Полный текст статьи
Печать

В современном обществе всё больше пользуется спросом такое свойство личности как социальный интеллект, это умение эффективно общаться, объективно воспринимать информацию и реагировать на все изменения окружающего мира. Развитие социального опыта – это процесс, во время которого личность овладевает ценностями, традициями, культурой общества, в котором ему предстоит жить. Не случайно, главными критериями ФГОС дошкольного образования названы социализация и индивидуальное развитие ребенка [1].

Проблема социального развития детей особую важность приобретает в настоящее время, когда дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Еще Л. С. Выготский отмечал, что для педагогики «есть только одна подлинная ценность – связь человека с человеком» [2]. Для детей дошкольного возраста очень важно социальное развитие, так как успешное формирование социально значимых личностных качеств зависит от того, что ребенок знает о себе, о своих близких, о месте, где он живет, что он чувствует в определенные моменты.

Эффективность условий развития социального интеллекта дошкольников обуславливается использованием технологии психолого-педагогического сопровождения. Под психолого-педагогическим сопровождением развития социального интеллекта дошкольника рассматривается взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса, которое опирается на сильные стороны ребенка, его личностный потенциал, свободу, самостоятельность и имеет целью позитивную динамику в развитии каждого ребенка, позволяя сформировать у него способность к саморегуляции, адаптивности в реальных ситуациях жизнедеятельности [3].

Развитие социального интеллекта детей 6–7 лет в дошкольном образовательном учреждении осуществляется по следующим направлениям:

1.      Групповая работа с детьми. Групповая работы организуются и реализуются воспитателем группы. Психолог принимает участие в подборе материалов для организации утренних встреч, встреч с интересными людьми, участвует в планировании и проведении разных видов взаимодействия. Использует почту для общения с детьми и их родителями.

2. Работа с воспитателямипредполагает:

-              выход за пределы группы в стенах дошкольной организации реализуется путем коллективной проектной деятельности (один раз в квартал в проектной зоне дошкольной организации);

-              индивидуальное консультирование по вопросам социально-личностного развития ребенка и вопросам общения с детьми;

-              групповая работа с воспитателями (консультации, семинары-практикумы и т.д.).

3.      Работа с родителями строится по нескольким направлениям:

-              выход за пределы дошкольной организации «большой социум» реализуется через парковый семейный ритрит и музейную практику;

-              индивидуальное консультирование;

-              информационно-просветительская работа.

4.      Особое внимание в работе психолога по развитию социального интеллекта уделяется подгрупповым формам работы с детьми. Подгрупповые занятия с детьми –это непосредственная деятельность психолога, где с детьми проводится комплекс занятий на социально-эмоциональное развитие.

Проанализировав все формы работы с детьми по развитию социального интеллекта, мы можем отметить, что деятельность психолога присутствует во всех ее видах. Где-то деятельность психолога выходит на ведущее место как, например, в организации и проведении подгрупповых занятий, а где то она проявляется в организации отдельных видов деятельности, таких как, например, утро радостных встреч или коллективной проектной деятельности и т.д.

Таким образом, что старший дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития социального интеллекта. Описанные выше формы работы создают наиболее благоприятные условия для развития социального интеллекта, способствуя получению каждым ребенком положительного опыта социализации.