Челнокова, Г.В. Юсупова и др. |
гибкий длительный динамический процесс, предполагающий целостную, организованную и системную деятельность специалистов «помогающих профессий», направленную на создание условий для успешного функционирования участников единого образовательного пространства |
В современных теоретических подходах к организации психолого-педагогического сопровождения в условиях инклюзивного образования основной акцент делается на том, что необходимо создать такую систему действий, при которой объединение в одном классе (группе) детей с нормальным развитием и детей с особенностями психофизического развития, оказывает содействие полноценному участию последних в жизни класса (группы) [3].
Анализ научных работ и педагогической практики по заявленной проблеме позволяет выделить принципы психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса в образовательной организации: системность; единство диагностики и коррекции; индивидуальный подход; обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса; междисциплинарное взаимодействие в команде специалистов сопровождения [3, 4].
В инклюзивном образовании психолого-педагогическое сопровождение как система деятельности специалистов (дефектолога, психолога, социального педагога, тьютора и др.) охватывает: обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с условно нормативным развитием, их родителей, а также педагогов, участвующих в инклюзивной практике [3].
Свою деятельность специалисты службы сопровождения осуществляют на основе рекомендаций психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК), которые подлежат обязательному учету при создании специальных условий образования для ребенка с ОВЗ.
Следует заметить, что в процессе психолого-педагогического сопровождения важно получить информацию о наличии или отсутствии статуса «ребенок с ОВЗ»: прошел или не прошел ПМПК, а также наличие или отсутствие инвалидности.
Службы сопровождения, определяя стратегию и тактику деятельности, программу работы специалистов учитывают:
- возможности образовательной среды образовательной организации для обучения и развития в соответствии с требованиями к уровню развития обучаемого с ОВЗ;
- проблемы создания эмоционально благоприятного климата в педагогическом, детском и родительском коллективах;
- особенности диагностики психического, личностного и социального развития обучаемого с ОВЗ;
- специфику реализации программ коррекционно-развивающей направленности в индивидуально-групповых занятиях.
В этой связи заметим, что к специалистам служб сопровождения, работающих в условиях инклюзии в образовательной организации, предъявляются достаточно высокие профессиональные требования: наличие соответствующего высшего образования, квалификация по профилю деятельности. Такой специалист не только должен владеть методиками диагностики, консультирования, коррекции, обучения и развития обучающихся с ОВЗ, но и обладать способностью к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на их разрешение, соорганизацию в этих целях участников образовательного процесса.
Концептуальными ориентирами сопровождения являются не столько преодоление неуспешности в обучении, сколько решение проблем социальной адаптации обучающихся с ОВЗ, а также комплексное, гибкое и оперативное решение проблем, возникающих при инклюзивном обучении ребенка с ОВЗ.
На сегодняшний день выделяют два основных направления психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ: 1) актуальное, ориентированное на решение уже имеющихся трудностей; 2) перспективное, ориентированное на профилактику отклонений в обучении и развитии [5].
В условиях инклюзивного образования психолого-педагогическое сопровождение организуется, и индивидуально и фронтально. На основе анализа ряда работ ученых (М.Р. Битянова и др.) можно определить алгоритм создания и реализации программы индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ в образовательной организации:
1) Осуществление входной диагностики.
2) Организация психолого-медико-педагогического консилиума.
3) Составление индивидуального образовательного маршрута.
4) Разработка адаптированной образовательной программы.
5) Реализация индивидуального образовательного маршрута.
6) Проведение повторной диагностики (динамическая диагностика).
7) Анализ и оценка результатов сопровождения.
8) Разработка стратегии и тактики дальнейшего сопровождения [5].
В условиях инклюзивной практики актуальным является использование возможности моделирования программ психолого-педагогического сопровождения как процесса определения проблемы ребенка с ОВЗ и поиска наиболее эффективных путей ее решения. Моделирование позволяет оперативно и гибко регулировать степень включенности и взаимодействия тех специалистов, в помощи которых нуждается ребенок.
Одно из направлений инклюзивной практики психолого-педагогическое сопровождение семей, обучающихся с ОВЗ. Очевидно, что любая семья, имеющая ребенка с отклонениями в развитии, нуждается в сопровождении. С момента появления «особого» ребенка его родители, находятся в условиях постоянного напряжения, что нередко приводит к формированию феномена инвалидизации семьи и возникновению дополнительных сложностей социокультурной адаптации. При планировании программы сопровождения необходимо учитывать особенности семьи ребенка с ОВЗ, ее воспитательный потенциал [6].
Таким образом, процесс психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях инклюзии – это сложный многоуровневый динамический процесс, основанный на тесном мотивированном взаимодействии специалистов различных профилей, педагогов и семьи «особого» ребенка. Данный вид сопровождения можно рассматривать как систему деятельности коллектива образовательной организации, направленную на оказание превентивной и оперативной помощи обучающимся с ОВЗ в решении их индивидуальных проблем, связанных с: физическим и психическим здоровьем; успешным продвижением в обучении, воспитании и развитии; эффективной межличностной коммуникацией; жизненным и профессиональным самоопределением.