Полный текст статьи
Печать

Семья – первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. С момента, когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник» (учитель – ученик – родитель). От того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и их родителями зависят и достижения в воспитании и развитии детей. Семья становится не только объектом, но и субъектом взаимодействия и должна стать социально-активным участником учебно-воспитательного процесса.Однако, часть родителей устраняется от участия в образовательном процессе.

Одним из способов привлечения родителей к участию в образовательном процессе является создание инициативных групп. На первом организационном собрании родители объединяются в группы, продумывают мероприятия, согласуют, какую помощь может оказать каждый при подготовке мероприятий. Работая в группах, родители более тесно знакомятся друг с другом, с учителем, с одноклассниками своего ребёнка, становятся ближе к своему ребёнку. В нашем классе есть традиция – начинать родительское собрание с просмотра видеоотчета о проведенных мероприятиях, поэтому каждая группа старается  подготовить такие мероприятия, чтобы вовлечь всех учащихся, а так же их родителей (совместные выходы на природу, в театры, музеи, мастер-классы, спортивные мероприятия).

Одной из форм взаимодействия с семьей традиционно являются родительские собрания, которые проводятся исходя из запросов и интересов родителей. В начале учебного года родителям предлагается тематика собраний, в которую они вносят свои коррективы, в соответствии с теми проблемами, которые у них возникли в процессе воспитания детей. Педагог тщательно отбирает материал, продумывает форму проведения собрания (круглый стол, родительский тренинг, устный журнал, проводимый совместно с учащимися), подготавливает раздаточный материал, составляет памятки по теме собрания. В ходе собрания используются игры и групповые формы организации взаимодействия родителей, презентации, видеоролики, выступления учащихся  с проектами, упражнения которые помогают в решении проблемы.

Наиболее интересными для родителей явились следующие темы собраний:

1-й класс

  • круглый стол «Режим дня – основа сохранения и укрепления здоровья первоклассника»;
  • родительская конференция «Одарённые дети. Степень влияния педагогов и родителей на их развитие»;
  • Устный журнал «Мир увлечений вашего ребёнка»;
  • Тренинговое занятие «Поговори со мной, родитель».

2-й класс

  • собрание с элементами родительского тренинга «Первые уроки школьной отметки»;
  • круглый стол «Детская агрессия»;
  • обмен мнениями по теме «Садимся за уроки»;
  • семейный совет «Гиперативный ребёнок в школе».

3-й класс

  • круглый стол по теме «Как воспитать у ребёнка любовь к чтению»;
  • тренинговое занятие «Письменная речь младших школьников»;
  • педагогический всеобуч «Характер моего ребёнка: что можно в нём изменить и что нельзя»;
  •  обучающий практикум «Способности ребёнка -как их распознать и развить?».

4 класс

  • круглый стол по проблеме «Детская агрессия и её причины»;
  • родительский лекторий «Кризисы взросления младшего школьника»;
  • обмен мнениями по теме «Поощрения и наказания»;
  • лекторий для родителей «Стили семейного воспитания».

В классе организуется большое количество мероприятий (экскурсии, выходы в театры, музеи, беседы, интеллектуальные игры и так далее). Огромную помощь родители оказывают при подготовке мероприятий, которые проходят на базе школы (выпуск газеты, оформление кабинета, участие в различных конкурсах.

Таким образом, невозможно заложить фундамент детского коллектива без прочных отношений между родителями и педагогом. Задача педагога заключается в том, чтобы всеми доступными средствами достигнуть взаимодействия, согласия с родителями в воспитании ребёнка, создать эмоционально-благоприятный климат. Использование разнообразных приёмов, интересных и эффективных форм взаимодействия с родителями способствует установлению партнерских отношений с семьей.