Полный текст статьи
Печать

В современных условиях модернизации образовательного процесса профессиональной подготовки специалистов большое значение придается проблеме развития информационной компетентности у студентов при обучении различным дисциплинам. Так, практика изучения курса «Геодезия» в Комсомольском–на Амуре строительном колледже показывает, что студенты испытывают затруднения в усвоении большого потока специальной информации, подборе и анализе лекционных материалов, тратится большая часть времени на конспектирование определений, первоисточников и их интерпретацию. От того насколько быстро, точно и наглядно студент сумеет воспринять, обработать, организовать, запомнить информацию - будет зависеть его успешность и заинтересованность в освоении профессиональной деятельности.

Мы предположили, что использование интерактивных методов обучения, и , в частности, метода «Ментальных карт» при изучении нового материала на учебных занятиях дисциплины «Геодезия» позволит будущим специалистам развить структурное мышление и сформировать умения и навыки работы с информацией:

-     находить, осмысливать, использовать нужную информацию;

-     анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков.

-     выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации.

В качестве основного средства развития информационной компетентности мы предлагаем использовать в начале каждого учебного занятия интерактивный метод обучения  «Мозговой штурм», разработанный Алексом Осборном в 1953 году.  Внедрение метода в структуру учебного процесса будет способствовать повышению мотивации студентов к изучению темы и, непосредственно, самой дисциплины,  стимулировать их творческую активность и познавательный интерес. Метод позволяет наглядно организовать мыслительные процессы, происходящие при погружении в проблему.

Приём «Синквейн» полезен в качестве инструмента для синтезирования новой, сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа обучающихся. Данный приём успешно применим при закреплении нового материала в конце занятия. «Синквейн» помогает отобрать студенту в информационном материале наиболее существенные термины, кратко их сформулировать, сделать выводы, обобщить.

Существуют поговорки: «Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать», «Одна картинка стоит 1000 слов», которые наталкивают на мысли об организации, структурировании больших текстов. Примеры зарождения этого метода можно увидеть в рабочих тетрадях Леонардо да Винчи, Чарльза Дарвина, А. Эйнштейна, А.С. Пушкина в изображении ими большого количества схем, рисунков, символов, которые предвосхищали поиск образов, идей, ярких слов великих людей.

При освоении большого потока информации традиционные методы конспектирования в большинстве случаев неэффективны. По мнению преподавателя математики и информатики Т.Д. Овчинниковой, «...мозг не хранит информацию в виде аккуратных строк или столбцов; он хранит информацию, используя образцы, шаблоны и ассоциации. Структуру вертикальной текстовой информации записанной в форме конспекта одним взглядом не охватить. Рассматриваемые вопросы отстоят друг от друга далеко по вертикали» [2].

Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Широкое применение способа записи информации в виде ментальных карт началось во второй половине XX века благодаря английскому психологу Тони Бьюзен, который разработал инструмент, активизирующий пространственно-образное мышление [1]. Составление интеллектуальной карты способствует лучшему усвоению и запоминанию текста, влечёт за собой развитие креативного мышления студентов.

«Ментальные карты» строятся по «круговому» принципу. Темы находятся вокруг «названия» и взглядом, возможно, охватить сразу полное решение вопроса. Карты мышления, отражают связи (смысловые, причинно-следственные, ассоциативные и т.д.) между понятиями, частями и составляющими рассматриваемой области. Ментальные карты имеют открытую структуру, поэтому существует возможность их дополнения, доработки во времени после проведённого учебного занятия для углубления темы.

Применяя структурную организацию учебного материала, студенты развивают структурное мышление, которое увеличивает скорость обработки информации в несколько раз. Преимущества данного метода очевидны: запомнить десять ключевых слов, несущих ключевой смысл и идею намного проще, чем десять страниц текста классического конспекта.

Цель: внедрить на практике создание ментальных карт по дисциплине «Геодезия» отыскать ассоциации и получить целостную картину изучаемого предмета - знание используемых геодезических приборов, приведение их в рабочее состояние, знать правила работы с ними.

Сегодня характерной чертой образовательной среды является возможность обучающихся и преподавателей обращаться к структурированным учебно-методическим материалам, обучающим мультимедийным комплексам.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы было разработано и апробировано учебное занятие по теме «Нивелирование», в котором приняло участие 22 человека.

Ниже приведено описание проведённого учебного занятия основанного на применении креатив - технологий.

Бьюзен Т. сформулировал основные правила разработки ментальных карт. В начале учебного занятия студенты были ознакомлены с правилами построения ментальных карт. Для составления «ментальной карты» необходимо прослушать объяснение, внимательно просмотреть и отобрать материал лекции расположенный на слайде презентации, выделить ключевое понятие, отобразить информацию в виде ёмкого определения, рисунка, схемы, формулы. «Ментальные карты» необходимо создавать в виде ветвящейся кроны дерева, в цвете, используя иллюстрации, символы и ассоциации. Рекомендуется рисовать ментальные карты «от руки», благодаря этому можно наглядно увидеть, как и насколько эффективно организовано мышление студента по изучаемой теме.

Студентам предлагается ситуация первого знакомства с выставленным в аудитории прибором. Используя приём «наглядного мозгового штурма» для аудитории ставится задача совместного формулирования темы занятия и постановки целей. Ключевое слово задано – это название прибора – нивелир. Преподаватель ведёт протокол предлагаемых студентами ассоциаций, располагая их вокруг ключевого слова. Обучающиеся высказывают предполагаемые действия, связанные с работой, строением прибора.

Продолжительность познавательного этапа запланирована на 26 минут.

Объяснение новой темы в форме эвристической беседы, преподавателем проводятся параллели с изученным ранее геодезическим прибором - теодолит. Назначение круглого и цилиндрического уровня известны обучающимся и они сопоставляют назначение этих частей в двух приборах.

При изучении вопроса о способах нивелирования студенты пытаются обнаружить межпредметные связи с физикой – гидростатическое нивелирование с законом сообщающихся сосудов, барометрическое нивелирование с измерением давления барометрами.

Для того, чтобы овладеть знаниями об устройстве и составных частях геодезического прибора – нивелир студентам подготовлен и роздан дидактический материал – рисунок нивелира. При объяснении нового учебного материала в слайд – презентации использованы рисунки, ракурс которых не совпадает с тем, который предложен студентам для заполнения. Им необходимо сопоставить все изображения и на своём экземпляре подписать составные части нивелира, иллюстративную карту студенты вклеят в рабочую тетрадь. При возникновении затруднений с идентификацией частей прибора преподаватель, отвечая на вопросы  студентов демонстрирует части на стоящем в аудитории приборе, помогая ему самостоятельно ответить на возникший вопрос.

Этап первичного осмысления и закрепления связей в объектах изучения наблюдем в ответах на представленные на слайд – презентации вопросы, по прослушанному новому материалу пользуясь созданными ментальными картами. Опрос ведется фронтально, все студенты дополняют ответы друг друга. Ментальные карты хороши для того, чтобы освежать в памяти все детали, для быстроты ориентирования в теме.

Задание на первичное закрепление знаний студенты демонстрируют в написании «синквейна» по теме занятия. Правила написания представлены на доске, активизируется связь с русским языком – частями речи.

Затем осуществляется представление результатов по итогам работы в оформлении временной выставки «ментальных карт», чтение «синквейна».

Презентация на интерактивной доске и постановка студентами новых целей обучения с помощью проведения метода «наглядного мозгового штурма» обеспечивают план дальнейшей работы по освоению темы дисциплины. На доске преподаватель записывает варианты вопросов, предложенные студентами к обязательному рассмотрению, такие как:

-     выполнение поверок и юстировок нивелира,

-     нивелирная рейка,

-     взятие отсчётов по рейке,

-     процесс нивелирования,

-     журнал записей нивелирования.

Оканчивается данная работа проведением инструктажа по выполнению домашнего задания, которое состоит из 2 частей. Первая, обязательная часть домашнего задания – выучить составные части нивелира. Вторая часть домашнего задания состоит из 2 уровней: решения задач на нивелирование и составление кроссворда из 10 слов. Студентам предлагается выбрать уровень задания по собственному желанию.

Всё выше сказанное позволяет сделать вывод о том, что занятия по дисциплине «Геодезия» с применением креатив-технологий способствуют развитию информационной компетентности студентов, выработке у них продуктивного решения по конкретной проблеме или поставленной задаче, формированию самостоятельности мышления и навыкам конструктивного общения.

Применение в образовательном процессе нового для студентов метода построения «ментальной карты» помогло организовать большой объём информации, приблизиться к результату проявления инициативы и творчества в отборе необходимого и достаточного содержания.