Полный текст статьи
Печать

Студент XXI века учится в период развития «новой экономики».  Образование в сфере гуманитарных наук менее подвержено видоизменениям из-за динамики общественной жизни, а экономическое же образование прямым образом реагирует на изменение общественного созревания [1].

Совсем не секрет, что во многом действенность образования определяется методикой преподавания. Именно поэтому все острее становится проблема совершенствования методик преподавания экономических дисциплин. Самое широкое использование унифицированных методов и переход на письменный контроль за усвоением студентами предметов изучения формально снижает роль преподавателя в непосредственном процессе обучения. Между тем уровень подготовки и эффективность обучения находятся в прямой зависимости от взаимодействия звена преподаватель –студент. [2] В учебном процессе обе стороны (и преподаватель и студент) должны играть творческую роль. Очень важно избегать так называемого шаблонного обучения, когда студент натаскивается на решении определенных задач, а развитие их экономического мышления кладется в жертву числу рассмотренных задач. Студент должен научиться разбираться не только в смоделированных, но и реальных экономических задачах и процессах.

Существует еще один аспект в проблеме преподавания экономических дисциплин. Такие курсы рассчитаны на реальные рыночные отношения, которые у нас в Российской Федерации пока проходят апробацию или тестирование [5]. Именно поэтому теоретические положения, читаемых курсов по экономическим дисциплинам лишены иллюстративной российской почвы. Это девальвирует имидж экономической теории.

Многие преподаватели обучают студентов с помощью профессионально-ориентированного подхода, делая акцент на преподавание бизнес-ориентированных дисциплин, однако концентрация только на этом подходе, чревата излишним насыщением рынка труда в будущем менеджерами, экономистами, «предпринимателями по диплому» и т.д. [4]. Хотелось бы отметить, что некая преподавательская эйфория в уверенности сделать каждого студента предпринимателем, грозит крахом необоснованно воспитанных надежд, ибо даже решив очень трудную задачу воспитания экономически активного и предприимчивого поколения потенциальных предпринимателей, не обеспечит им тот набор случайностей или обстоятельств, которые часто независимо от воли или образованности человека делают его успешным бизнесменом. При этом узкая ориентированность экономического бизнес воспитания закроет перед бывшим студентом другие возможности самореализации на рынке труда, под час более перспективные для его индивидуального набора личностных качеств.

Для успешного экономического образования студента важны так же и специализированные кадры, которые имеют в своем арсенале практические примеры. Преподаватель прикладных экономических дисциплин, особенно связанных с государственным управлением и бизнесом, должен быть их активным участником, чтобы адекватно характеризовать для студентов новейшие тенденции в указанных сферах. Следовательно, к его преподавательской деятельности не могут быть в полном объеме применены временные ограничения, накладываемые на преподавателей экономических дисциплин теоретического блока. Иначе у бизнесмена или чиновника просто не будет стимула для работы в вузе (вопрос об адекватной их знаниям оплате для большинства российских вузов остается риторическим). Приняв заработную плату преподавателей университетов за экзогенную величину, мы можем строить наши дальнейшие рассуждения на основе параметров эффективности организации преподавательского труда, благодаря которой только и можно сохранить хоть сколько-нибудь квалифицированные кадры [2].

Одной из самых важных задач становления креативной экономики должна стать разработка гармоничной системы, которая обеспечит стабильный рост конкурентоспособности преподавателей высшей школы. Одновременно это позволит повысить уровень преподавания и престиж отечественного образования, увеличит конкурентоспособность российских вузов, как на внутреннем, так и на мировом рынке [3].

Так же, кроме общего объема знаний для учащихся всех вузов России, определенная часть необходимых молодому поколению экономических сведений может и должна иметь региональные источники. [3]. Регионы отличаются друг от друга по значительному числу параметров, связанных с производством, наличием сырья, а также экологическими и социальными проблемами.