Семья – первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. С момента, когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник» (учитель – ученик – родитель). От того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и их родителями зависят и достижения в воспитании и развитии детей. Семья становится не только объектом, но и субъектом взаимодействия и должна стать социально-активным участником учебно-воспитательного процесса.Однако, часть родителей устраняется от участия в образовательном процессе.
Одним из способов привлечения родителей к участию в образовательном процессе является создание инициативных групп. На первом организационном собрании родители объединяются в группы, продумывают мероприятия, согласуют, какую помощь может оказать каждый при подготовке мероприятий. Работая в группах, родители более тесно знакомятся друг с другом, с учителем, с одноклассниками своего ребёнка, становятся ближе к своему ребёнку. В нашем классе есть традиция – начинать родительское собрание с просмотра видеоотчета о проведенных мероприятиях, поэтому каждая группа старается подготовить такие мероприятия, чтобы вовлечь всех учащихся, а так же их родителей (совместные выходы на природу, в театры, музеи, мастер-классы, спортивные мероприятия).
Одной из форм взаимодействия с семьей традиционно являются родительские собрания, которые проводятся исходя из запросов и интересов родителей. В начале учебного года родителям предлагается тематика собраний, в которую они вносят свои коррективы, в соответствии с теми проблемами, которые у них возникли в процессе воспитания детей. Педагог тщательно отбирает материал, продумывает форму проведения собрания (круглый стол, родительский тренинг, устный журнал, проводимый совместно с учащимися), подготавливает раздаточный материал, составляет памятки по теме собрания. В ходе собрания используются игры и групповые формы организации взаимодействия родителей, презентации, видеоролики, выступления учащихся с проектами, упражнения которые помогают в решении проблемы.
Наиболее интересными для родителей явились следующие темы собраний:
1-й класс
- круглый стол «Режим дня – основа сохранения и укрепления здоровья первоклассника»;
- родительская конференция «Одарённые дети. Степень влияния педагогов и родителей на их развитие»;
- Устный журнал «Мир увлечений вашего ребёнка»;
- Тренинговое занятие «Поговори со мной, родитель».
2-й класс
- собрание с элементами родительского тренинга «Первые уроки школьной отметки»;
- круглый стол «Детская агрессия»;
- обмен мнениями по теме «Садимся за уроки»;
- семейный совет «Гиперативный ребёнок в школе».
3-й класс
- круглый стол по теме «Как воспитать у ребёнка любовь к чтению»;
- тренинговое занятие «Письменная речь младших школьников»;
- педагогический всеобуч «Характер моего ребёнка: что можно в нём изменить и что нельзя»;
- обучающий практикум «Способности ребёнка -как их распознать и развить?».
4 класс
- круглый стол по проблеме «Детская агрессия и её причины»;
- родительский лекторий «Кризисы взросления младшего школьника»;
- обмен мнениями по теме «Поощрения и наказания»;
- лекторий для родителей «Стили семейного воспитания».
В классе организуется большое количество мероприятий (экскурсии, выходы в театры, музеи, беседы, интеллектуальные игры и так далее). Огромную помощь родители оказывают при подготовке мероприятий, которые проходят на базе школы (выпуск газеты, оформление кабинета, участие в различных конкурсах.
Таким образом, невозможно заложить фундамент детского коллектива без прочных отношений между родителями и педагогом. Задача педагога заключается в том, чтобы всеми доступными средствами достигнуть взаимодействия, согласия с родителями в воспитании ребёнка, создать эмоционально-благоприятный климат. Использование разнообразных приёмов, интересных и эффективных форм взаимодействия с родителями способствует установлению партнерских отношений с семьей.