Полный текст статьи
Печать

Настоящий этап развития системы профессионального образования характеризуется переосмыслением значимости приобретаемых студентами знаний, поскольку современному обществу необходим творческий неординарно мыслящий специалист, способный самостоятельно ориентироваться в большом объеме научной информации, принимать нестандартные решения, формулировать и аргументировать выводы. Именно такой специалист может стать конкурентоспособным на рынке труда. Повышенные требования к развитию творческого мышления и креативности выпускника ППО – социально и экономически значимая потребность общества, которая может быть удовлетворена только с помощью соответствующих методов и технологий обучения, реализуемых в рамках моделей, учитывающих психологические характеристики этих процессов.

Принципы личностно ориентированного подхода в обучении могут быть реализованы только в рамках инновационных креативных образовательных технологий. Каким образом мы можем привнести креативность в образовательный процесс? Главным лозунгом в креативном обучении должен стать лозунг: «Не учите их, дайте им учиться самим!» Как отмечает Алан Дж. Роу, если мы позволим студентам и школьникам быть открытыми, обсуждать новый материал и выдвигать новые, смелые идеи, мы будем на пути к более совершенной системе образования.

В настоящее время в практике обучения разработаны и реализуются модели креативного обучения, развивающие критическое и творческое мышление обучаемых. К таким технологиям в «креативном образовании» можно отнести игровые методы (деловые, имитационные, ролевые игры, «деловой театр»), кейс-метод, метод тренингов, мозговой штурм и мозговую атаку и другие.

Метод кейс-стади или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).

Основная цель метода – совместными усилиями группы студентов проанализировать ситуацию – case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

Достоверно установлено, обучение на конкретных примерах помогает сформировать у студентов устойчивый познавательный интерес как к дисциплинам профессионального цикла, так и к профессиональной деятельности, непосредственно, способствует развитию различных аналитических, практических, коммуникативных, социальных  навыков, формированию профессиональной компетентности будущих специалистов, а также оптимизации учебного процесса (тренинг обучаемых, закрепление знаний, отработка стилей поведения в конкретных ситуациях). Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Главный смысл кейса сводится к интерпретации информации и выработке навыков по конструктивному оперативному решению задач в  сфере профессиональной деятельности.

Следует отметить, направленность метода кейс-стади на формирование у будущих студентов преимущественно когнитивного и деятельностного компонентов профессиональной компетентности . Изучение, анализ и выработка решений по типовым ситуациям в профессиональной сфере,  способствует развитию отдельных компетенций, повышают результативность профессионального образования.

Научность и строгость кейсу придают статистические материалы, сведения о состоянии рынка, социально-экономические характеристики предприятия и т.д. При этом данные материалы могут играть роль непосредственного инструмента для диагностики ситуации, а могут выступать в качестве материала для расчета показателей. Статистические материалы размещают либо в самом тексте кейса, либо в приложении. При всем многообразии видов кейсов, все они имеют типовую структуру:

-     ситуация, случай, проблема, история из реальной жизни;

-     контекст ситуации – особенности действий участников ситуации;

-     комментарий ситуации, представленный автором;

-     вопросы или задания для работы с кейсом;

-     приложения.

Этапы разработки кейса:

-  определение места кейса в системе образовательных целей;

-     построение или выбор модели ситуации;

-     создание описания;

-     сбор дополнительной информации;

-     подготовка окончательного текста;

-     презентация кейса, организация обсуждения.

Работа преподавателя и студентов на учебных занятиях с применением кейс-технологии может быть многовариативна. В образовательных учреждениях среднего профессионального образования кейсы используются прежде всего с целью формирования профессиональных компетенций студентов.

Однако, кейс может быть использован на практических занятиях при освоении профессиональных модулей. Например, студенты специальности 100801 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» при освоении профессионального модуля ПМ 04 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих»  выполняют практические работы по изучению функциональных обязанностей продавца продовольственных товаров. Разработано несколько типов кейсов – практические, исследовательские, тренинговые.

В основе практических  кейсов лежат конкретные ситуации. Например, студентам предлагается кейс по оценке планировки торгового зала магазина. Суть кейса заключается в следующем: в содержании кейса указываются конкретные данные по определенному магазину – размер торговой площади, применяемое оборудование, предложен вариант расстановки оборудования. Студенты  должны  проанализировать группировку ассортимента и размещение отделов в магазине, описать способ размещения оборудования, определить коэффициенты установочной и экспозиционной площади магазина, предложить вариант более эффективного использования площади торгового зала магазина, подготовить проект и защитить его. Работа с кейсом данного типа проходит успешнее в малых группах.

При изучении темы «Функциональные обязанности продавца по размещению и выкладке товаров» студенты выполняют кейс по составлению планограммы выкладки товара. При подготовке занятия преподавателем составляется несколько кейсов, в которых указывается вид товара, количество разновидностей, марок, вид фасовки, вид упаковки, параметры торгового оборудования. Схема проведения занятия такова:

-     вступительное слово преподавателя, постановка целей перед студентами;

-     распределение студентов по малым группам (4-6 человек), каждой группе выдается кейс на составление планограммы выкладки определенного вида товара (соки, чай, крупы, детское питание и т.д.);

-     организация работы студентов в малых группах, выбор планограммы определенного типа (схема, рисунок, фотография), составление планограммы, определение докладчиков;

-     организация презентации решений в малых группах – может быть нарисована на плакате или оформлена на слайдах;

-     защита презентации докладчиком;

-     организация общей дискуссии;

-     обобщающее выступление преподавателя, его анализ ситуации;

-     оценивание студентов преподавателем.

При освоении профессиональных модулей можно рекомендовать использование исследовательских кейсов, которые кроме конкретной ситуации должны включать также элементы поиска и работы с нормативной документацией. При проведении оценки качества товаров будущие специалисты  выполняют кейсы по установлению градаций качества товаров и в выводе обосновывают возможность приемки партии товара с различными дефектами или отклонениями от норм стандартов. Они учатся делать обоснованные выводы и заключения. Внимание акцентируется на формирование дискуссионных процедур.

Метод кейс-стади можно совместить в применении с другими креативными методиками, например, креатив-бой. В качестве примера приведу итоговый урок по МДК «Нормативное регулирование деятельности продавца». Указанный урок является зачетным занятием, которое должно показать усвоение студентами правил торговли и знание закона РФ «О защите прав потребителей». Для проведения урока можно использовать методику «креатив-бой», то есть интеллектуального командного соревнования, разделив группу на 2-3 команды. В качестве заданий в «Креатив-бое» в данном случае используются мини-кейсы, составленные с применением практических ситуаций по правилам продажи и обмена товаров.

При обучении кейс-методом формируются:

-     аналитические навыки – умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию;

-     практические навыки – использование на практике теоретических знаний, методов и принципов;

-     творческие навыки – одной логикой, как правило, кейс-ситуацию не решить, очень важны творческий подход и генерация альтернативных решений;

-      коммуникативные навыки – умение вести дискуссию, убеждать окружающих, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, составлять краткий убедительный отчет, использовать наглядный материал и мульти-медиа средства;

-     социальные навыки –оценка поведения людей, умение слушать, переживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение;

-     самоанализ – несогласие в дискуссии  способствует осознанию и анализу мнения других и своего.

Проблема внедрения кейс-метода в практику профессионального образования в настоящее время является весьма актуальной, что обусловлено развитием системы образования, его ориентации на формирование профессиональных компетенций студентов, развитие умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, умению перерабатывать огромные массивы информации.