Полный текст статьи
Печать

Основные принципы,  положения, цели, задачи получения образования детьми с ограниченными здоровья показаны в «Конвенции о правах ребенка» Организации объединенных наций,  в Протоколе №1 «Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод». В статье двадцать четвертой Конвенции пишится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

Накоплен международный опыт по созданию равных условий в получении качественного образования и социальной инклюзии для всех детей. Среди стран с наиболее совершенными законодательствами можно выделить Великобританию, США, Швецию, Испанию, ЮАР, Данию, Канаду, Кипр и Бельгию. В  этих и многих других странах инклюзивное образование существует уже 30-40 лет [2].  

Для наших же педагогов словосочетание «инклюзивное образование» звучит непривычно, воспринимается как западное влияние, не имеющее отношение к российскому образованию. Между  тем, в 2012 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». Инклюзивное образование  закрепляется законом «Об образовании в Российской Федерации», условия реализации инклюзивного образования  сформулированы в новых Федеральных образовательных стандартах. Но самое главное – инклюзивное образование становится все более привлекательным для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, и они все чаще приводят своих детей в средние общеобразовательные школы для совместного обучения с нормальными детьми. Учителя начальных классов уже после начала учебного года отмечают, что не всем детям легко удается адаптироваться в школе, у многих возникают проблемы в образовании (задания не выполняет, не слышит обращенную речь педагога, ходит по классу, не может усидеть на месте, вскакивает). В связи с этим и после адаптационного периода ребенок продолжает испытывать трудности, и у учителя возникают проблемы в обучении, общении и взаимодействии с таким ребенком. Возможно, учитель захочет обратиться к администрации школы и попросит «перевести» ребенка из класса.

Но… «убрать» ребенка из школы по закону невозможно, если родители настаивают на обучении в этом учреждение. Набирает силу родительское движение. Что тогда делать учителю?  Необходимо педагогу также начать адаптироваться к новым условиям обучения. Следует на своих учеников смотреть не в целом, а видеть конкретно каждого ребенка с его особенностями, потребностями, возможностями, интересами. Организация инклюзивного образования очень разных детей требует от учителя перестройки методов и тактики. Это и есть основа инклюзивного образования [4].

Инклюзивное образование (воспитание) лиц с ограниченными возможностями здоровья  -  совместное обучение и (или) воспитание в специально созданных условиях, включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья,  должно обеспечивать адаптацию системы образования к уровням подготовки, особенностям развития, способностям и интересам обучающихся (воспитанников); социальную адаптацию; интеграцию  их в общество, включая развитие навыков самообслуживания, подготовку к трудовой и профессиональной, деятельности, семейной жизни.

Таким образом, налицо факт, что инклюзивное образование входит в нашу жизнь. Споры и дискуссии вокруг этой проблемы не умолкают.  В большинстве мнений инклюзивное образование определяется как отдельная методика или совокупность методик обучения. Получается, что понимания инклюзии в образовании как многоуровневого процесса, не присутствует.

Особенностью инклюзивного образования является то, что учитель учитывает разнообразие детей в классе, их особенности, возможности, интересы. В связи с этим возникает необходимость менять формы, методы и технологии психолого-педагогической работы.

Под технологией (от греч. тechno - искусство, мастерство, loqos -наука) понимают совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами.

Предметом технологии психолого-педагогического сопровождения является создание системы обучения, поэтому педагогические технологии следует рассматривать как технологии учебного процесса.

Психолого-педагогическая технология - строгое научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий; систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса.

Применяемые в инклюзивной практике на уровне начального общего образования педагогические технологии отличаются доступностью и проверяемостью в методах организации учебного процесса, позволяющих достичь диагностично заданных целей обучения [3].

 Технология психолого-педагогического сопровождения опирается на междисциплинарное взаимодействие субъектов образовательного процесса, обеспечивающее благоприятные условия для их личностного и профессионального развития.

Субъектами сопровождения в инклюзивном пространстве являются:

-ребенок, нуждающийся в создании и реализации специальных образовательных условиях;

- другие дети класса, группы, школы, ДОО;

-родители ребенка с ограниченными возможностями здоровья и родители других нормальных детей;

- педагогический коллектив и администрация.

Технологии психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики, в свою очередь, должны опираться на:

- знание этапов и закономернов нормативного онтогенеза в различные возрастные периоды;

- понимание психологических задач каждого конкретного возрастного периода, а не навязанных обществом нормативов обучения;

- специфику психического развития детей с различными отклонениями в развитии, с опорой на понимание механизмов и причин возникновения этих особенностей;

- знание клинических проявлений того или иного варианта психического дизонтогенеза и возможностей медикаментозной поддержки;

- учет различных образовательных задач внутри каждой ступени образования;

- знание этапов и закономерностей развития взаимодействия в детском сообществе в различные возрастные периоды.

Любая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям — критериям технологичности, которыми являются:

  • · Концептуальность — опора на определенную научную концепцию.
  • · Системность — технология должна обладать всеми признаками системы.
  • · Управляемость — диагностическое целеполагание, планирование и проектирование процесса сопровождения.
  • · Эффективность — эффективность результатов, конкурентоспособность и оптимальность ресурсных затрат.
  • · Воспроизводимость — возможность применения технологии в других образовательных организациях.

     Основные технологии психолого-педагогического сопровождения:

- построение адекватной возможностям ребенка последовательности и глубины подачи программного материала в контексте адаптации образовательной программы для различных категорий детей с ОВЗ по каждой отдельной компетенции или предмету;

- технологии проведения междисциплинарных консилиумов специалистов, что в свою очередь способствует выстраиванию приоритетов и определению стратегии медицинского и психолого-педагогического сопровождения как в конкретные моменты, так и на длительные периоды, а также оценке эффективности той или иной стратегии сопровождения;

- технологии выделения детей группы риска по различным видам дизадаптации (образовательной и/или поведенческой);

- технологии оценки особенностей и уровня развития ребенка, с выявлением причин и механизмов (психологической, клинической и педагогической типологизации состояния ребенка) его проблем, для задач создания адекватной абилитации и сопровождения ребенка и его семьи;

- технологии оценки внутригрупповых взаимоотношений, для решения задач сопровождения всех субъектов инклюзивного образовательного пространства, формирования эмоционального принятия и группового сплочения;

- технологии собственно коррекционно-развивающей работы с включаемыми детьми и, при необходимости, с другими субъектами инклюзивного образовательного пространства;

- технологии психокоррекционной работы с различными участниками образовательного процесса (педагогами, специалистами, родителями, старшеклассниками, администрацией), в том числе и крайне специфической психологической работы с родительскими и учительскими ожиданиями [1].

Эффективно и качественно вся система психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ может осуществляться только при наличии команды специалистов сопровождения, объединенных в психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения. Это является одним из организационно-педагогических условий реализации инклюзивного образования.

Психолого-медико-педагогический консилиум - это постоянно действующий, объединенный общими целями, скоординированный коллектив специалистов, реализующий психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в соответствии с индивидуальной образовательной программой, а также осуществляющий сопровождение всех субъектов инклюзивной образовательной среды. В состав специалистов ПМПк образовательного учреждения кроме специалиста, организующего и координирующего всю работу по сопровождению и реализации прописанного психолого-медико-педагогической консультации образовательного маршрута, психолога, логопеда и дефектолога могут входить специалисты, непосредственно работающие с ребенком - воспитатели или учителя, тьютор, социальный педагог, педагог группы продленного дня, педагоги дополнительного образования, медсестра или приглашенный на основе договора врач. Председателем ПМПк может быть назначен руководитель службы психолого-педагогического сопровождения, завуч по УВР или, иной администратор.

К основным задачам консилиума образовательного учреждения следует отнести:

- определение тактики и технологий коррекционно-развивающей работы специалистов, включая режимные моменты оказания специализированной помощи ребенку с ОВЗ, и необходимость проведения тех организационных мероприятий, которые будут способствовать адаптации включенного ребенка в детской среде и образовательном учреждении в целом;

- реализация и динамическая оценка эффективности предпринимаемых мероприятий по отношению к процессам социальной и образовательной адаптации ребенка, его истинному включению в детское сообщество в целом;

- экспертные задачи по изменению образовательной траектории включенного ребенка в самом ОУ, (при согласии родителей. Если подобные решения являются прерогативой ПМПК (например, при необходимости перехода в другое образовательное учреждение или на иную форму получения образования), то ПМПк просит родителей или законных представителей ребенка обратиться на ПМПК с соответствующими рекомендациями ПМПк образовательного учреждения;

- закономерности по выделению детей, не проходивших ПМПК и не имеющих статуса «включенный», но, нуждающихся в специализированных образовательных условиях и помощи со стороны специалистов для успешной адаптации ребенка и его обучения. Речь идет о выделении детей, которых можно отнести к категории «ограниченные возможности здоровья» и которые нуждаются в организации специальных условий образования, но не имеют пока еще статуса включенного ребенка.;

- задачи по координации взаимодействия специалистов по оказанию дополнительной специализированной помощи детям. В то же время, к одной из основных задач деятельности консилиума следует отнести и координацию деятельности всех участников образовательного процесса (принцип междисциплинарности и скоординированного характера деятельности).    

Деятельность консилиума общеобразовательного учреждения может также быть для удобства представления «разбита» на несколько этапов.

Первый этап консилиумной деятельности заканчивается составлением индивидуальных заключений каждым специалистом консилиума. В соответствии с принципом индивидуально-коллегиального обследования после проведения индивидуальных обследований специалисты проводят коллегиальное обсуждение полученных результатов с одновременным «прописыванием» рекомендаций и определением «контуров» индивидуальной образовательной программы.

Второй этап. К этому  этапу можно отнести разработку индивидуальной образовательной программы, ее основных компонентов, в первую очередь, особенностей психолого-педагогического сопровождения ребенка, нуждающегося в создании для него специальных образовательных условий.

Третьим этапом деятельности специалистов консилиума является реализация решений школьного консилиума - реализация индивидуальной образовательной программы, включающей в себя коррекционные и развивающие занятия специалистов сопровождения, или включения специальной абилитационной, коррекционной помощи в процесс обучения и воспитания ребенка, то есть все составные элементы, определяющие психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ. Своеобразным завершением этого этапа работы каждого специалиста является динамическое обследование или итоговое обследование [4, 5].

Результаты деятельности отражаются в соответствующем заключении специалистов по оценке динамики развития и адаптации ребенка. Таким же итогом следует рассматривать и оценку адаптированности других детей к включению в их сообщество «особого» ребенка. Важным аспектом деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума является форма взаимодействия специалистов.                                                           

Совместные междисциплинарные консилиумные разборы вовсе не исчерпывают и не формализуют деятельность специалистов по обсуждению стратегии, конкретных шагов и тактик помощи ребенку с ОВЗ или другим детям инклюзивной группы или класса. Скорее наоборот, такая форма работы специалистов позволяет «запустить» процессы консультирования специалистами педагогов и воспитателей и наоборот, позволяя понять ценность каждого специалиста и значимость его видения выхода из конкретной проблемной ситуации.