Полный текст статьи
Печать

Публичная речь в настоящее время играет всё более значительную роль в жизни общества. Владение умением выступать публично, эффективно воздействовать на аудиторию при помощи слова является важной предпосылкой успеха во многих областях и видах профессиональной деятельности: производстве, политике, менеджменте, торговле, юриспруденции, педагогике, сфере обслуживания и др. По мнению Е.В. Бодровой, «способность целенаправленно овладевать богатствами русского языка, правильно и уместно избирать необходимый строй речи говорят о языковой ответственности специалиста и гражданина» [1, c. 300].

Российское общество переживает существенные изменения речевой ситуации: с одной стороны, обнаруживается большое разнообразие говорящих и бо́льшая свобода их поведения, отмечается наличие нескольких типов речевой культуры в современном обществе – от элитарной до просторечной и жаргонной, далёких от языкового идеала. Языковой вкус нашего современника во многом формируется под влиянием СМИ, общения в интернете, в результате – речь многих молодых людей примитивна, однообразна, небрежна, груба. С другой стороны, возрастает значимость уровня общей культуры личности и культуры речи, в частности. Владение нормами литературного языка, умение продуктивно общаться, убеждать с помощью языковых средств становится для человека одним из основных условий профессионального успеха и психологического комфорта. Неумение организовывать эффективное речевое общение, незнание норм русского литературного языка расценивается как признак недостаточной общей культуры человека.

Будущего бакалавра технических наук необходимо научить свободно пользоваться разнообразными языковыми средствами в различных коммуникативно-речевых условиях, и, прежде всего, в непосредственной профессиональной деятельности, научить мастерству публичного выступления и полемики, сформировать безукоризненно чистую, правильную, терминологически точную и выразительную речь. С этой целью как дисциплина вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла (дисциплина по выбору) в нашем вузе в учебные планы ряда направлений подготовки бакалавров в соответствии с ФГОС ВО введена «Риторика». Дисциплина «Риторика» изучается студентами, обучающимися по различным нефилологическим направлениям подготовки бакалавров, в частности:

20.03.01 – Техносферная безопасность;

35.03.06 – Агроинженерия;

19.03.02 – Продукты питания из растительного сырья;

21.03.02 – Землеустройство и кадастры;

13.03.01 – Теплоэнергетика и теплотехника;

13.03.02 – Электроэнергетика и электротехника и др.

В соответствии с ФГОС данных направлений, изучение учебной дисциплины «Риторика» направлено на формирование у обучающихся различных общекультурных компетенций (ОК).

Компетентностный подход к процессу обучения студентов, ставший основным с введением ФГОС третьего поколения, предполагает формирование у обучающихся коммуникативной компетенции, которая, по словам Е.Г. Пономарёвой, «позволяет студентам выстраивать взаимоотношения с окружающими людьми, формировать навыки работы в группе, овладевать различными социальными ролями в коллективе» [2, c. 70].

Риторика(ораторское искусство, красноречие) – искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания воздействия на аудиторию. Ри­торика является культурной основой знания и социальной деятель­ности, она позволяет человеку быть гражданином правового общества и определять форму мыслей и направления действий в будущем.

Цели преподавания «Риторики» в современных условиях, с учётом уровня подготовленности студентов следующие:

–      изучение проблем речевой культуры в теоретическом и практическом плане;

–      осознание значимости ораторского и полемического мастерства в жизни современного человека;

–      повышение уровня языковой подготовки будущих бакалавров; уровня владения современным русским литературным языком в разных сферах функционирования, в частности в устной его разновидности;

–      углубление представлений о нормах современного русского литературного языка;

–      совершенствование навыков владения различными стилями литературного языка и публицистическим в первую очередь;

–      формирование практических умений в области стратегии и тактики речевого поведения в различных формах и видах коммуникации (письменные, устные формы и жанры речи; монологический, диалогический, полилогический виды речи);

–      освоение лексического и акцентологического минимума;

–      развитие творческих способностей студентов.

Для достижения данных целей в рабочей программе было сформировано два модуля: «Язык публичного выступления» и «Публичное выступление». В первом модуле предполагается рассмотрение следующих вопросов:

1. Риторика как наука.

2. Языковые нормы как основная категория публичного выступления.

3. Коммуникативные качества речи.

4. Публицистический стиль.

Второй модуль объединяет следующие вопросы:

1. Классификация выступлений в зависимости от их цели.

2. Подготовка и произнесение речи.

3. Контакт с аудиторией.

4. Спор, дискуссия, полемика

Учебное время поровну делится на теоретические и практические часы (18+18), 36 часов отводится на самостоятельную работу студентов. Общая трудоёмкость дисциплины – 72 часа (2 зачётные единицы).

При изложении теоретического материала основное внимание уделяется вопросам, допускающим различные толкования. Цель преподавателя – поставить проблему, создать условия для обсуждения, высказывания студентами собственного мнения. Например, в теме «Риторика как наука» проблемным является вопрос «Каждый ли может стать оратором». Поощряется дискуссия, не даётся готовое решение. К ответу – «Хорошим оратором может сделаться каждый, однако при ряде условий (работа над собой, изучение методики и опыта других ораторов и т. п.)» – преподаватель и студенты должны прийти вместе, в результате живого обсуждения.

На каждом практическом занятии должна звучать речь обучающихся, причём каждого студента. При важности всех типов заданий (творческих, на наблюдение и оценку и под.) основными должны стать задания на подготовку речей и выступление с ними:

–      подготовьте интересное информационное сообщение об одном из античных ораторов (1 минута);

–      подготовьте речь о себе «Разрешите представиться» (1 минута);

–      произнесите по-разному этикетную формулу начала речи «Дамы и господа!» (равнодушно, торжественно, выражая просьбу, иронию, радость и т. д.);

–      составьте речь (публичное выступление) на 3 минуты с использованием как можно большего количества слов из орфоэпического минимума;

–      подготовьте информационную речь (3 мин.). Используйте во вступлении приёмы привлечения внимания аудитории. Обратите особое внимание на заключительные фразы речи;

–      подготовьте агитационную речь и выступите с нею (3-5 мин.). Постарайтесь употребить в речи как можно больше аргументов и ораторских приёмов;

–      подготовьте приветственную (воодушевляющую) речь (3-5 мин.). Так как главная задача приветственной речи – создать приподнятое, праздничное настроение, воодушевить слушателей, обратите внимание на эмоциональность вашей речи, используйте в ней средства речевой выразительности;

–      расскажите любую историю из жизни. Время на обдумывание, подготовку тезисов – 3 минуты. Время рассказа – 3-5 минут. Каждый рассказ анализируется и оценивается слушателями;

–      произнесите тост. Время на обдумывание, подготовку – 3 минуты. Время произнесения – 1 минута. Повторы не допускаются. Юмор приветствуется. Каждый тост анализируется и оценивается слушателями.

Начинать надо с простейших выступлений, постепенно осваивая всё более сложные формы. Предполагается как полное выполнение задания на занятии (и подготовка, и выступление), так и домашняя подготовка с последующим выступлением на занятии. В заключение курса проводится занятие «Открытая трибуна». Студенты группы заранее (за одну-две недели) получают задание – подготовить речь на 5 минут. Тема – любая, близкая данному оратору. Необходимо продумать содержательный компонент речи, ораторские приёмы и подготовиться произносить речь с минимальной опорой на текст. На занятии каждый студент выходит к доске и произносит речь. При наличии вопросов – отвечает на них. Слушатели, воспринимая речь, отмечают её положительные стороны, находки оратора (плюсы) и отрицательные стороны, неудачи оратора (минусы). После каждой речи – её анализ, обмен мнениями, совместное оценивание.

Как видим, в преподавании риторики необходимо использовать (и мы стараемся это делать) современные технологии обучения в высшей школе, которые сегодня являются неотъемлемой частью учебного процесса [3]. С помощью ролевых игр, проектной технологии, решения ситуативных задач дисциплина «Риторика» способствует развитию профессиональных компетенций студентов технических направлений подготовки.

Современное информационное общество в условиях свободы общественной жизни предполагает, что каждый член этого общества должен обладать навыками хорошей, грамотной и убедительной речи. Речь – основное орудие любого специалиста: политика, преподавателя, психолога, юриста, да и любого активного члена современного общества. Среди целей современно высшего образования хочется отметить необходимость «воспитывать не узких специалистов, а людей всесторонне образованных» [4, с. 61]. В этой связи введение нового курса «Риторика» в техническом вузе вполне обоснованно. Кроме того, знакомство студентов технического вуза с риторикой, основами публичного выступления перед аудиторией способствует не только формированию у них начальных риторических умений, но и выработке установки на постоянное совершенствование своей речи, а это и есть самое главное при обучении в соответствии с компетентностным подходом в современном высшем образовании.