Полный текст статьи
Печать

Сегодня происходит повсеместная информатизация жизни, и использование высоких технологий стало неотъемлемой частью профессиональной деятельности во многих областях производства, бизнеса и т.д. Современный работодатель предъявляет все большие требования к выпускнику образовательного заведения: умение самостоятельно думать, быстро принимать решения, самостоятельно решать поставленные перед ним проблемы, грамотно излагать свои мысли и идеи, креативно мыслить, и, конечно обладать высокой компьютерной грамотностью. Это влечет за собой  высокие требования к системе образования, в том числе и к профессиональному образованию, т.к. именно ее задача подготовить высококвалифицированного специалиста. 

Ключевым элементом профессионального образования выступает производственное обучение, в ходе которого обучающиеся выполняют практические задания, осваивает профессиональные компетенции, овладевает профессией. Однако, в силу того, что  на производственное обучение  отведено небольшое количество часов, при быстром переходе от одной темы к другой возникают различные трудности. Так, на уроках производственного обучения по профессии «Мастер по обработке цифровой информации»  это приводит к таким проблемам, как недопонимание учащимися некоторых тем, неполное осознание понятийного аппарата, практических умений. Для более глубокого понимания обучающимися сути профессии, активизации мыслительных процессов, формирования профессиональных компетенций нами используются на уроках производственного обучения креатив – технологии.

На занятиях по производственному обучению нами применяются такие технологии как: «кейсы», «синквейн», «круги на воде», «метод проектов», «ромашка вопросов», «неоконченные предложения», «метафоры» и т.д. [1,2].

Для актуализации знаний на уроках производственного обучения мы используем  метод Кейсов. В начале урока  по теме «Работа с диаграммами в   Excel» учащимся необходимо вспомнить и назвать  по несколько  понятий, терминов, слов касающихся  программы Excel. После чего каждый учащийся высказывает свои понятия, и мастер записывает их на интерактивной доске в разном порядке. После чего,  учащимся необходимо выделить объект, который ранее не был изучен на практике. Именно этот выделенный объект  помещается в центре доски, и к нему присоединяются все оставшиеся понятия. Обучающиеся подводятся к теме урока, исходя из выделенного ими объекта.

Применение данного приема позволяет каждому обучающемуся выделить  значимые именно для него понятия. Прием «Кластер» позволяет не только активизировать  лексические единицы в речи обучающихся  и ввести новые, но и, объединив их в связное высказывание, тренировать различные грамматические структуры, в зависимости от поставленной цели.

При повторении пройденного материала или закреплении на занятиях используется метод незаконченных предложений. На интерактивной доске представлены незаконченные высказывания по теме занятия. Студентам необходимо закончить высказывания. Для примера можно привести незаконченные предложения, применяемые нами на занятии по теме «компьютерные сети»:

  1. Простейшая компьютерная сеть может быть получена при наличии….
  2. В зависимости от количества компьютеров, назначения и удаленности компьютерные сети делятся на …….
  3. Компьютерная сеть, в которой все компьютеры равноправны, называется …..
  4. Компьютерная сеть, в которой есть главный компьютер, предоставляющий услуги другим компьютерам, называется…

При проверке знаний  используется домино из пиктограмм программ, которое учащиеся сами разрабатывают в виде проектов, а также кроссворды, головоломки.

При объяснении нового материла  и его закреплении успешно применяется  метод «Круги на воде». На доске записывается «в столбик» изучаемое понятие (явление)  и на каждую букву вместе с учащимися подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. Это похоже на небольшое исследование, которое может начаться в мастерской  и иметь продолжение дома в виде домашнего задания. Этот прием является универсальным средством активизации знаний учащихся, способствует оптимизации речевой деятельности на стадии вызова.

При выполнении практических заданий на уроке используются  индивидуальный метод выполнения заданий, работа в группах, метод проектов. Студенты выполняют задания на создание различных видов проектов по теме  программы, например: подготовка видеоролика по теме «Здоровым быть здорово», анимационного клипа «Правила дорожного движения», «ЗОЖ», мультимедийной презентации по различным темам социального значения, календарь в графических программах, эмблемы, брошюры,  буклеты. 

В ходе работы над проектами  с учащимися проводятся физкультминутки для снятия напряжения,  усталости спины, рук.  Гимнастика для глаз проводиться в виде  компьютерных игр.

На заключительном инструктаже при подведении итогов применяется метод рефлексии - «метафора». Мастер  на доске пишет слово, отражающее смысл темы. Студентам предлагается составить метафору по определенному алгоритму:

-     записать объект,

-     назвать действие объекта,

-     на что похож (подобрать к действиям),

-     где находится объект,

-     третий и четвертый в совокупности дает метафору.

Например: по теме Анимация движения

  1. Анимация
  2. Движется, передвигается, превращается
  3. Планета, туча, чудо
  4. В космосе, на небе, на компьютере
  5. Компьютерное чудо

Так же при подведении итогов используется метод создания синквейнов. Обучающимся предлагается составить стих, где первая строка –  тема одним словом (существительное), вторая строка – описание темы (2 прилагательных), третья строка  описание действия в рамках этой темы  (3 глагола или деепричастия), четвретая строка – отношения к теме, чувства, эмоции (фраза из четырех слов) , пятая строка – повторение сути темы одним словом (синоним темы). Например:

  1. Электронная почта
  2. Доступная, дешевая
  3. Доставляет, принимает, информирует
  4. Общение в сети – это электронная почта
  5. Письмо

Часто при подведении итогов учебного занятия используется метод «шести шляп». При проведении этой методики учащиеся делятся на четыре группы, каждой из которых нужно ответить на один из вопросов: первая группа  – что понравилось (было интересно), вторая группа – что не понравилось (не удалось), третья группа – что почувствовали, четвертая группа – где реально можно использовать (применить).

Одной из распространенных креативных технологий,  используемых на уроках производственного обучения, является метод проектов. Например, по теме «Создание мультимедийного продукта» обучающиеся делятся на мини–группы. Объявляются цели и задачи, этапы проекта, критерии. Также предъявляется проблемная ситуация: «Судомеханический техникум объявил конкурс на создании эмблемы техникума, видеоролика и буклета». Каждой группе  необходимо выполнить данное задание. При выполнении задания приветствуется новизна и оригинальность работ. Участники бригады планируют создание объектов. Каждый участник бригады выполняет одно из заданий, затем объединяют свои работы. После чего представитель от бригады защищает проект. В конце подводятся итоги работ.

Наличие разнообразных интерактивных методов даёт возможность делать уроки нестандартными, непохожими друг на друга. Внедрение в практику данных методов позволяет  оптимизировать учебный процесс, активизировать  творческое мышление студентов, повысить их мотивацию к освоению профессиональной деятельности, способствует становлению профессиональных компетенций. У студентов формируется интерес к научно-исследовательской деятельности и навык самостоятельности. Они  способны  воспринимать идеи других, анализировать их положительные и отрицательные стороны, принимать адекватные и конструктивные решения.

После создания учащимися проектов, студентам легче сдавать  зачет по практике, готовиться к защите выпускной квалифицированной работе в виде создания мультимедийных проектов.  У студентов вырабатываются навыки работы в группах.

Таким образом, креатив–технологии делают процесс производственного обучения более эффективным.  Студенты стремятся анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков,  выявлять проблемы, определять возможные пути решения, вести поиск  необходимых сведений, используя  различные источники информации.

В сложных условиях сокращения времени на проведение занятий по производственному обучению использование креативных технологий позволило в значительной мере компенсировать негативные последствия от дефицита учебных часов. В результате уровень подготовки обучающихся не снизился, при этом некоторые компетенции (в первую очередь связанные с творчеством, креативностью) напротив получили дополнительную стимуляцию к развитию. Из всего этого можно говорить, что креативные технологии являются великолепным подспорьем для педагогов и мастеров производственного обучения.