Полный текст статьи
Печать

Одним из наиболее эффективных активных методов обучения является деловая игра. Впервые использовала в обучении игровой метод (деловую игру) М.М. Бирштейн в 1932 году в Ленинграде. В 1991 году в мире использовалось более 2000 деловых игр, из них только в бывшем СССР и США – свыше 1200. Распространяются и внедряются деловые игры в Англии, Канаде, Японии, Франции, Германии, Польше, Чехии, Словакии и др. Исследователи установили, что при подаче материала в такой форме усваивается около 90 % информации. Активность студентов проявляется ярко, носит продолжительный характер; игровая технология «заставляет» их быть активными.

Разработкой теории и практики деловой игры на современном этапе развития методики профессионального обучения в вузе занимаются А.А. Вербицкий [1], С.А. Габрусевич, Г.А. Зорин [2], Ю.В. Геронимус [3], В.Ф. Комаров [4], Ю.Д. Красовский [5], М.Н. Крылова, О.Н. Ворошилова [6], А.М. Смолкин [7], Н.А. Соловьева, Т.А. Макаренко [8] и другие исследователи.

Целью нашей статьи стало рассмотрение некоторых теоретических вопросов деловой игры и возможностей использования данного активного метода обучения в практике преподавания иностранного языка в вузе.

В настоящее время различают три сферы применения игрового метода:

1. Учебная сфера: игровой метод применяется в процессе обучения, повышения квалификации.

2. Исследовательская сфера: используется для моделирования будущей профессиональной деятельности с целью изучения принятия решений, оценки эффективности организационных структур и т. д.

3. Оперативно-практическая сфера: игровой метод используется для анализа элементов конкретных систем, для разработки различных элементов системы образования.

Педагогическая цель деловой игры – активизировать мышление студентов, повысить самостоятельность будущего специалиста, внести дух творчества в обучение, подготовить студента к практической профессиональной деятельности. Игровой метод тесно связан с проблемным обучением: главным вопросом в проблемном обучении выступает «почему», а в деловой игре – «что было бы, если бы…». Данный метод раскрывает личностный потенциал студента: каждый участник может продиагностировать свои возможности в одиночку, а также в совместной деятельности с другими участниками.

Деловая игра – это контролируемая система, так как процедура игры готовится и корректируется преподавателем. Если игра проходит в планируемом режиме, преподаватель может не вмешиваться в игровые отношения, а только наблюдать и оценивать игровую деятельность студентов. Но если действия выходят за пределы плана, не выполняются цели занятия, преподаватель может откорректировать направленность игры и ее эмоциональный настрой.

 Рассмотрим классификацию методов активного обучения для вуза, предложенную А.М. Смолкиным [7]. Он выделяет имитационные методы активного обучения, то есть формы проведения занятий, в которых учебно-познавательная деятельность построена на имитации профессиональной деятельности. Все остальные относятся к неимитационным; это все способы активизации познавательной деятельности на лекционных занятиях. Имитационные методы делятся на игровые и неигровые. К неигровым относятся анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач и другие.

Остановимся более подробно на классификации игровых имитационныхметодов обучения. Это, во-первых, деловые игры, игровое проектирование и т. п., а также:

ü Стажировка с выполнением должностной роли – форма и метод активного обучения конкретного типа, при котором моделью выступает сама действительность, а имитация затрагивает в основном исполнение роли (должности).

ü Имитационный тренинг предполагает отработку определенных специализированных навыков и умений по работе с различными техническими средствами и устройствами.

ü Разыгрывание ролей (инсценировка) – игровой способ анализа конкретных ситуаций, в основе которых лежат проблемы взаимоотношений в коллективе, проблемы совершенствования стиля и методов руководства.

ü Игровое проектирование – практическое занятие, суть которого состоит в разработке инженерного, конструкторского, технологического и других видов проектов в игровых условиях, максимально воссоздающих реальность.

ü Дидактическая игра – это модель, то есть замещение реально существующего объекта, процесса, явления, осуществляемое с помощью различных средств.

Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса:

1 этап – первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т. д.

2 этап – контроль знаний (закрепление), могут быть использованы такие методы, как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т. д.

3 этап – формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей, возможно использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы.

Начинать применение игровых методов лучше с имитационных упражнений. Их цель – предоставить студентам возможность в творческой обстановке закрепить те или иные навыки, акцентировать внимание на каком-либо важном понятии, категории, законе. В условии имитационного упражнения должно содержаться обязательное противоречие, элемент проблемности.

После имитационных упражнений можно переходить к деловым играм. В учебном процессе вуза – это скорее ролевая игра, так как студенты еще не владеют в полной мере своей специальностью. Цель данной игры – сформировать определенные навыки и умения студентов в их активном творческом процессе. Социальная значимость деловой игры в том, что в процессе решения определенных задач активизируются не только знания, но и развиваются коллективные формы общения.

В подготовке деловой игры можно выделить следующие операции:

1. Выбор темы и диагностика исходной ситуации. Темой игры может быть практически любой раздел учебного курса. Желательным является то, чтобы учебный материал имел практический выход на профессиональную деятельность.

2. Формирование целей и задач с учетом не только темы, но и исходной ситуации. Нужно построить игру в одной ситуации.

3. Определение структуры игры с учетом целей, задач, темы, состава участников.

4. Диагностика игровых качеств участников деловой игры. Проведение занятий в игровой форме будет эффективнее, если действия преподавателя обращены не к абстрактному студенту, а к конкретному студенту или группе.

5. Диагностика объективного обстоятельства. Рассматривается вопрос о том, где, как, когда, при каких условиях, и с какими предметами будет проходить игра.

Для подготовки деловой игры могут использоваться все дидактические методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский.

Следует соблюсти методические требования:

- игра должна быть логическим продолжением и завершением конкретной теоретической темы (раздела) учебной дисциплины, практическим дополнением изучения дисциплины в целом;

- максимальная приближенность к реальным профессиональным условиям;

- создание атмосферы поиска и непринужденности;

- тщательная подготовка учебно-методической документации;

- четко сформулированные задачи; условия и правила игры;

- выявление возможных вариантов решения указанной проблемы;

- наличие необходимого оборудования.

В практике работы в вузе деловая игра определяется темой, предусмотренной рабочей программой, требует определенных знаний, подготовки студентов, их умения работать в коллективе. Преподавателем осознанно выбирается группа, уровень которой соответствует проведению такого мероприятия. В процессе подготовки и проведения деловой игры каждый участник должен иметь возможность для самоутверждения и саморазвития. Преподаватель должен помочь студенту стать в игре тем, кем он хочет быть, показать ему самому его лучшие качества, которые могли бы раскрыться в ходе общения, так как многие студенты считают себя недостаточно компетентными. В итоге, если студенты подошли к занятию осознанно, проявив свои знания, умение работать в коллективе, то результат превосходит ожидания. Преподаватель обязан оценить работу, проделанную студентами, и лучший результат – это удовлетворительные оценки и самоутверждение участников.

Нам хотелось бы поделиться своим опытом проведения в форме деловой игры практического занятия по теме: «Путешествие по стране изучаемого языка. Лондон – столица Великобритании». Для проведения такого мероприятия была выбрана группу второго курса энергетического факультета. Сценарий и дополнительный демонстрационный материал к проведению занятия был подготовлен заранее. Ведущий – туристический агент – по сценарию должен был провести экскурсию по всем достопримечательностям столицы, давая пояснения на иностранном языке, а группа студентов, приехавшая из России в Британию, интересовалась историей, традициями, бытом британцев. Высказывания по теме были лаконичными, содержательными. Студенты на занятии чувствовали себя уверенно, свободно проявляя свои артистические способности в диалогах. Присутствующие на практическом занятии преподаватели вступали в разговор на заданную тему со студентами, а те, в свою очередь, с удовольствием отвечали. В завершение занятия студентами был составлен кроссворд с ключевым словом «Лондон». Итогом такого мероприятия были не только удовлетворительные оценки, но и получение огромного удовольствия от занятия.

В использовании деловой игры можно отметить положительные и отрицательные моменты. Положительное в применении деловой игры: высокая мотивация, эмоциональная насыщенность процесса обучения; подготовка к профессиональной деятельности. Формируются знания и умения, студенты учатся применять свои знания; послеигровое обсуждение способствует закреплению знаний.

Отрицательнымявляется: высокая трудоемкость подготовки и проведения занятия для преподавателя, он должен быть внимательным и доброжелательным руководителем в течение всего хода игры; большая напряженность для преподавателя, сосредоточенность на непрерывном творческом поиске, обладание актерскими данными; готовность не всех студентов к работе с использованием деловой игры; трудности с заменой преподавателя, который проводил игру.

Деловая игра помогает достижению учебных, воспитательных и развивающих целей коллективного характера на основе знакомства с реальной организацией работы. У деловой игры высокая познавательная эффективность, так как в процессе игры студенты знакомятся с диалектическими методами исследования вопроса (проблемы), организацией работы коллектива, с функциями своей будущей профессиональной деятельности на личном примере.

Воспитательная эффективность деловой игры проявляется в том, что в процессе деловой игры формируется сознание принадлежности ее участников к коллективу; сообща определяется степень участия каждого из них в работе; устанавливается взаимосвязь участников при решении общих задач; коллективно обсуждаются вопросы, что формирует критичность, сдержанность, уважение к мнению других, внимательность к другим участникам игры.

Развивающая эффективность в том, что в процессе игры развиваются логическое мышление, способность к поиску ответов на поставленные вопросы, речь, речевой этикет, умение общаться в процессе дискуссии.

Качество знаний, полученных посредством игровой формы обучения, в значительной степени зависит от мастерства преподавателя. Преподаватель, не имеющий глубокого и стабильного контакта с членами группы, не может на высоком уровне провести деловую игру. Если преподаватель не вызывает доверия у студентов своими знаниями, педагогическим мастерством, человеческими качествами, игра не будет иметь запланированного результата, или даже может иметь противоположный результат.

Таким образом, деловые игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, демократичности, гласности, соревновательности, максимальной занятости каждого и неограниченной перспективы творческой деятельности в рамках деловой игры. Современное обучение в вузе должно включать в себя все новое и прогрессивное, что появляется в педагогической теории и практике с целью повышения познавательной активности студентов.